Любите ли вы мюзикл так, как люблю его я? Если да, то, конечно же, вы не могли не заинтересоваться новым проектом телеканала «Россия-Культура», который выйдет в эфир в сентябре, а снимается прямо сейчас, на «Мосфильме». Да-да, вслед за «Большой оперой» и «Большим балетом» на голубые экраны выходит он – «Большой мюзикл»! И я благодарна телеканалу за то, что смогла пусть немного, но приобщиться к этому волшебству – съёмкам, эмоциональному накалу, совершенно иному и неведомому миру телевидения… К «Большому мюзиклу»!

…с самого утра в первом павильоне «Мосфильма» идут репетиции. Десять счастливчиков (или несчастных – если вспомнить слова жюри?), прошедших кастинг, в порядке строгой очерёдности поднимаются на сцену и проходят свои номера. Должно быть выверено всё: свет, звук, точки, на которые конкурсант должен в тот или иной момент встать… Телевидение – вселенная со своими законами, и это потом, чуть позже строгое жюри будет оценивать твои профессиональные навыки и глубину погружения в персонажа. Режиссёры же постановщики номеров смотрят не только (и, возможно, не столько) на это, сколько на красоту «телевизионной картинки».

Перед участниками шоу стоит непростая задача. Прежде им покорилась театральная сцена, теперь нужно обуздать телеэкран. Запомнить, когда и на какую камеру смотреть, научиться работать с ушными мониторами, наконец, держать лицо, что бы ни сказали члены жюри… И при этом ещё быть на высоте в вокальном, танцевальном и актёрском плане – ведь в этом и заключается конкурс.

Кто же эти люди, которым выпала честь участвовать в первом сезоне шоу «Большой мюзикл» (безусловно, никто пока не объявлял о том, что проект в будущем продолжится, но почему бы не понадеяться на это)?

Это те, кто смог пройти кастинг на сцене театра «Геликон-Опера» и войти в десятку избранных. Изначально заявок на участие было подано более 400, до кастинга допустили 50 претендентов, так или иначе связанных с мюзиклом, потому стать а итоге одним из десяти – уже победа.

Перечислю конкурсантов: Александр Бабик (тенор, Саратов/Москва), Екатерина Бусыгина (сопрано, Гуково, Ростовская область/Москва), Юлия Дякина (сопрано, Москва), Юлия Ива (универсальный голос, Днепропетровск/Москва), Александр Казьмин (тенор, Похвистнево, Самарская область/Москва), Игорь Кроль (тенор, Санкт-Петербург), Павел Лёвкин (тенор, Екатеринбург/Москва), Виктория Саленкова (меццо-сопрано, Орёл), Павел Стукалов (баритональный тенор, Москва), Юлия Чуракова (сопрано, Кемерово/Москва).

Конечно, девять из десяти участников прекрасно известны столичной публике. Только Виктория Саленкова, актриса замечательного орловского театра «Свободное пространство», является абсолютной незнакомкой для большинства зрителей – но тем интереснее будет оценить её выступление.

Остальные – опытные артисты Москвы и Санкт-Петербурга (кроме, разве что, Екатерины Бусыгиной, только-только окончившей ГИТИС, но тоже уже имеющей своё имя в глазах публики, в частности – за роль в «учебном» мюзикле «Последний звонок» в постановке Антона Музыкантского, который посмотрели, пожалуй, все московские поклонники жанра), имеющие богатый послужной список и огромное количество фанатов.

Александр Бабик – артист театра Московская оперетта (ему может быть сложнее всех, ведь он – из иного жанра, не из мюзикла). Юлия Дякина ещё недавно была солисткой Свердловского театра музыкальной комедии, а сейчас работает в Москве – да и в Санкт-Петербурге буквально на днях состоялась премьера мюзикла «Дорогой мистер Смит» с Юлией в главной роли (впрочем, ролей в спектакле всего две, потому у Дякиной обширное поле деятельности). Юлия Ива работала в мюзиклах «Стейдж Энтертейнмент», а сейчас является одной из ведущих артисток компании «Бродвей Москва» и в мюзикле «Шахматы», например, играет сразу две – диаметрально противоположные – роли. Александр Казьмин – это человек, который, наверное, побил рекорд по числу спектаклей, в которых принимает участие. Количество его поклонников неизмеримо, а о работоспособности и таланте Казьмина слагаются мифы и легенды. Игорь Кроль, работая сейчас по большей части в Питере (его недавняя премьера – «Мисс Сайгон»), давно и верно любим и московской публикой. Павел Лёвкин – звезда практически всех мюзиклов Алексея Франдетти (который, кстати, является художественным руководителем и одним из режиссёров «Большого мюзикла») – уже одно это гарантирует, что Павла в столице знает каждый поклонник жанра. Павел Стукалов ярко сверкнул в уже упомянутом мной мюзикле ГИТИСа «Последний звонок», а сейчас он работает, скажем, в мюзиклах Глеба Матвейчука и имеет неплохую фанатскую базу. Юлия Чуракова же, как и Юлия Ива, имеет огромный опыт сотрудничества со «Стейдж Энтертейнмент» и «Бродвей Москва».

Тут есть тонкость: мюзикл – жанр, в первую очередь, сценический. И даже звёзды первой величины в его рамках, по сути, неизвестны на просторах страны. Эти артисты не светятся на экране, редко снимаются в кино и сериалах – потому региональные телезрители (а под такими я подразумеваю всех, кто живёт дальше Московской или Ленинградской области) знать их не знают.

