Только любители «Аукцыона» успели оклематься от насыщенного концерта группы, как её лидер Леонид Фёдоров снова порадовал нас своим выступлением, на этот раз – сольным. Как известно, музыкант часто выступает вне своего коллектива, предпочитая фьюжн-звучанию лишь акустическую гитару. 18 октября в питерском Opera Concert Club состоялся его первый сольный вечер после карантина.

Многие песни Леонид Фёдоров исполняет исключительно на своих концертах. Но некоторые композиции можно услышать и на выступлениях «Аукцыона». Поэтому всегда особенно интересно почувствовать разницу звучания этих песен, когда в одиночестве Леонид «выводит» инструментальные партии голосом или дополнительными сэмплами. Так получилось, например, и с песнями из нового альбома группы «Аукцыон» «Мечты».

Вообще, концерты Леонида Фёдорова и «Аукцыона» всегда пропитаны психоделическим настроением. Но когда Леонид играет один, всё пространство обволакивает ещё и монотонный, гудящий гитарный ритм с использованием множества сэмплированных звуков. Кроме того, Фёдоров часто поёт в два микрофона, один из которых настроен на эффект эха и записывает вокальные фразы, повторяющиеся затем на протяжении песни. Все эти приёмы усиливают драматизм и тоску. Уже в начале концерта после танцевального «Гвидона» на стихи поэта-ОБЭРИУта Даниила Хармса Леонид Фёдоров исполнил медленные песни «Холода», «Луна упала» и «Весна». Трагизм музыки и текстов этих композиций неотступно держал нас в напряжении и заставил почувствовать отчаяние и безысходность.

Затем настроение концерта сменилось и стало более лёгким: зазвучала песня из нового альбома «Мечты» «Спасательный круг». Забавно, что некоторые тексты Леонид Фёдоров помнит плохо и всегда на всякий случай держит их перед глазами. Иногда случаются комичные казусы. Так, во время исполнения «Спасательного круга» упал листок со словами, Фёдоров стал путаться, а потом и вовсе остановился, чтобы снова подсмотреть в шпаргалку. Кажется, такая свобода поведения на сцене ещё больше сближает артиста со слушателями.

Вскоре Леонид Фёдоров спел гротесково-психоделическую песню «Голова-нога» и редкую «Сироту» из альбома «Бодун» 1991 года. Но снова зазвучали протяжные песни – «Сердце» и «Вьюга», и мы вновь вернулись в философско-драматические размышления, которые внезапно прервались «Лампой» с утверждающим рефреном «Жизнь прекрасна!». Далее Леонид сыграл ещё одну вещь на слова другого ОБЭРИУта – Александра Введенского — «Конь» и песню из альбома «Мечты» «Тиша» с красивым проигрышем духовых инструментов в оригинале и заменой их голосом в клубе Opera.

Завершая концерт, Леонид Фёдоров исполнил известные композиции «Летел и таял», «Далеко» и «Сын». Музыкант долго импровизировал на гитаре, задействуя все свои технические приёмы и добиваясь кульминации апофеозного звучания музыки, которое осталось и после ухода Фёдорова за сцену: как всегда, он ушёл, не попрощавшись, при включённой, записанной только что фонограмме. Но буквально через пять минут Леонид вернулся и спел традиционную песню на бис «Волны те», которая, кстати, в этом году вошла бонусным треком в альбом «Мечты».

Уже 20 лет Леонид Фёдоров, помимо работы в «Аукцыоне», занимается сольным творчеством. За это время он стал ярким экспериментатором, использующим самые разные выразительные средства и постоянно обновляющим музыкальный язык. Часто привлекая к своим проектам других исполнителей, композиторов, поэтов, Фёдоров не перестаёт оставаться выдающейся творческой единицей в российской, а может, и мировой музыке. И на каждом его концерте мы убеждаемся в этом.

Анастасия Видмайер специально для Musecube

Фотоотчет Сергея Спиридонова смотрите здесь

Добавить комментарий