В этом году Covid-19 внес свои коррективы во все мероприятия и сферы. Не стала исключением и сфера искусства. Концертные залы, театры, филармонии закрылись на несколько долгих месяцев. Артисты, подобно монахам, были отрезаны от мира в своих кельях, продолжая, тем не менее, служить искусству.

Постепенная «оттепель», возобновление программ, «замороженных» на некоторое время, воспринимается все еще настороженно. Умы людей не покидает один вопрос: «Что будет дальше»? Но не стоит заглядывать так далеко в неясное будущее: подумаем о настоящем.

XI фестиваль камерного исполнительства Серебряная Лира пройдет в период с 30 октября по 6 ноября текущего года. Вместо приглашенных иностранных музыкантов, которые не имели возможности приехать в связи с закрытием границ, выступят российские артисты, тем самым на время переведя фестиваль в 2020 году в разряд не международного, но внутрироссийского.

27 октября в отеле Belmond Grand Hotel Europe в сонно-умиротворяющей атмосфере, располагающей к расслаблению и эскапизму, прошла пресс-конференция, посвященная предстоящему фестивалю.

В ожидании начала конференции дамы и господа импозантного вида неспешно прогуливались в фойе, беседуя за чашечкой кофе и обсуждая новый концертный сезон. Время от времени слышны были щелчки фотоаппаратов, тихий шелест страниц буклетов, выпущенных к мероприятию. Алексей Чижик исполнил несколько композиций на вибрафоне в качестве музыкального подарка-приветствия.

Пресс-конференцию открыл художественный директор фестиваля Борис Березовский, представив спикеров: Марию Мараковскую (партнер фестиваля,  представитель российского аукционного дома), Евгения Петровского (заместитель художественного руководителя Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича), Полину Осетинскую (пианистка, литератор), Ярослава  Забояркина (руководитель и дирижер Молодежного камерного оркестра заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии), Леонида Резетдинова (композитор и глава «РК Продакшн»), Алексея Чижика (вибрафонист, композитор и руководитель «Чижик-Джаз-Квартета), Никиту Зубарева (виолончелист Фортепианного трио филармонического общества Санкт-Петербурга).

В этом году проведение фестиваля  рассматривалось в двух возможных вариантах: с участием иностранных музыкантов и без таковых.

«Меня поставили перед очень трудным морально выбором. Надо было сказать нашим ребятам: ребята, если не приедут иностранцы, замените? Но почем-то они сказали: какие проблемы! Заменим, конечно!» (Борис Березовский)

Комментарии, который из вариантов оказался актуальным в этом сезоне, излишни.

Средства, выделенные на фестиваль с учетом  гостиниц, трансферов  и обеспечения иностранных музыкантов, в этом году будут использованы на качественную видеосъемку фестиваля.

Такой опыт уже был: нескольких десятков концертов прошли онлайн в период пандемии. Борис Березовский отмечает особую интимность и теплоту таких «удаленных» концертов, которые стали, благодаря видеоформату, «плевком в вечность».

Небольшую революцию готовят дирижер Ярослав Забояркин и пианистка Полина Осетинская, которые откроют фестиваль сегодня вечером (30 октября) сочинениями Баха, Гайдна, Морцарта и Мендельсона.  Программа для открытия фестиваля выбрана достаточно сложная: не так часто в один вечер играют два фортепианных концерта. Ярославом и Полиной было принято решение немножко встряхнуть устои и пойти наперерез некоторым сложившимся в 20 и 21 вв. традициям, вернув рассадку в тот формат, как было при жизни Баха и Моцарта. Рояль будет поставлен другим образом, также с него снимут крышку. Полина будет находиться внутри оркестра. Не будет подразделений на солиста и сопровождающих. Все музыканты объединятся в «единый организм, который стремится к одной единой цели» (П. Осетинская).

Ярослав сообщил, что была опробована также рассадка с учетом дистанции, когда каждый музыкант сидит за своим пюпитром, что было сделано с целью минимизировать контакты друг с другом.

Полина Осетинская прокомментировала выбор программы концерта Борисом Березовским, который остановился на концерте Баха в ре-миноре и концерте Моцарта в ре-миноре.

