Участники группы «Перемотка» (Гена Волгарев, Олег Лопаев и Никита Мухлынин) рассказали порталу MUSECUBE о создании песен, поразмышляли о современной музыке, неискренности на концертах и поделились фильмами с лучшими саундтреками.

Вы не любите, когда вас относят к какому-то определённому жанру, но к какому жанру вы относите себя сами?

Никита: Не важно, что скажем мы. Гена скажет, что это русский рок.

Гена: Да нет, я думаю, что лучше всего подходит определение «эклектичный пост-панк».

В какой момент вы стали писать свою музыку?

Олег: Был примерно 2015-ый год и мы давали первые концерты. Играли чужие песни или то, что нравилось на квартирниках. Примерно тогда мы и решили начать писать что-то своё.

Сначала вы выступали в школе, потом на квартирниках, а какое у вас было чувство, когда у вас был первый концерт на котором вы играли только свои песни?

Гена: Играть свои песни сложнее. Когда люди слышат всем известные чужие композиции, они сразу начинают подпевать, а наши собственные песни заходили намного хуже, так как никто их не знал. Помню как мы удивились, когда люди впервые стали подпевать наши песни.

Каково это, когда подпевают твоим песням?

Олег: Восхитительно, прекрасно… /улыбается/

Гена: Это было здорово. Потому что сначала казалось, что это всё Потёмкинские деревни – не было понятно: пришли ли люди именно на нас или просто им некуда сходить этим вечером. А тут они начинают подпевают и мы думаем: «О, хорошо. Идём в правильном направлении».

А как у вас рождаются песни?

Гена: По-разному

Можешь рассказать про создание песни «Как тебя покорить»?

Гена: Хммм, сейчас вспомню. *молчание. Я шёл по летнему городу и заела фраза: «Как тебя покорить не знаю я». Потом подумал, почему бы не сделать первую строчку вопросом, а вторую — неким обломом, потом снова вопрос и снова облом. И вот на таком контрасте построить песню. Пришёл домой, записал демоверсию и все.

А музыка, как рождается?

Гена: Например, песня про старое кино. Мы встретились с Никитой, он показал свои гитарные зарисовки. Записали демку, я пришёл домой, добавил синтезаторы, драм-машину. И всё – готово. Бывает, отталкиваемся от акустических зарисовок, иногда от гитарного рифа с синтезаторами, иногда от ритма барабанного. Вообще по-разному.

В тиктоке очень популярна песня «Как тебя покорить». Как вы относитесь к тиктоку и к тому, что маленький отрезок стал невероятно вирусным, а песни целиком почти не слушают?

Гена: Положительно. Этот формат уже давно существовал. Раньше были вайны, мемы передавали по ик-порту пятисекундные. Tik-Tok всё оформил в полноценное приложение.

Никита: Я не сижу в тиктоке, но любая реклама хороша. Эта песня сейчас на первом месте среди наших песен по прослушиваниям на стримингах. Многие услышали кусочек, их зацепило и они пошли слушать целиком.

Не обидно, что залетела больше всех песня «Как тебя покорить», ведь в вашем репертуаре есть песни намного круче…

Никита: Другие песни достаточно хорошо распространяются сами благодаря концертам или просто стримингам. Тем и круто, что залетела песня на которую никаких ставок не было. Когда выходил альбом было понятно, что «Старое кино» будет крутым, а с остальными песнями ничего понятно не было.

Гена: У нас даже был разговор, чтобы вообще эту песню на концертах не играть.

Никита: Она была в трек-листе и мы ее играли где-то в начале, в середине. Не было такого, что она уходила в блок хитов. А потом она начала неожиданно вируситься… Со «Старым кино» точно так же было — мы не ожидали, что она будет взрывать на концертах. Мы ее написали, потом немного поиграли, а когда был большой тур, осенью 2020, мы смотрим на реакцию людей и видим, что на неё реагируют даже активнее, чем на главный хит –«Встречную». Это было неожиданно. Такая же неожиданность была и с «Как тебя покорить».

Гена: «Встречная» хорошо чувствует себя на стримингах, «Как тебя покорить» хорошо зашла в контекст тиктока, «Старое кино» отлично в контексте живых выступлений. Поэтому не обидно совсем.

