Когда в 2011 году в Петербурге запускали сегодня уже ставший легендарным мюзикл «Бал Вампиров», никто и предположить не мог, что жанр так внезапно станет популярен у поклонников театра, а мюзикломания будет только набирать обороты. Но, что называется, время пришло. Фразу «у нас как «там» никогда не получится», с каждой премьерой Театра музыкальной комедии стали произносить всё реже. И сегодня, кажется, она совсем исчезла из лексикона искушенной петербургской публики.

«Мечты о свободе и любви»

В 2013 году, когда под крышей Театра музыкальной комедии шло уже три проекта в жанре мюзикла, включая детский спектакль «Аладдин» и бродвейский байопик «Чаплин», в репертуаре появился концерт, вобравший самые лучшие номера из мирового репертуара жанра, – «Хиты Бродвея».

Микс из номеров известных мюзиклов, которые были связаны между собой некой историей, имел подзаголовок «Мечта о свободе и любви». Режиссером выступил венгерский постановщик Тамаш Бори. Музыкальным руководителем и дирижером – Алексей Нефёдов. За семилетнюю сценическую историю концерта программа его регулярно обновлялась, менялись и имена режиссеров, которые ставили новые номера и даже полностью меняли концепцию шоу. Так, появившуюся в афише в 2017 году программу «Хиты Бродвея – 2. На сцене и на экране» ставил Александр Сафронов. В 2020 году над отдельными номерами советских хитов, которые готовы оформиться в полноценную программу, работает Александр Суханов.

Спектакль интересен своим разнообразием. Одна и та же программа, кажется, была сыграна считанное количество раз. Понятно, что подготовить к каждому концерту новые номера не представляется возможным. Но разные комбинации как номеров, так и артистов-исполнителей имеют место быть. От премьерного состава, в котором были задействованы как артисты труппы, так и приглашенные солисты, сегодняшний каст концерта отличается сильно. Практически постоянными участниками «Хитов» остаются Александр Байрон, Кирилл Гордеев, Вера Свешникова, Елена Газаева, Александр Суханов, Агата Вавилова, Манана Гогитидзе, Наталия Диевская, Игорь Кроль – артисты, хорошо известные петербургской публике участием во всех проектах мюзикла, идущих в музкомедии. Чуть реже появляются в программе активно занятые в различных проектах Петербурга и Москвы Иван Ожогин, Лика Рулла, Евгений Зайцев. Давно покинули проект Георгий Новицкий, Мария Елизарова, Антон Авдеев, Ростислав Колпаков, Анна Лукоянова. При этом в истории концерта были уникальные эпизоды, когда для участия в «Хитах» приезжали мировые звезды: Марк Зайберт и Томас Борхерт.

«Хиты Бродвея» стали своего рода тестовой площадкой для будущих постановок и шансом продлить впечатление от спектаклей, сходящих со сцены. К примеру, Анна Лукоянова впервые в рамках концерта исполнила арию Люси, а Кирилл Гордеев и Иван Ожогин – «Этот момент» из будущей постановки «Джекилл и Хайд». Позже, в программу вошли некоторые полюбившиеся арии из спектаклей, сошедших с афиши: например,  «Кромешная тьма» из «Бала вампиров» и ария Чарли Чаплина из одноименного мюзикла, которую исполняет Евгений Зайцев.

Для некоторых участников «Хитов» концерт стал важной стартовой площадкой, открыв новые возможности, как это произошло с Агатой Вавиловой, которая обрела большую популярность после исполнения арии «Орхидеи» из мюзикла «Ребекка». А такая звезда московской сцены, как Лика Рулла, исполнив главную роль в «Голливудской диве», выпущенной Театром музыкальной комедии в 2014 году, закрепила за собой любовь публики благодаря ярким номерам, которые она исполняет в концерте.

«Весь этот джаз»

Бродвей – Мекка мюзикла, и естественно, что номера из американских спектаклей занимают большУю часть концерта. Нью-Йорк, джаз, блюз, огни, небоскребы – вот лишь тот небольшой перечень ассоциаций, которые возникают при упоминании Бродвея. Не удивительно, что композиция «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Джона Кандера в исполнении Наталии Диевской чаще всего открывает сегодня концерт, отдавая должное этой легендарной улице. Мюзикл «Чикаго», подаривший миру множество хитов, представлен в «Хитах» сразу с четырьмя номерами: ария Мамы Мортон в исполнении Мананы Гогитидзе; ария Билли Флинна, которую исполняют, каждый в своей уникальной манере, Александр Байрон, Иван Ожогин и Александр Суханов; а также «Весь этот джаз» от Наталии Диевской. В качестве заключительного номера часто можно услышать дуэт Вэлмы Келли и Рокси Харт «Наша жизнь». Продолжает тему в спектакле композиция «Кабаре» из одноименного мюзикла в исполнении Лики Руллы. Помимо ярко выраженных джазовых композиций, по географическому признаку к американскому блоку можно отнести мюзикл «Иисус Христос – суперзвезда», написанный Эндрю Ллойдом Вебером и впервые поставленный именно на Бродвее в 1971 году. Из этого произведения Иван Ожогин исполняет арию Иисуса «Gethsemane», и изредка «Heaven on Their Minds» – арию Иуды.

