Гайд по самому оживленному стилю

Историческая справка 

Барокко начал свое триумфальное шествие по миру в XVII-XVIII веках прямиком из Италии. Приостановить его были не способен ни дипломатичные дела, ни предрассудки. 

Предназначался стиль для церковной архитектуры, чтоб создавать особое воспоминание на верующих, демонстрировать величие Бога и ничтожность человека по сопоставлению с небом.

Большего расцвета стиль достигнул при дворе Людовика XIV, Короля-Солнца, того самого, кто изрек «Правительство – это я» и увековечил себя в любом учебнике истории.

Карлскирхе в Вене на фото выше – выдающийся пример венского барокко. Поверхность фасада слоится, всегда прерывается выступами и пилястрами. 

Площадь перед собором Святого Петра в Риме, конструктор П.Бернини (1663). 

Пример российского барокко – Екатерининский дворец, конструктор Б. Ф. Растрелли. Поглядите, сколько на фасаде колонн, лепнины и статуй. Взор всегда перескакивает с детали на деталь. 

Барокко в архитектуре – это, до этого всего, размах, простор и динамика. Этот стиль подобен сложносочиненному предложению. Для которого типично обилие декора фасадов статуями, барельефами, колоннами и пилястрами. Купола часто многоярусные, как у собора Св. Петра в Риме на фото ниже. 

Собор Святого Петра в Риме. Изучите фасад: окна, портик, статуи, пилястры, арки, лепнина. Взору постоянно есть, на чем тормознуть. 

Детали 

Обилие и пышность интерьера в стиле барокко. Азамкирхе — интерьер церкви в Мюнхене, арх. братья Азам (1733—1746 гг.). Кругом фрески, лепнина, золотые лучи, позолоченные элементы, великодушные камешки, витые колонны, сглаженные формы (возлюбленная форма барокко – овал, острые углы фактически отсутствуют) 

Когда оказываешься снутри барочных строений, наружная отделка уже не так впечатляет, как истинное буйство роскоши, позолоты, красок, фресок со всех сторон. Чтоб стиль барокко показал себя полностью необходимо, как вы видите, весьма много квадратных метров и, пожалуй, еще более декора. 

Интерьер Екатерининского дворца тоже в стиле барокко: зеркала, сусальное золото, статуи, овалы, арки, завитки, наборный художественный паркет – на стенке и потолке нет вольного места. 

Интерьер кафедрального собора Святого Стефана (Пассау, 1668—1693) мало скромнее прошлых примеров, поэтому что лепнина, колонны, пилястры былого цвета. Калоритные пятна – лишь фрески на потолке. 

Потолок в монастыре Этталь – 1-го из огромнейших памятников барокко – на юге Германии. Просто изучите детали. 

Жемчужина неверной формы и Повелитель-Солнце 

С итальянского языка barocco — «необычный», «странноватый». А с португальского и совсем «жемчужина неверной формы». 

Но в интерьере и архитектуре это не означает – асимметричная. Для стиля барокко, такового фактурного и лишнего, все таки свойственна симметрия, как и для хоть какого традиционного стиля (с иными можно познакомиться в данной для нас статье). 

Иллюстрация из книжки по истории мебели, от самого ранешнего по сей день, указывает, как смотрится мебель в стиле барокко – это ножки кабриоль (изогнутые и резные), богатство декоративных частей, плавные формы. 

Плавные полосы и извивы свойственны для всего в барокко – от фасадов спостроек до рам зеркал и изгородей. 

Самыми колоритными представителями в архитектуре барокко были итальянцы. Но пышноватые барочные интерьеры ярче всего расцвели во Франции и Германии. 

В XVII веке во Франции эталоном мужчины был Людовик XIV, Повелитель-Солнце, качественный наездник, стрелок и законодатель мод. Это было время абсолютизма и бескрайних способностей короля. Это находило свое отражение во всем. Потому можно повстречать много примеров символики Короля-Солнца. 

Судя по отношению французов к жизни, праздничкам и архитектуре, Людовик все еще их герой. 

Пожалуй, искусство барокко – самое бурно обсуждаемое направление в искусстве. Его можно или обожать, или непереносить, но оставаться флегмантичным недозволено. Барокко критикуют за излишнюю театральность и им восторгаются за достояние, роскошь фактур и динамику. Как гласит искусствовед Анастасия Постригай, “барокко набрасывается на тебя”. 

Нам нравится мысль того, что искусство вызывает эмоцию. Нам кажется, что интерьеры – это тоже искусство и они тоже должны передавать эмоцию. Пусть барочные интерьеры демонстрируют это мало наиболее очевидно, чем почти всем хотелось бы. Но то, что они не оставляют флегмантичными, вдохновляют и откладываются в памяти – большая награда стиля. Барокко обучил нас тому, что “так тоже можно”.

Добавить комментарий