Олег: Всем людям нравится совершенно разные вещи, как их можно за это упрекать?

Как вы относитесь к тому то, что вас сравнивают с другими группами?

Никита: Когда сравнивают с группой более популярной, то это всегда льстит. Например, с группой Ploho. Но в нашей музыке, хоть мы и играем пост-панк, всё равно очень много светлого и романтичного, что выделяет нас среди других групп.

Олег: Мне кажется, что все в чем-то уникальны, но при этом отчасти похожи. Наш мозг так устроен, что мы постоянно ищем закономерности куда бы не попали. Ищем что-то знакомое, за что можно зацепиться, откуда можно начать отсчёт. Порой, когда записываем песню, у нас появляется ощущение дежавю, будто мы это уже слышали.

Что вы не воспринимаете в современной музыке?

Никита: Неискренность не нравится. Когда видно, что человек не получает от своей музыки удовольствия. А музыка – это энергия. Общение с залом, взгляды. Я часто хожу на концерты разных групп, слушаю музыкантов, у них все классно звучит, все круто, но видно, что гитарист не доработал, не выкладывался, ленился. И вот это не нравится.

Какие группы неискренние?

Никита: Тяжело сходу сказать, ведь эти группы могли быть неискренними в какие-то конкретные моменты. Я могу сказать лично про себя… На одном концерте был неискренен. Была такая злость внутри, когда мы отыграли в осеннем туре концерт в Москве в «16 тонн», собрали полный зал, а по нашим меркам это был самый большой концерт в туре. А потом играли в Воронеже, в каком-то суперразваливающемся клубе, где дико холодно, а настроение после Москвы такое, что хочется домой, ведь ты морально прошёл пик. Мы начинаем концерт в Воронеже, играем сет, доходим до спокойной песни, а в ней только гитара и вокал, никаких плэйбеков. Людей очень мало, и небольшая группа людей целенаправленно уходят курить. Когда зрителей много, то ты этого не замечаешь, а тут смотришь на это и возникает дикое желание остановить концерт, отправить всех куда подальше и уехать. В тот момент я был эмоционально неискренен.

Не любимая музыка какая?

Гена: Я не очень люблю Death Metal. Хотя примерно понимаю, почему его слушают люди.

Олег: Я не сильно воспринимаю современную российскую музыку, да и зарубежную в том числе. Я слушаю классику и мне с ней хорошо.

Застряли в 70-Х?

Олег: Ух, где я только не застревал. В 80х, 70х, добрался до 60х, пришел к 50-м и зарождению рок-н-ролла, потом перепрыгнул на 40-е, а потом дальше и дальше, так и дошел до времени, когда родилась, звукозапись. Я слушаю разную музыку и чувствую в ней родственную душу, она близка мне, греет мое сердце. Современную даже не пытаюсь слушать, просто это не моё.

А что есть в старой музыке такого, чего не хватает в современной?

Олег: Жизнь, глубина, живые инструменты! Тогда для звукозаписи допускались лишь те, кто действительно умел отлично петь и играть, это служило хорошим отбором. Из записанного в период с 30х по 90е стоит многое послушать.

Как вы относитесь к тому, что сейчас у молодежи популярен Моргенштерн, где нет души, где много нецензурной лексики?

Олег: Зачем по сути придуман мат? /риторически спрашивает/ Чтобы ярко и метко выражать яркие эмоции. Бранные слова допустимы, когда они на своем месте, а когда их слышишь каждый день, всюду и без должного повода, то задаешься вопросом: «Куда мы зашли?». Нужно уметь выражать эмоции и с помощью грубых слов, но не переходя на мат.

Гена: К мату отношусь нейтрально. Мне кажется, в любой музыке, которая находит отклик у молодежи, есть душа. Поэтому к Моргенштерну я отношусь нормально. Это феномен. Если есть спрос, значит такая музыка нужна. Никита: Качает – круто, можно слушать. Не качает – не круто.

Гена: Я бы сходил на концерт Моргенштерна.

Там же шоу настоящее, если посмотреть с этой точки зрения

Гена: Видишь, а ты говорила, что нет души.

Нет души в текстах.

Гена: Почему?

Есть шоу, хорошое шоу. Он шоумен в первую очередь.

Никита: Я думаю, что на концерты Моргенштерна не за душой ходят.