«На сцене и на экране»

Франция, Германия, Австрия, Великобритания – страны, подарившие миру одни из самых красивых мюзиклов, арии из которых звучат в «Хитах Бродвея»: «Призрак Оперы», «Злая», «Элизабет», «Ромео и Джульетта», «Бал вампиров», «Отверженные», «Моцарт», «Моцарт. Рок-опера», «Джекилл и Хайд», «Шахматы». Многие номера были представлены в концерте в преддверии премьеры полноформатных постановок. Другие стали многообещающими «авансами» артистов будущим премьерам в других театрах. Как, например, «Дуэт Призрака и Кристин» в исполнении Ивана Ожогина и Марии Елизаровой, ставшей для Ожогина «пробой» роли в московской постановке «Призрака оперы». Гениальному композитору В. А. Моцарту в «Хитах» адресованы целых четыре номера: два из австрийского спектакля: «Золото звезд» в исполнении Веры Свешниковой и «Свобода – это просто ложь», который звучит в версии Игоря Кроля (а ранее – Георгия Новицкого) и номера «Сладкая боль» и «Симфония смерти» из французского спектакля, в которых выходят Иван Ожогин, Александр Суханов и Кирилл Гордеев. Особо стоит отметить мюзикл «Элизабет», самый популярный немецкоязычный спектакль, поставленный в Вене, из которого зрителю представлено два номера: «Дуэт Элизабет и Смерти» (Вера Свешникова/ Елена Газаева и Иван Ожогин/ Кирилл Гордеев), а также «Последний вальс» – одна из главных арий Смерти. Кроме того, в 2019 году петербургскому зрителю выпала удача послушать Марка Зайберта – первого исполнителя роли Смерти в этом мюзикле, который специально приезжал в Россию для участия в концерте.

«Эй, продюсер»

Композиция из спектакля «Милая Чарити» – «Транжира» или «Эй, продюсер!», стала целым представлением, которое менялось несколько раз на радость поклонников. В начальной версии это была женская версия, где артистки проходили кастинг на роль в театре у известного режиссера (его роль исполнял Александр Суханов). Со временем в номере стал появляться Иван Ожогин, который на правах известного артиста просил просто ему перезвонить без кастинга. Обыгрывание положений, которые артистам приходится переживать в реальной ситуации кастинга, добавило номеру юмора. Некоторое время в программе существовала так называемая мужская версия «кастинга», где роль продюсера играла Агата Вавилова. Этот номер стал одним из самых любимых у зрителей, и каждый раз вызывал бурные аплодисменты.

Сдвоенный номер «Испытай меня» и «МАМА МИА» – одна из самых комичных находок постановочной группы. Его не играют часто, поскольку заменить артистов, принимающих в нем участие не так-то легко. Иван Ожогин – популярный исполнитель, и у него много поклонниц, которые ждут артиста у служебного входа по окончании спектакля. Тем реалистичнее смотрится этот номер на сцене, когда не в меру энергичная поклонница (эту роль играют Манана Гогитидзе или Агата Вавилова) выбегает из зала на сцену с просьбой сфотографироваться. Когда номер только вышел, многие зрители не сразу могли догадаться, что часть шоу, а не форс-мажорная ситуация в театре.

Номер из бродвейского мюзикла «Компания» под названием «Ты с ума девчонок сводишь», рассказывает зрителю историю ловеласа Роберта (Кирилл Гордеев), который меняет девушек как перчатки, с трудом запоминая имена своих пассий. Номер построен на том, что девушки жалуются зрителю на своего несостоявшегося кавалера. Как писал про этот мюзикл его автор Стивен Сондхайм, он был создал с той целью, чтобы зрителям было не до скуки во время просмотра, и, надо сказать, что Стивен добился своей цели. Наблюдать за тем как Агата Вавилова, Вера Свешникова, Манана Гогитидзе, Мария Елизарова и Елена Газаева отказывают «первому ловеласу» – большое удовольствие.

«Советский калейдоскоп»

В обновленную программу «Хитов» 2020 года вошли композиции, далекие от Бродвея и апеллирующие к истории советского времени и пространства. Вместе с маэстро Алексеем Нефедовым над концепцией программы работает Александр Суханов, который помимо исполнения вокальных номеров в концерте, решил попробовать себя в качестве режиссера. Из предполагаемой большой программы были представлены лишь несколько номеров, получивших хороший отклик зрителей. В этих номерах артисты предстали в неожиданных образах. Роль Остапа Бендера примерил на себя Евгений Зайцев с композицией «Белеет мой парус» из фильма «12 стульев». Наталия Диевская исполняет лихую композицию «За что я люблю ковбоя» из фильма «Человек с бульвара Капуцинов», а Кирилл Гордеев поет песню «Ведьма-речка» из кинофильма «Чародеи». Елене Газаевой досталась песня «Что знает о любви любовь», написанная Андреем Эшпаем на стихи Евгения Евтушенко, которую мы знаем в исполнении Людмилы Гурченко. Что в планах – театр не раскрывает. Так что строим догадки и ждем новые номера.

P.S. Концерт «Хиты Бродвея» – живой организм, который меняется и развивается вместе с его исполнителями. Бывают удачные находки, но случаются и разочарования. Постановочная группа подбирает образы, экспериментирует с исполнением на иностранных языках, меняет концепцию и логическую последовательность номеров. Меняются артисты, режиссеры и главная идея каждого концерта. Несомненным остается одно – в Петербурге для театрала, который только начинает интересоваться жанром мюзикла, «Хиты Бродвея», пожалуй, отличное пособие, с которого можно начать знакомство с этим направлением театрального искусства.

Яна Квятковская специально для Musecube

Фотографии Марии Ковалевой

Добавить комментарий