Гроза сквозь тело

Использовано фото с сайта kudago.com

Думала ли я когда-нибудь, что увижу «Грозу» А.Н. Островского без слов? Нет, не думала, но в мире случаются необычные и приятные вещи. Резидент Дома танца Каннон Данс Ксения Михеева поставила необычный, современный пластический спектакль «Гроза». Хореограф уловила самую суть пьесы и показала ее в движении. На сцене всего пять человек, нет классической хронологии пьесы, минимум слов и много пластики, звуков и эмоций тела. Чувствуется напряжение, передаваемое танцорами через мимику, пластику, звучание голоса и музыку, которая накаляет, обостряет, в какой-то момент доходит до максимальной точки и может оборваться. А декорации усиливают эффект атмосферы тяжести дома Кабановых.

 

Современный театр привносит ноу-хау, которое вначале может вызвать недоумение, потом в удивление, а после и восторг. Гроза Ксении Михеевой не придерживается рамок классической пьесы, но это не мешает показать зрителю главную тему Островского, которую, как мне кажется, хотел передать автор: мещанство, строгие правила, матриархат, нежелание видеть свободных людей, способных «летать». «Отчего люди не летают?» — вопрошает главная героиня. Может, от того, что есть эти догмы, сковывающие тяжелые конструкции из стереотипов и моральных устоев? Рамки, которые не только вовне, но и внутри. Преграды, которые вросли в тебя и ты хочешь от них освободиться, мечтаешь, бьешься и рвешься наружу. Внутри напряжение, словно натянутая струна, она рвется от перенапряжения, от внутренней грозы — перелома.

 

Смотря на пластику актеров, чувствуется нарастающее напряжение, которое отчасти возникает от музыки и четко выверенных движений, декораций, ощущается желание скорейшего выхода из сковывающего напряжения.

 

Всем известен конец пьесы Островского, но современная вариация «Грозы» все же удивляет зрителя своим неожиданным символичным ходом: гроза как переломный момент и вода как очищение.

 

Островская гроза — не только про эпоху мещанства и домостроя. Темы взаимоотношений большой семьи (мужа-жены, свекрови-невестки, матери и взрослого сына и т.д.), нахождения своего пути, своей внутренней свободы, разрешения себе любить и следовать своей природе – все это присутствует в каждой эпохе и, возможно, в каждом человеке, но в определенной степени.

 

Сколько людей, столько же ощущений и восприятий будет у зрителей. Кто-то придет в полнейший восторг, кто-то не поймет концепцию, для кого-то будет «слишком современно». В любом случае, этот спектакль необычен и сконцентрирован на главной, основной теме пьесы, передаваемой не классическими репликами и сценами. Движение, танец, пластика и мимика, музыка, звучание и минимальный, но точно подобранный, символичный реквизит – вот что передает переломную грозу Островского.

 

Отчего люди не летают? Может, оттого, что забыли расправить внутренние крылья и хотя бы на несколько мгновений отойти от внешних и внутренних стереотипов? Может, пришло время почувствовать ветер перемен и посмотреть на некоторые устоявшиеся вещи под новым углом зрения, покуда не грянула гроза?

 

Анастасия Григорьева, специально для Musecube.

Источник: musecube.org

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.