Гена: А я думаю, что у него больше души, чем во многих песнях, которые якобы с душой.

Никита: Туда идут за диким драйвом, которого не хватает.

Гена: Разве это не душа?

Никита: В процессе концерта – это душа.

Гена: Ну да. Душа не обязательно должна читаться в текстах, душа может быть в атмосфере молодости, юности.

Никита: Если посмотреть на российскую сцену, то у нас рэперы вытеснили рокеров по образу жизни, по взглядам, по своей “суперстарности”. Мне кажется, что сейчас такие, как Моргенштерн заменяют рок-звезд, ибо на рок-звезд сейчас ходят старпёры.

Гена: Тут дело в самом понимании рока. Изначально рок-звезда – это любой человек, который разрывает.

Никита: Возможно, возможно. Сейчас молодежь протестный драйв получает на концертах, а тексты оказываются на последнем месте.

Выходит, Моргенштерн все-таки с душой.

Гена: 100% с душой, а как иначе?

Какими вы видите себя со стороны? Какая у каждого из вас эстетика?

Гена: Мне кажется, эстетика человека зависит от контекста. Я могу быть спокойным, сходить куда-нибудь в компании интеллектуалов, а потом пойду на концерт Моргенштерна и буду веселиться, пить пиво.

Олег: Филантроп, миллионер, плейбой… /смеётся/ На самом деле я считаю, что жизнь театр, а люди в нем актеры, так что я просто актер, в данный момент играющий роль музыканта, дающего интервью.

Никита: Не уверен, что у меня есть какая-то определенная эстетика. Если брать «Перемотку», то это одна из сторон нашей общей эстетики. Ты ведь тоже слушаешь не всегда одну и ту же музыку.

Речь не только о музыке, но и о кино.

Гена: Кино тоже разное смотрим. Я гляну какой-нибудь фильм Трюффо, а потом схожу на «Мстителей» и получу одинаковое удовольствие.

Никита: Мы все слишком разные и, возможно, «Перемотка» — это то единственное, что нас объединяет. У каждого интересы отличаются настолько, что, если бы не группа, то мы никогда бы не познакомились даже. У нас сфера интересов разная. Например, Олег может по всем фильмам фанатеть, порой сидишь и понимаешь, что ты даже одного фильма из его огромного списка не смотрел. Однажды мы ехали в Челябинск с Ваней Жбановым – нашим директором, Олег включал свой плейлист песен и рассказывал о каждой композиции, уточняя в каком моменте фильма она играла. Ваню это очень удивило. Гена может часами говорить про музыку. Раньше был еще один участник группы (Костя) и у него с Геной все время возникали сильные конфликты. Они часто спорили на тему: «Является ли «Depeche Mode» готикой или нет». На этой почве они ссорились каждую репетицию. Меня же интересуют более технические, приземленные аспекты, гитары, извлечение звука. Гена мыслит целостно касательно песни или видео, а я мыслю мелодиями. Они зацикливаются в моей голове и я могу часами играть. Получаю удовольствие от ноты.

А кто у вас пишет барабаны?

Олег: Драм-машина /улыбается/.

Гена: Я скачиваю какой-нибудь луп барабанный. К примеру, в песне «Первый снег» не живые барабаны, а просто луп со звуками.

Почему у вас нет барабанщика?

Никита: Мы сейчас в поиске.

Гена: Может он или не нужен?

Никита: На концертах мы понимаем, что нужен драйв, необходим барабанщик, а когда тур подходит к концу и мы возвращаемся домой, то понимаем, что можно обойтись и без четвертого участника.

Так как название группы было вдохновлено фильмом, то какой фильм вы считаете лучшим по саундтрекам?

Олег: У меня много любимых фильмов. Выделить что-то одно невозможно. Есть множество хороших кинокартин в которых саундтрек состоит из хитов всем известных песен. К примеру ”Элвис” (Биографический фильм об Элвисе Пресли – короле рок-н-ролла) Я помню, меня это порадовало, но не только в плане саундтрека, а в целом порадовал фильм, то как известные с детства мелодии дополняли сюжетную канву и играли для меня новыми красками в момент просмотра. К тому же он был переснят кадр в кадр в 2005 с современными актерами. Таких примеров много. Можно еще вспомнить «Через вселенную» (2007) у него саундтрек целиком состоит из хитов The Beatles. Хочется подпевать каждую песню, а имена главных героев подобраны так, что кажется они были по сюжету в этих композициях. Так же еще не могу не вспомнить фильм «Гарольд и Мод» (1971), саундтрек Кэта Стивенса это просто вышка, хотя у нас его знают возможно только по песне Wild world.

