Использовано фото с сайта театра

Имя Андрея Платонова, одного из наиболее выдающихся отечественных литераторов минувшего века, знакомо многим, но подробные факты его биографии известны далеко не всем.  Годы вынужденного забвения сделали свое дело: о трагической судьбе замечательного писателя долгое время знал весьма узкий круг людей. Но, к счастью, признание литературного незаурядного таланта Андрея Платонова все-таки состоялось, и он занял свое абсолютно заслуженное место в списке отечественных классиков. Новый фильм режиссера Ромы Либерова «Сокровенный человек» как раз открывает нам неизвестного Платонова, заставляет сфокусироваться на отдельных фрагментах его биографии, задуматься над судьбой конкретного человека на фоне суровой эпохи.

Про такую уникальную личность и говорить-то кажется избыточным: разве способны какие-либо слова передать ее масштаб? В самом деле, какими характеристиками снабжать удивительные, уникальные тексты  Платонова, написанные в неповторимой манере, вскрывающие целые глубинные пласты сознания? Не литература – настоящий мистический словесный шаманизм; такого не было ни до, ни после.  Но режиссер умело использует набор разнообразных творческих приемов, чтобы показать незаурядную личность в рамках непростого времени. Едва ли не главную роль играет здесь анимация: живые картинки воспроизводят платоновские сюрреалистичные сюжеты, воссоздается на наших глазах советская эпоха во всей своей кровавой безжалостности. Удивительна параллель первых послереволюционных десятилетий с Древним Египтом, во всяком случае, Либеров предлагает именно такое визуально воплощенное сравнение. Ленин и Сталин изображены верховными жрецами, близкими к небесному светилу, ну а простой люд – пыль, песчинки, мусор. Никаких жертв не жалко ради всеобщего блага, ради дивного нового мира, во имя светлой цели построения лучшего государства из когда-либо существовавших.

Биография Платонова представлена в фильме как зеркало эпохи. Сначала писатель честно и горячо верил в чистоту и святость революции, а потом его настигло тотальное крушение идей. Случился настоящий крах мироздания, пустота внутри оказалась неизбывной. Естественным следствием стало максимально несправедливое забвение на долгие десятилетия. И отдельным черным выделена семейная трагедия – пятнадцатилетний (!) сын оказался в ГУЛАГе, а обращения к самым высшим чинам и именам не помогали.  Ранняя смерть Платонова, ненадолго лишь пережившего своего любимого сына и совсем немного не дожившего до смерти Сталина, словно бы служит здесь дополнительным аргументом в пользу чудовищной несправедливости его судьбы.

В фильме Ромы Либерова речь идет не только про личность писателя. Здесь  много сказано про кровавый пресс тоталитарного государства, в котором лидер одинаково гениально (с его точки зрения!) разбирается и в литературе, и в театре, и в кинематографе. Дает советы, направляет, критикует, явно наслаждаясь собственным триумфом, упиваясь осознанием безграничной власти. Крутится адская репрессивная мясорубка, и в зрительских ушах уже звенит от зачитываемых обвинений, в которых шпионаж в пользу Латвии чередуется с подготовкой убийств Буденного, Жданова и Сталина. И совершенно органично звучит Егор Летов, и с горечью понимаем мы, что наша страна – это русское поле экспериментов, где все идет по плану. Не менее метко в качестве вокального сопровождения выступает коллектив Shortparis:  от интонаций Николая Комягина  просто физически становится плохо. Хочется выть, плакать, стонать и кататься по полу от острой хтонической тоски и невыносимой боли. Максимально четкое попадание саундтрека в материал. Возможно, не каждый зритель захочет проводить над собой такой опыт, но все-таки фильм «Сокровенный человек» стоит посмотреть в качестве определенной работы над собой и своей душой. Да, вам будет тяжело и даже больно. Но оно того стоит

Марина Константинова специально для Musecube

Добавить комментарий