Дистанционный формат работы не подошел практически ни одной компании – трудности с коммуникациями и сниженная мотивация серьезно подорвали эффективность работы. В своей колонке для нашего издания предприниматель и IT-эксперт Дмитрий Красичков пытается разобраться, почему традиционный менеджмент оказался настолько плохо подготовлен к работе в удаленном формате.

Менеджмент на расстоянии

В целом, менеджмент – достаточно широкое понятие, включающее в себя множество различных направлений, но, как правило, дистанционный менеджмент рассматривают именно в контексте операционного управления. Мы будем придерживаться аналогичного предположения.

Понятие дистанционного менеджмента резко оказалось в центре внимания широкой бизнес-общественности в прошлом году по вполне очевидным причинам. Коронавирусные ограничения вынудили предпринимателей искать способы сохранить хотя бы часть бизнеса в новых условиях, а единственным доступным вариантом организации рабочего процесса стала удаленная работа. Многие организации столкнулись с трудностями, и еще продолжают адаптироваться к новым реалиям.

Парадокс ситуации заключается в том, что, если оставить за скобками деятельность, полностью завязанную на физическое присутствие человека на рабочем месте, никаких глобальных изменений не произошло. В реальности, дистанционный менеджмент с нами уже многие годы и мало чем отличается от традиционного.

Задумайтесь сами, франшизные сети, транснациональные корпорации и банальный аутсорсинг – далеко не новые явления. Распределенные структуры достаточно эффективно управляются, растут и завоевывают новые рынки, используя при этом вполне классические инструменты менеджмента. Главное отличие в том, что если раньше дистанционный менеджмент активно использовался на уровне среднего и высшего звена, то сейчас добрался и до самых нижних уровней.

Может возникнуть вполне резонный вопрос, если никаких отличий нет, то почему в работе появилось столько трудностей?

Почему с удаленкой не все получилось?

Основная причина в том, что серьезные проблемы с менеджментом у многих организаций наблюдались и до пандемии. Удаленная работа в свою очередь резко повысила требования к общему качеству управления в компании. Неэффективные процессы, ненужные процедуры и ошибочные решения раньше прятались за физическим присутствием руководителя, который осуществлял контроль и необходимую корректировку на месте. Сейчас все это всплыло на поверхность.

Пандемия подсветила многие проблемы в управлении, но я бы в первую очередь отметил следующие три:

Неэффективный сбор и обмен информацией в управленческой иерархии. На мой взгляд, главная проблема, с которой сталкиваются сейчас компании. Основное, что дает менеджеру физическое присутствие в офисе – это наблюдение рабочего процесса в реальном времени. На период удаленной работы менеджмент многих организаций оказался в изоляции от необходимых для принятия решений данных. Более того, задержка в их получении также может быть критична. Максимально свежие данные обычно самые ценные. Отсутствие показателей деятельности. Многие организации в повседневной работе до сих пор оперируют исключительно финансовыми показателями, ограничиваясь управленческой отчетностью на уровне топ-менеджмента и бюджетированием отделов/департаментов. До использования нефинансовых метрик, оценки показателей бизнес-процессов и деятельности рядовых сотрудников часто дело не доходит. Таким образом, лишившись возможности вживую наблюдать за сотрудниками, руководители нижних уровней теряют привычные инструменты контроля и оценки деятельности своих подчиненных. Ситуация усугубляется, если в коллективе и до этого не было особо доверительных отношений. Низкий уровень автоматизации бизнес-процессов. Строго говоря, наличие развитой IT-инфраструктуры и автоматизации ключевых процессов является необходимым условием успешного перехода на удаленную работу. Хотя в целом российские организации и справились с этой задачей, качество используемого программного обеспечения превратилось в одно из ключевых конкурентных преимуществ. Компании, своевременно вложившиеся в развитие IT, получили существенную фору.

Многое из вышеперечисленного я наблюдал за последний год и на своей собственной практике. Зрелые бизнесы с хорошей системой менеджмента и высокой степенью автоматизации процессов безболезненно перешли на дистанционный формат в течение недели. В тоже время, более молодые наши проекты, где работа не была доведена до конца, столкнулись с серьезными трудностями.

Не забывать о психологии

В заключение мне бы еще хотелось обратить внимание на такой важный фактор, как психология (хотя ваше восприятие его важности может отличаться от моего в зависимости от того, к какой школе менеджмента вы тяготеете).

Человечество, впервые за свою новейшую историю, оказалось в ситуации, когда существенная часть населения работает из дома. Из жизни людей выпадает значительный пласт взаимоотношений с коллегами, возможностей по обмену опытом и т.д. В результате падает мотивация и общая лояльность к работодателю. Полностью осознать последствия нам еще только предстоит, но по своим наблюдениям могу сказать, что подобные явления уже коснулись, в частности, IT-сектора.

Рискну предположить, что будущее за гибридными режимами работы, когда сотрудники работают в офисе только часть времени, исходя из своего желания и производственной необходимости. Подобные настроения наблюдаются и среди самих специалистов, что подтверждается некоторыми опросами и исследованиями. По разным оценкам до двух третей сотрудников предпочли бы работать частично удаленно при наличии такой возможности. Гибридный режим работы мы активно внедряем у себя.

Все это снова возвращает нас к пониманию того, что современная система менеджмента должна одинаково эффективно работать, как в режиме офисной, так и в режиме удаленной работы.

Добавить комментарий