Петр Мамонов — личность столь же культовая, сколь и противоречивая. Бунтарь и анархист, позже ушедший в православие, музыкант, актер, поэт… Этот человек с непростой и удивительной судьбой может являться наглядным примером эволюции отдельно взятого индивида, у которого есть чему поучиться.

Мамонов начал сочинять стихи еще в раннем возрасте, а в начале 80-х он собрал свою первую группу «Звуки Му». Группа впоследствии станет одной из самых необычных и авангардных в СССР. После распада группы Мамонов уехал жить в деревню, обратился в православие и лишь изредка выпускал сольные альбомы, которые больше напоминали откровения человека, нашедшего успокоение. Разочаровавшись в музыкальной сцене, Петр Николаевич нашел применение своего таланта в кинематографе (самым успешным опытом можно назвать главную роль в фильме «Остров») и в постановке моноспектаклей по мотивам своих сольных альбомов.

Несмотря на затворнический образ жизни, Мамонов достаточно часто выступает, по несколько раз в году устраивая творческие вечера в Москве и Петербурге. Один из таких вечеров прошел 23 сентября в петербургском клубе «Морзе», предсказуемо собрав аншлаг — все сидячие места в партере были заняты. У каждого была своя причина посетить это выступление: кто-то пришел посмотреть на бывшего панка-анархиста в надежде услышать композиции «Звуки Му», кто-то желал встречи с православным отшельником из фильма «Остров», а остальные собрались в концертном зале из-за интереса к неординарной личности Петра Николаевича.

Выступление было условно поделено на две части. Сначала Мамонов в течение часа исполнял песни, аккомпанируя себе на гитаре. Все они были в единой стилистике — неспешные spoken word баллады под атональные мотивы (такой же прием Мамонов частенько использовал и в «Звуках Му»). Публика услышала как достаточно свежие произведения, так и песни, которые Петр Николаевич исполняет уже несколько лет (про «Милиционера в отставке» и «Людей с завода дубильных кож»).

Далее последовал небольшой антракт, после чего Петр Николаевич перешел к стихам, выбирая из достаточно увесистой пачки наиболее актуальные произведения по мнению автора. В своих стихах Мамонов пишет обо всем, что его окружает — про свой деревенский быт, повседневные заботы, какие-то интересные события из жизни. Стихи были разные по настроению — смешные и грустные, со смыслом и без. Мамонов признался, что он сам не всегда понимает их смысл, однако если творчество востребовано, то все это не напрасно.

В финальной части выступления Петр Николаевич отвечал на вопросы из зрительного зала. В этот вечер он рассказал, как обрел веру, про съемки в кино и объяснил, почему не играет старые песни (кто-то из зала заказал исполнение «Досуги-буги» из репертуара группы «Звуки Му»). Однако без финального аккорда в виде песни все же не обошлось — Мамонов исполнил новую композицию про коронавирус в достаточно ироничном ключе, эффектно завершив двухчасовую программу.

Каждый пришедший на этот творческий вечер наверняка что-то вынесет для себя — запавшая в память фраза, жизненная история, песня или стих, заставившие поразмыслить. Для этого Петр Николаевич и устраивает подобные посиделки, пытаясь в разных формах донести до людей то, во что он верит сам.

Игорь Фоломеев специально для Musecube

Добавить комментарий