Перед Новым 2022 годом вышел долгожданный альбом Ольги Глазовой «Это не моё». Ольга Глазова – самый известный гусляр в мире. Она не только исполняет фольклор, но и сама пишет музыку и стихи, преподаёт и занимается историей своего инструмента. Её видеозаписи собирают миллионы просмотров, а активная популяризация гуслей и большой вклад в развитие техники игры на них заслуживает особого внимания и уважения. «Гусли – это не только инструмент из былин и русских народных песен. Гусли актуальны во многих областях музыкального искусства. Каждый, кому не безразлична музыка, должны хотя бы раз услышать гусли XXI века», — говорит Ольга.

Ольга Глазова часто использует коллаборации с разными музыкантами, экспериментирует с голосом и расширяет возможности игры на инструменте. В записи диска «Это не моё» приняли участие Сергей Старостин, Сергей Летов, Александр Маточкин и группа «Квинтет Четырёх». В альбом вошли этно трип-хоповые композиции, фольклорная и авторская музыка Ольги. 16 треков – разнохарактерны, контрастны, но при этом составляют целостное многочастное произведение.

Несмотря на то, что диск появился четыре месяца назад, его презентация проходит только сейчас. Концерты Ольги Глазовой сформировались в майский тур по нескольким городам России – Псков, Санкт-Петербург, Пермь, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, Кемерово, Юрга и Москва. А вместе с ней выступают удивительные музыканты – Сергей Летов (саксофон, флейта), Сергей Старостин (этноинструменты, вокал), Руслан Собинин и Антон Спартаков (электрогитары), Игорь Мозгалёв (бас-гитара) и Пётр Талалай (барабаны).

5 мая альбом «Это не моё» прозвучал в Петербурге – живое исполнение состоялось в Медиацентре Новой сцены Александринского театра. В программу концерта вошли не только композиции с пластинки, но и ещё незаписанная музыка, во многом основанная на импровизации, которая занимает довольно большое место в творчестве ансамбля.

С конца декабря можно было хорошо изучить новый альбом, но, даже зная каждую песню до мельчайших подробностей, невозможно было ожидать того, что в итоге произошло на сцене. Уже в инструментальной эмбиент-интродукции стало понятно, что концерт пройдёт в новом для Ольги уровне и непривычном для нас стиле. Медленный ритм, расслабляющее звучание и психоделические переливы – казалось бы, где здесь гусли и фольклор? Но музыканты сумели так всё слить воедино, что возникло ощущение, будто отделить одно от другого невозможно. Аранжированные и сыгранные совершенно по-другому фольклорные композиции приобретают черты авторского прочтения. Кроме технической составляющей существенную роль играет эмоциональная. Русские народные песни «А у нас реченька», «На улице дождик», «Соловейко мой» и «Кумушки» постепенно развёртываются даже не в драму, а в трагедию. Конечно, это было заложено изначально, но в исполнении ансамбля Ольги Глазовой развитие достигает невероятного накала, происходит драматизация образа, вдруг появляется полное осознание глубокого смысла композиций, и уже неважно — народная это песня или авторская.

Рядом с фольклором звучат и нежные сочинения Ольги – «Земля», “With You”, «Милая», «Облачко» (тот самый хит на эльфийском языке), инструментальные зарисовки («Воздушный вальс») и вырастающая из такого же умиротворённого музыкального повествования в монументальное произведение с полнозвучным голосом и мощными ударами барабанов «К дому её отца».

Кульминацией программы, пожалуй, стала новая композиция, которой нет в альбоме и которая стала настоящим апофеозом концерта, – “Soundscape 23”. На фоне лёгкого звучания инструментов воспаряет мелодия голоса, обретающего вместе с сопровождением всё большую силу. В средней части соло переходит гуслям; неожиданно Ольга меняет способ игры – с помощью стеклянного стакана и медиатора гусли становятся препарированными. Вот он, XXI век! В большой инструментальный эпизод снова врывается голос, он звучит на полную мощь, он всеобъемлет и поражает своими безграничными возможностями, а затем возвращается к невесомому пиано и передаёт коду инструментальной группе.

Ещё одна яркая часть программы – новая песня «С неба к небу», исполненная полностью акапельно, с блестящими вокально-интонационными переходами. Лишь в самом конце постепенно вкрадывается инструментальное звучание и отголоском флейты с поддержкой ритм-секции и гитар досказывает мысль.

На бис Ольга Глазова вышла одна. «Этот альбом у меня четвёртый. И я понимаю, как идёт время жизни, чувствую, что оно очень конечно. Я учу себя каждый день бороться за собственную жизнь в этом смысле. Мне сейчас особо нового нечего сказать, но есть один кусочек, который я могу показать».

«Я понимаю, что есть у меня
Лишь воспоминаний воспоминания.
Только из них прожита жизнь
Видимой частью путей невидимых…».

Такая красивая, хрупкая песня с философским замыслом и, казалось бы, простой музыкой из однообразного гусельного наигрыша. Может быть, она так и войдёт в следующий альбом, а может, ещё превратится в более масштабное произведение с привлечением других музыкантов.

Концерт Ольги Глазовой и её замечательных инструменталистов произвёл на многих зрителей неизгладимое впечатление. Эта музыка, этот голос помогли заглянуть внутрь себя, обратиться к собственной душе и почувствовать то, что раньше даже невозможно было заметить – самые личные, интимные эмоции и воспоминания вдруг оказались на самой поверхности.

Хочется, чтобы творчество Ольги постоянно развивалось, обретало новые краски и набирало аудиторию. К счастью, она пишет много новой музыки, знает, к чему идёт и как воплотить задуманное. Главное, чтобы для этого были все необходимые средства. А мы, безусловно, её поддержим и будем ждать следующих концертов!

Анастасия Видмайер специально для Musecube

Фотографии Сергея Спиридонова смотрите здесь 

Добавить комментарий