Никита: Много фильмов, которые смотришь и думаешь, что даже инструментальный саундтрек сильно дополняет главную мысль.

Гена: Если рассматривать саундтреки, которые были специально написаны к фильмам, то я выберу две картины: «Неогранённые драгоценности» к которому песни написал музыкант Oneohtrix Point Never — Данил Лопатин, а второй фильм «Нефть», саундтрек написал гитарист группы Radiohead – Джонни Гринвуд.

Кого из музыкантов вы считаете самым лучшим и на кого равняетесь?

Олег: Есть много музыкантов на кого я равняюсь. Порой, когда готовлюсь к выступлениям, я открываю записи их живых выступлений и смотрю: как они себя ведут, что делают между песнями, как живут, чем занимаются, о чем ведут разговоры. Джим Моррисон, Том Джонс, Игги Поп, Мик Джагер, Дэвид Боуи, Джонни Кэш, Филл Коллинз, Винс Нил и Тим Минчин. Помню момент из документального фильма Джима Джармуша, где Игги говорил: «Чем меньше слов в песне, тем лучше» и фоном включают его песню «No fun». На самом деле я смотрел много картин с музыкантами разного времени в главных ролях и не только, будь то Фрэнк Синатра, Дин Мартин, Бобби Дарин, Элвис Пресли, Боб Дилан, Том Уэйтс и другие. Люблю смотреть, чему-то у них учиться. Ориентироваться нужно на тех, кто тебе чем то близок, чтобы от каждого для себя брать по чуть-чуть, переосмысливать и использовать – «воруй как художник». /смеётся/

Гена: Выделю Том Йорка и Джонни Гринвуда, потому что они постоянно что-то изобретают. Том выпускает альбомы Rаdiohead, занимает все чарты и через три года группа полностью меняет звук.

Олег: Но увы «Перемотка» так не делает.

Гена: Давай сделаем, но у нас другая индустрия и реалии.

Какие у вас увлечения? Если берем не музыку, без чего не видите свою жизнь?

Олег: Я просто живу кино – то есть, обожаю все то, что с ним связано, будь то актерская игра, саундтрек, новости из мира кино или методы съемки. Мне все это очень интересно. «Кино – это моя религия» как говорил Квентин Тарантино.

Гена: Я люблю жить, всем интересуюсь, нет такого, что на чем-то зацикливаюсь.

Никита: Сложно себя от музыки отделять. Я не главный генератор идей музыкальных, но в жизни, помимо «Перемотки», музыки у меня много, Я занимаюсь с детьми на гитаре, на укулеле. Главное увлечение жизненное – это делиться музыкой, хотя в итоге, самое интересное, что делиться творчеством «Перемотки» тоже, потому что когда приходят дети постарше, которым 16 лет, они не знают, что я играю в группе, а я им рассказываю об этом. Показываю диски, видео с концертов, заканчивается это тем, что мы на занятиях разбираем песни «Перемотки». Мне пишут родители: «Они дико вдохновлены». Доходит вплоть до того, что парень в 15 лет говорит: » Я свяжу свою жизнь с музыкой и создам группу».

Тебя смещают с группы и уже есть новый гитарист!

Никита: Они мной вдохновляются и это приятно, и тебе, чтобы это сделать практически ничего не нужно, ты просто им рассказываешь свою другую жизнь, люди видят и это то, чего часто в преподавании не хватает, когда чему-то человека учишь. При этом я не скажу, что как-то круто учу, у меня нет профессионального образования, объясняю базово: «Здесь аккорд зажать, здесь сыграть», но делаю это с любовью, детям все нравится, они увлекаются и становятся музыкантами.

Какая черта характера раздражает в других людях?

Олег: Меня лично – зазнайство.

Гена: Снобизм.

Никита: Меня вообще ничего не раздражает

Беседовала Азалия Фаттахова специально для MUSECUBE

Добавить комментарий