Как пояснила Полина, это был концептуальный выбор, так как концерты объединены не только величием создавших их композиторов. Считается, что Моцарт является продолжателем Баха по принципу календаря и размера дарования. В данных произведениях есть хитрый тональный план, потому что оба концерта написаны в одной из самых драматических тональностей, которые есть в мировой музыкальной литературе.

Этот ре-минор — жертва сложному времени, когда нет никакого горизонта планирования.

К счастью для музыкантов, организаторов  и слушателей, запланированный фестиваль состоится.

31 октября фортепианный «ПетРоДуэт» откроет серию концертов в Малом зале, исполнив рахманиновские сюиты для двух фортепиано.

1 ноября «Чижик Джаз Квартет» под руководством вибрафониста Алексея Чижика наряду с собственными сочинениями исполнят на сцене Малого зала им. М. И. Глинки Вивальди, Моцарта, Чайковского и Бизе.

2 ноября юные братья Бессоновы (Иван – пианист, Никита и Даниил – скрипачи) выйдут на сцену с обширной программой, в которую в том числе войдут «Лунный свет» Дебюсси, «Каприс № 13» Паганини, «Три вальса» Шопена.

3 ноября в исполнении Фортепианного трио Филармонического общества Санкт-Петербурга прозвучат трио Чайковского и Рахманинова.

Вечер 4 ноября посвящен сольному выступлению виолончелиста Алексея Жилина совместно с пианисткой Ингой Дзекцер, вечер 5 ноября – выступлению пианистки Елизаветы Украинской.

Завершается фестиваль 6 ноября концертом, посвященным творчеству Вивальди, в исполнении Камерного оркестра «Дивертисмент» (художественный руководитель оркестра и скрипач Илья Иофф) и певицы Яны Иваниловой.

На этой, в буквальном смысле слова, ноте завершится недельный фестиваль, который станет своеобразным символом того, что сила искусства зачастую оказывается сильнее страхов и опасений, которые питают люди в такие непростые времена.

После пресс-конференции Полина Осетинская ответила Museсube на пару вопросов.

— Полина, вопрос более интересует девушек/женщин. Вам всегда удается сохранять свежий вид, невзирая на постоянные репетиции, выступления, поездки. Какими способами, средствами поддерживаете красоту?

— У каждой женщины должен быть хороший косметолог, парикмахер и стоматолог. Это очень важно для человека, который ведет публичный образ жизни.

Но самое важное – это врач, который за вас отвечает. Мой врач говорит, что сон – это самое важное. Я стараюсь делать так, чтобы при любых обстоятельствах мой сон не был меньше 7-8 часов в день. И, конечно, если есть возможность чем-то ради сна пожертвовать, я всегда этим жертвую. Нехватка сна приводит не только к тому, что вы начинаете плохо выглядеть. Но это приведет к тому, что человек начнет рано терять память, набирать лишний вес; повысится уровень кортизола. Организм начнет разрушаться. Сон важен для человека, который хочет не просто хорошо выглядеть, но долго и счастливо функционировать.

— Полина, в статьях, которые можно найти в сети, на Вас часто вешают ярлык «ребенка-гения», «ребенка-чуда». Как повлиял такой своеобразный «бренд» на раскрытие вашего потенциала, на мироощущение, на свободу выбора?

— Это долгое время довлеет тяжелым грузом. Ты чувствуешь себя вынужденным соответствовать чьим-то ожиданиям. Но с возрастом это проходит, потому что невозможно все время чувствовать себя обязанным. Есть замечательная фраза относительно ожиданий, что ожидания нужно не оправдывать, а их нужно превосходить.

Поскольку моя жизнь – это жизнь идеалиста с детства, который привык добиваться чего-либо, в первую очередь, перед самим собой, меня гораздо больше интересует вопрос моего собственного слушания каких-то вещей, чем суждения большинства людей. Хотя не скрою, что суждения некоторых людей для меня остаются по-прежнему очень значимыми и важными.

За последние несколько лет мне удалось услышать добрые слова о моей игре от тех людей, мнение которых является для меня основополагающим, поэтому мне кажется, что уже настала пора спокойно следовать своему пути. Самое важное – это иметь возможность заниматься своим делом и совершенствоваться в каком-то ежедневном формате.

Алёна Шубина специально для Musecube 

Использованы фотографии Галины Бограчевой и Елены Кондратьевой 

Добавить комментарий