Добрые люди и тени на земле, или Всё будет правильно

Каким спектаклем порадовать театралов в редкий, почти несуществующий день, — 29 февраля? Случайно или намеренно в афише МТАХа им. Горького на эту дату — «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова в постановке народного артиста России В.Р. Беляковича. Премьера этого спектакля здесь состоялась почти 11 лет назад, в апреле 2009 года, и с тех пор он собирает неизменно полный зал — а это более 1300 зрителей.

 

«Мастер и Маргарита» — одно из самых известных произведений автора, над которым Булгаков трудился более 10 лет. Первую версию романа Михаил Афанасьевич уничтожил, несмотря на то, что «рукописи не горят». Книга была впервые опубликована лишь спустя 27 лет после смерти писателя. Конечно, есть и экранизации этого знаменитого произведения, и инсценировки самых разных театров. Причем, известный факт, что постановки этой книги нередко сопровождаются мистическими событиями. Что же сегодня покажет публике МХАТ?

 

Перед началом спектакля в фойе многие зрители вспоминали знаменитый одноименный 10-серийный фильм в постановке В.В. Бортко. В кино всегда легче рассказать какую-то историю, особенно, когда речь о такой непростой книге: есть возможность снять сцену в нужных декорациях, что-то достроить, что-то смоделировать на компьютере, переснять дубль и т.п. А как показать все перипетии такого сложного романа, как «Мастер и Маргарита», менее, чем за 4 часа сценического времени? Сюжет ведь со школьных лет помнят практически все, хотя бы в общих чертах.

 

Действие романа развивается в разных местах, во всех смыслах — это и разные города, и разные эпохи! Как быстро поменять декорации и показать публике то разговор Берлиоза и Бездомного в начале книги на Патриарших прудах, то суд Понтия Пилата над Иешуа 2000 лет назад, то моментально перенестись в клинику, где томится талантливый Мастер, то в театр Варьете…

 

Творческая команда Беляковича нашла ответ на этот вопрос, можно сказать, на поверхности: декораций на сцене просто практически нет. С колосников свисают 8 прямоугольных металлических листов, которые в разные моменты спектакля волей постановщика, игрой актеров и фантазией публики становятся и стенами, и дверьми, и облаками, и крестами и, с помощью очень красивого и эффектного светового решения, — страницами романа Мастера. К слову, вспоминается, что в небольшом театре на Юго-Западе, которым ранее руководил Валерий Романович, на многих постановках из всех декораций на полукруглой сцене были только несколько несущих столбов, что совершенно не мешало восприятию и даже помогало этому, так как творчески обыгрывалось актёрами. Так что рука мастера, можно сказать, узнавалась еще до начала спектакля.

 

Любителей книги порадует близость постановки к оригинальному тексту, который «крылатыми» фразами уже давно ушел в народ. Да, прозвучат известные цитаты про то, что не надо ничего просить и что правду говорить легко и приятно и многие-многие другие.

 

Спектакль длинный, идет почти 4 часа, что вызывает разные эмоции у зрителей. В зале немало подростков-школьников, т.к. произведение входит в обязательную программу. Кому-то постановка кажется затянутой, скучной и бесцветной, кто-то говорит, что хорошо бы было ее не прерывать, не разрывать впечатления, а отыграть нон-стопом. В самом начале есть впечатление растянутости, но к такому стилю подачи быстро привыкаешь, еще до конца первого действия спектакля развивается некоторое ощущение нахождения «вне времени» в принципе, и, действительно, антракт достаточно резко, как порывом ледяного ветра в летний полдень, возвращает эмоции в текущую реальность.

 

Да, ярких карнавальных красок здесь не будет, ведь суть-то не в этом. Можно даже сказать, что большая часть спектакля показана в монохромных тонах. Но особенно запоминающиеся моменты, конечно же, есть! Роскошно показан сеанс магии в театре «Варьете», в который активно вовлекается и публика в зале. И, да-да, зрителей партера щедро осыпают бумажными «червонцами»! «Да, внутренне-то горожане не очень изменились», — понимающая улыбка Воланда, который примерно этого и ожидал.

 

Главных героев и действующих лиц и в книге, и в спектакле немало! Рассказать обо всех практически невозможно, так как просто не поднимается рука кого-то назвать второстепенным персонажем.

 

Несколько слов о тех, кто особенно запомнился публике (и корреспонденту), и кто вызывал активное обсуждение зрителей в антракте и после спектакля.

 

Безусловно, Воланд — народный артист России Михаил Владимирович Кабанов, невероятно харизматичен, мудр и правдоподобен. При всей хрестоматийной отрицательности персонажа, смотреть на него — удовольствие! Особенно в финальной сцене, где он напоминает, что без зла люди бы не замечали и не ценили добро.

 

Олег Цветанович — у Беляковича на Юго-Западе он играл Понтия Пилата, здесь же он восхитителен и невероятно убедителен в роли Мастера, которому безоговорочно веришь с первого до последнего слова и взгляда. Читая книгу, пожалуй, именно так и представляешь себе Мастера, 100% попадание в образ. Хотя, для сравнения, на него, как на прокуратора Иудеи, тоже было бы очень интересно посмотреть!

 

Маргарита многим зрителям виделась более мягкой и нежной, и созданный Ириной Фадиной на сцене образ критиковали за резкость и даже жесткость. Но, минуточку, она пошла на сделку с самим дьяволом, зная, на что она идет, и делая это сознательно — так она хотела узнать что же стало с ее любимым, и где он сейчас! Так что уж кому, как ни ей, знать, что девушки — отнюдь не слабый пол.

 

Левий Матвей (заслуженный артист России Максим Дахненко) — к сожалению, у этого персонажа не так много сценического времени, а жаль! Ярчайшая сцена, во время которой зал, казалось, не дышал, — конец первого акта, когда Левий Матвей рассказывал про свой план спасения Иешуа, сколько эмоций, надрыва и сожаления в этих буквально трех минутах!

 

Сказать точно, какой финал у этой истории — счастливый или нет, — наверно, невозможно. Да, главные герои, Мастер и Маргарита, воссоединились, хоть уже и не в этом мире, но для них это не имеет значения. В конце они просто стоят и смотрят друг другу в глаза, и создается ощущение, как будто они одни, и вокруг них совсем никого нет. Сердце Понтия Пилата в его бессмертной жизни после короткой встречи с Иешуа уже никогда не будет прежним.

 

Пожалуй, в некотором смысле, можно сказать, что каждый нашел для себя то, что искал и то, что ему было нужно. И в том числе — зрители, которые, после оваций и цветов актерам, выходили из зала притихшие и задумчивые…

 

Олеся Дмитриева специально для Musecube
Фотографии Екатерины Апциаури можно увидеть здесь

Источник: musecube.org

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.