17 апреля на Новой сцене Александринского театра состоялся первый день Санкт-Петербургского  фестиваля  современного танца «Пятилетка»,  который проходит  раз в 5 лет. Его появление неразрывно связано с деятельностью Саши Кукина, легендарного хореографа и педагога.  В этот вечер мы праздновали 70-летие Саши Кукина и 30-летие его Sasha Kukin Dance Company, первой в России профессиональной компании современного танца.

Когда в 1997 году в здании ДК им. Первой пятилетки появилась школа джаз-модерн танца «Канон данс», в репертуаре Мариинского театра не было ни одного современного спектакля. Уже позже на сцене «Мариинки» появились постановки Уильяма Форсайта, Саши Вальц, Анжелена  Прельжокажа.   Современный танец находится в постоянном развитии, несмотря на то, что его  главной проблемой в России является отсутствие должного финансирования. Такие фестивали, как «Open Look», «Пятилетка» проводят для того, чтобы мы наблюдали и изучали  грациозное движение современной хореографии,  ее стремительное развитие, как в России, так и во всем мире.

В апреле 2000 года в том же ДК им. Первой пятилетки была открыта Альтернативная сцена «С’Танцiя», первая в России, которая была отдана под современный танец.  На ней показывали спектакли, проходили Open Look, Международный фестиваль джаз-танца и музыки, Конкурс молодых хореографов, фестиваль свинга и линди-хопа, организовывались многие мастер-классы. Но в 2005 году ДК был разрушен ради строительства нового театра.  Несмотря на эту печальную новость, процесс развития танцевальной культуры,  который зародился в Пятилетке,  уже невозможно было остановить.

В своем большом интервью Саша Кукин рассказывает, как после приезда в Ленинград в 1978 году труппы Пола Тейлора со спектаклем «Эспланада», его мир перевернулся, и с того момента ему хотелось танцевать и сочинять нечто подобное.  Через 11 лет, в сентябре 1990 года совместно с шестью танцорами была создана первая профессиональная труппа Sasha Kukin Dance Company.  На тот момент это стало настоящим вызовом, поскольку главной задачей театра было предъявить обществу, которое является сторонником классического балета, иную танцевальную культуру и сделать это так, чтобы интеллектуальный зритель принял и полюбил ее.  Число зрителей на премьерах было невероятным, 1000 в марте 1993-го в Оперной студии консерватории и 900 в апреле 1994-го на сцене «Балтийского дома». Саша Кукин исповедовал классический танец модерн в его американском изводе. Он в те годы был единственным, кто несколько раз побывал в США и проходил обучение на классах American Dance Festival, в труппе Каннингема и у других американских хореографов.

Перед танцевальной программой первого дня фестиваля «Пятилетка» нам показали короткую версию фильма «Другая красота» режиссера Павла Скоробогатова.  Фильм снят к 70-летию Саши Кукина и 30-летию Sasha Kukin Dance Company . В этом фильме прослеживается рассказ о человеке, который всю свою жизнь посвятил одному делу,  с должной страстью творческого человека  и скрупулёзностью настоящего профессионала. В фильме были представлены интервью Саши и танцоров его труппы разного времени, в котором они рассказывали о том, как строилась работа над постановками, какие взлеты и падения переживала его компания.

После просмотра фильма перед нами предстал театр танца Саши Кукина с работой «Разговор с Мерсом».  Это хореографическое полотно, дань памяти легендарному хореографу XX  века,  Мерсу Каннингему  и попытка объединить в небольшом спектакле танцевальный язык мастера с техникой Саши Кукина. Спектакль состоял из трех типов танцевальных фраз – Мерса Каннингема, Саши Кукина, составленных из элементов техник этих хореографов.  Мы знаем, что Каннингем часто в своих работах пользовался принципом случайного выбора, это касалось как самого танца, так и музыки.  Кукин сохранил этот принцип в своей работе «Разговор с Мерсом»,  поэтому каждый раз этот спектакль проходит под разную музыку, заранее неизвестную артистам.   В спектакле были задействованы танцоры Анастасия Синцова, Ирина Яценко, Полина Дубровкина, и с данной идеей они справились превосходно. Невозможно было оторвать глаз от вдохновляющей красоты на сцене.

После небольшого антракта мы увидели отрывок из нашумевшего в Петербурге балета «1234» в исполнении Александра Челидзе, который когда-то состоял в труппе Sasha Kukin Dance Company и Сабины Яппаровой, артистки Михайловского театра.  Фрагмент был коротким и очень выбивался из общей программы фестиваля.  Хореография Юрия Смекалова только развивается в современном направлении, и ему предстоит долгий путь, чтобы отойти от канонов классического балета.

Следующей в программе фестиваля была работа «INNER I»,  Inner Company, совместного проекта хореографа Константина Кейхеля и композитора Константина Чистякова . Inner I – это тизер спектакля, премьера которого состоится 6 мая на Новой сцене Александринского театра.  Концепция танцевальной компании не называть работы, чтобы не навязывать ложного восприятия. Искусство более интимно, чем принято понимать,  и оно всегда ведет диалог на внутреннем языке человека.  Эта работа – история о пути из небытия в небытие,  внутренняя диалектика, потеря самоконтроля.   Хореографу удалось передать эту идею через танцевальный язык каждого танцора, работа получилась многогранной и очень интересной. С нетерпением ждем премьеры!

В завершении вечера мы увидели «Свободу» Саши Кукина в исполнении его труппы, в которой уместились такие понятия современного танца, как независимый, нонконформистский, технически аутентичный, раскованный, но при этом, сохраняющий порядок и организованность, для создания ясного хореографического высказывания.  На поклон вышли не только нынешние танцоры Саши Кукина, но и те, кто в разное время состоял в Sasha Kukin Dance Company.

Мы надеемся, что когда-нибудь ситуация с современным танцем в России изменится в лучшую сторону, независимые труппы будут финансироваться и поддерживаться Министерством культуры, возможно, вернется Альтернативная сцена для воплощения самых смелых  идей, а Саша Кукин будет радовать нас своим творчеством еще долгое время.

Мария Долгорукова специально для Musecube

Использованы фотографии Светланы Аввакумовой

Добавить комментарий