12 сентября в Петербурге в четвертый раз прошел фестиваль «Части Света», на котором выступили самобытные этнические коллективы из разных уголков России. Куратором фестиваля по традиции стал Борис Гребенщиков, а местом действия — Юсуповский сад.

Из-за пандемии коронавируса проведение фестиваля долгое время было под вопросом, однако ослабленный режим ограничений все же позволил организаторам провести мероприятие, пусть и с некоторыми ограничениями по вместимости.

С момента основания «Части Света» позиционировались как международный фестиваль, на котором выступали этнические группы со всего мира, однако частично закрытые границы также внесли коррективы — в этом году на мероприятии выступили коллективы исключительно из России. Но даже при таких ограничениях Борису Гребенщикову удалось собрать на фестивале целую плеяду самобытных музыкантов.

За четыре года Юсуповский сад стал настоящим домом для «Частей Cвета». На территории живописного парка расположились две музыкальные сцены, сувенирные лавки с различными аксессуарами, созданными вручную, две зоны фудкорта с уличной едой и барами. В отдельных шатрах проводились лекции и мастер-классы, посвященные музыкальным инструментам и танцам. У гостей фестиваля была возможность принять участие в мастер-классе по ирландским, чукотским, испанским и английским народным танцам, а в лектории можно было услышать рассказ про терменвокс, гусли, ханг и арфу.

Музыкальную часть фестиваля открыл коллектив Намгар. Их музыка уходит корнями в древнее наследие кочевников Южной Сибири, Бурятии и Монголии. Намгар Лхасаранова и Евгений Золотарев превращают традиционные бурятские и монгольские песни в хитроумные и энергичные арт-роковые полотна, которые особенно воодушевляют в живом исполнении. Эта музыка дает возможность прочувствовать состояние восточной души свободных кочевников в наши дни.

Казанский коллектив Juna продолжил музыкальную программу на малой сцене фестиваля. Музыканты исполняли атмосферный инди-фолк на татарском языке, и хотя большинство из присутствующих вряд ли понимало, о чем поется в песнях коллектива, однако универсальный язык музыки не нуждался в переводе — мелодичные композиции группы ласкали слух, а под некоторые песни ноги сами пускались в пляс.

Выступающие следом Markcsheider Kunst зарядили публику порцией оптимизма и подарили солнечное настроение, несмотря на пасмурную погоду. Музыканты презентовали песни со своего нового альбома «Freedom», а также прошлись по своей золотой классике, заставив публику пританцовывать под залихватские ритмы рокабилли и фанка.

На полном контрасте прошло выступление Ольги Глазовой, которая играла на 30-струнных гуслях в компании настоящих и бывших участников группы «Аквариум» — гитариста Алексея Зубарева и перкуссиониста Олега Шарра. Их музыкальный сет был сугубо меланхоличным, медитативным и завораживающим. Звуки гитары и перкуссии причудливым образом переплетались со звуками гуслей, демонстрируя связь времен и поколений.

Этно-электронный коллектив OYME знакомил слушателей с музыкальным миром финно-угорской культуры и народов Северного Кавказа. Музыка группы представляет собой эклектичную смесь из этнических мотивов и электронных ритмов — эффектный сплав древности и современности. Помимо музыки участницы коллектива практикуют магические ритуалы с посохом — в какой-то момент его передали зрителям, чтобы те могли загадать желание и повязать ленточку на посох. Если к моменту начала пятого эпизода фестиваля в 2021 году желание сбудется, значит, ритуалы работают.

Еще один этно-экспериментальный коллектив под названием «Цвет Граната» закрывал программу малой сцены. В его составе выступили Виталий Погосян (армянский дудук), Владимир Шуляковский (скрипка) и Владимир Волков (контрабас). Их сет больше напоминал джазовую импровизацию с утонченными этно-мотивами, что явно пришлось по душе поклонникам жанра.

Конечно же, в финале на главной сцене выступила группа «Аквариум». Борис Гребенщиков и компания начали с новых песен из недавно выпущенного альбома «Знак огня» — «Вон Вавилон», «Изумрудная Песня», «Масала Доса». В концертный сетлист затесалась даже неизданная композиция «Не выходи за дверь», посвященная ситуации с ограничениями свобод людей в пик короновирусной пандемии, которую БГ разместил в YouTube в рамках серии публикаций «Подношение Интересному Времени». Какое время — такие и песни, что тут добавить?

Однако и без всеми любимых композиций из ранних альбомов тоже не обошлось: в этот вечер прозвучали «Великая железнодорожная симфония», «Отец яблок» и финальный номер «Стаканы», под который публика пустилась в пляс. На прощание Борис Борисович пожелал всем собравшимся весело провести осень, и, конечно же, увидеться вновь ровно через год на пятом фестивале «Части Света». Будем надеяться, что он пройдет с полноценным интернациональным составом музыкантов.

Игорь Фоломеев специально для Musecube

Фотографии Елены Карповой

Добавить комментарий