А значит, участники проекта «Большой мюзикл», пусть и гремят в столицах, станут для тех, кто просто сядет смотреть шоу по телевизору, совершеннейшей терра инкогнита. Не помогут ни годы работы в жанре, ни полученные премии, ни толпы ликующих фанатов. Шансы полюбиться публике после эфира равны как у вчерашнего студента, так и у признанного «монстра мюзикла». С одной стороны, это правильно и честно. С другой – полагаю, очень больно выслушивать слова жюри и понимать, что ты далёк от лидеров, если «в обычной», не телевизионной жизни ты входишь в число ведущих артистов жанра.

…но я отвлеклась. Репетиции закончены. Порядок на сцене наведён, участники и ансамбль (который, между прочим, состоит тоже исключительно из знакомых «мюзикловому зрителю» лиц) уходят готовиться к съёмкам, гримироваться, переодеваться, ещё раз повторять материал…

Ведущие (Мария Ситтель и Сергей Епишев) выходят на сцену, для них отстраивают звук и свет. Отдохнувший оркестр занимает свои места… К слову, в проекте задействован не один оркестр, а целых три. Это Stage Orchestra под управлением Евгения Загота, Большой Джазовый оркестр Петра Востокова и Центральный военный оркестр Министерства обороны РФ под управлением Сергея Дурыгина.

Начали!

И вот тут стартует самое интересное – и единственно важное и для конкурсантов, и для публики. Каждый съёмочный день посвящён той или иной тематике. Артисты готовят какую-либо песню из мюзикла (или оперетты – это изначально оговорено условиями шоу) и исполняют её пред взорами требовательного жюри.

Стоит сказать, что в состав жюри входит три постоянных участника: Лариса Долина (думаю, её представлять не нужно, лишь отмечу, что в послужном списке народной артистки сразу несколько мюзиклов – а в «Чикаго» она блистала даже на Бродвее, первая из российских актрис), Теона Контридзе (в наши дни известная как харизматичная джазовая исполнительница, а некогда – артистка мюзикла «Метро») и Януш Юзефович (польский режиссёр и хореограф, постановщик того самого «Метро» и массы других спектаклей). А ещё один член жюри – сменный.

– Мюзикл – моя стихия. Я этот жанр обожаю, плаваю в нём, как рыба в воде, и всё, что здесь происходит, для меня просто праздник, – поделилась своими впечатлениями  Лариса Долина. И действительно, “Большой мюзикл” обещает стать ярким и необычным шоу, эфиров которого уже с нетерпением ждут поклонники и жанра в целом, и артистов-участников.

Не знаю, кто занимается подбором номеров для участников. Расскажу вот о чём: почти все песни поданы в ином ключе, нежели они представали в «изначальном» мюзикле (за «сценическую картинку» отвечают режиссёры Анна Шевчук, Алексей Франдетти и Игорь Теплов, хореографы Софья Гайдукова и Светлана Хоружина, преподаватель по вокалу Асет Самраилова).

То есть, номер не «снимается» с уже существовавшего, а придумывается с нуля, зачастую итог вообще не связан со спектаклем-оригиналом, трактовка песни может быть абсолютно любой.

Бесспорно, это крайне интересно знатокам жанра: а ну-ка, как вы вывернете то или это, под каким углом преподнесёте?.. Но вот правильный ли это подход, если мюзикл презентуется «широкой публике», незнакомой прежде с этим жанром? Двойственные чувства…

Лично у меня больше всего вопросов вызывают слова и оценки жюри. Но не буду пока, до выхода “Большого мюзикла” на большой экран, углубляться в эту тему. В сентябре посмотрим все вместе, правомерны ли мои претензии. Может быть, я сама просто предвзята?

Впрочем, участникам шоу было, где успокоиться и получить живительную дозу поддержки. Съёмочный павильон был поделён на несколько зон, и в одной из них конкурсантов поджидал Алексей Франдетти (а также хореографы шоу, иногда – члены семьи и группа поддержки, почти всегда – другие участники «Большого мюзикла», уже успевшие «отстреляться»). И вот там каждый из артистов мог высказать всё, что наболело, выслушать, какой он молодец (а это правда, ибо телешоу – огромная нагрузка и на психику, и на организм в целом), и получить целебные обнимашки.

Ждите эти моменты телепередачи, они должны быть особенно трогательными!

Остальное я оставлю за рамками данной статьи. Имя победителя пока неизвестно, а кто и в каком порядке выбывал из проекта, вы узнаете сами, включив телевизор. Пока лишь маленький спойлер: ценителям жанра, скорее всего, будет, о чём поспорить с членами жюри.

А в целом скажу вот что: «Большой мюзикл» – праздничный, необычный и интересный проект. И ещё одна возможность порадоваться своим любимым артистам на телеэкране… ну, или познакомиться с этими чудесными людьми и оценить, на что они способны.

А уж популяризация мюзикла как жанра – это в принципе прекрасно. Может быть, наконец-то «широкая публика» осознает, что мюзикл – это не только, когда феерично, пёстро и жизнерадостно. Ибо мюзикл – он разный. И «Большой мюзикл» как раз это, между прочим, отлично демонстрирует.

Ирина Петровская-Мишина специально для Musecube

Фотографии Наталии Каминской можно увидеть здесь

А бэкстейдж-фотографии автора – здесь

Добавить комментарий