Может ли функционировать финансовый рынок без доверия?

Современные вызовы, стоящие перед экономиками развитых и развивающихся стран столкнувшихся со спадом в экономическом развитии, негативным фоном, подогреваемым рисками неопределенности завершения пандемии, обуславливают потребность в укреплении доверия на всех уровня иерархии, создании объективных механизмов его оценки.

Не вызывает сомнения, что триггерами развития финансового рынка, его институтов и взаимоотношений между ними, относятся денежный (экономический) и социальный капитал, важнейшим компонентом которого выступает доверие.

Феномен доверия, имеющий зачастую эмоциональную окраску, обладает мощным потенциалом для запуска процессов в экономике и, на финансовом рынке, способствуя преобразованию сбережений в инвестиции, формированию инвестиционного климата.

Как измерить доверие?

Формирование доверительной среды в финансовой сфере является одним из актуальных вопросов развития экономики в России. Неслучайно Банк России признал данное направление одним из ключевых при формировании стратегии развития финансового рынка в России. В этой связи возникает вопрос: как оценить выполнение поставленных задач в этой области, работу мегарегулятора по этому направлению и есть ли объективные показатели, которые позволяют получить однозначную оценку?.

Доверие и состояние доверительной среды достаточно сложно измерить. В известных исследованиях акценты в основном, переносятся на эмоциональную составляющую, которая определяются на основе опросов определенного количества респондентов. Очевидно, что такой подход в оценке позволяет получит лишь субъективное мнение участников опроса, зависящее от многих факторов – настроения, активности, финансовой грамотности и т.д.

Другими словами, исследование феномена «доверие» требует комплексного взгляда, позволяющего интегрировать объективные количественные показали с поправкой на результаты опроса респондентов. Ученые Финансового университета при Правительстве Российской Федерации поставили перед собой задачу разработать интегрированный индикатор оценки доверия, основанный не только на качественной составляющей, но и на объективных экономических показателях.

Модель оценки уровня доверия к участникам финансового рынка включила построение четырех частных индексов, отобранных для оценки участников финансового рынка России: коммерческим банков, страховых организаций, микрофинансовых организаций и негосударственных пенсионных фондов.

Особое внимание уделено при расчете индексов доверия к участникам финансового рынка, индикаторам, характеризующим цифровую инфраструктуру, отношение к финансовым технологиям и опыт.

Структура современного финансового рынка, как это показывают данные рисунка 1, по-прежнему остается не диверсифицированной, значительную часть его формируют кредитные организации. Именно это обстоятельство стало определяющим при обосновании выбора участников и обосновании модели оценки доверия к банковскому сектору, страховым компаниям, негосударствнным пенсионным фондам и микрофинансовым организациям.

Рисунок 1– Структура российского финансового рынка по объему контролируемых активов (Cоставлено авторами)

Агрегирование частных индексов позволило определить совокупный уровень доверия ко всему финансовому рынку. Кроме того, была проведена оценка влияния факторов, которые позволили объяснить уровень доверия к различным институтам финансового рынка и его изменение во времени.

Одной из проблем в достижении поставленной цели стало обоснование значимости отдельных индикаторов (признаков), свидетельствующих о доверии, и объясняющих факторов (переменных).

Для решения этой задачи, а также для использования потенциала метода социологического исследования был проведен опрос экспертов финансового рынка с помощью специального анкетирования.

На первом этапе построения модели оценки уровня доверия

к участникам финансового рынка проводится построение индексов

доверия по отдельным секторам (группам участников) финансового

рынка и интегрального.

1. Интегральный индекс доверия к участникам финансового рынка рассчитывается по формуле (1):

Iд = A × Iб + B × Iнпф + C × Iмфо + … + Z × Iх, (1)

где:
– интегральный индекс доверия к участникам финансового рынка;
Iб, Iнпф, Iмфо, …, Iх – частные индексы доверия или индексы доверия к определенному типу участников финансового рынка;
A, B, C, …, Z – весовые коэффициенты, определяемые исходя из доли в капитале рынка финансовых услуг (1-й вариант) и/или исходя из охвата населения (2-й вариант).

2. Индексы доверия к определенному типу участников финансового рынка рассчитывается по формуле (2):

Iб = a × П1 + b × П2 + c × П3 + … + z × Пn, (2)

где,
– индекс доверия к соответствующим институтам;
П1, П2, П3, …, Пn – показатели доверия;
a, b, c, … z – весовые коэффициенты, определяемые на основе экспертного опроса и/или методом главных компонент.

На этом этапе выделены:

    показатели, которые можно отнести к индикаторам, отражающим состояние доверия по сектору и отдельным институтам;
    определены весовые коэффициенты, которые будут отражать фактическое состояние доверия (на основании обработки результатов опроса).

При этом одним их основополагающих условий выбора показателей для проведения расчетов является их регулярный расчет и публичность,

а также сопоставимость с зарубежными показателями.

Использование финансовых индикаторов детерминировало необходимость учета общего состояния экономики в момент оценки индексов доверия, то есть соотнесения динамики индикатора с изменением, например, ВВП или другого макроэкономического показателя.

На следующем этапе исследования был проведен регрессионный анализ влияния факторов, выявленных и обоснованных выше, на индексы доверия по группам финансовых институтов согласно уравнениям регрессии.

Доверие: как не потерять?

В рамках исследования выделены пять категорий ожиданий поведения, которые повышают доверие на финансовом рынке, а именно: честность, отстаивание целостности рынка, управление конфликтами, компетентность, коммуникация и конфиденциальность:

    честность жизненно важна для рынков, поскольку она позволяет участникам полагаться на представления и обязательства других;
    поддержание целостности рынка важно, поскольку участники рынка (и их клиенты) должны быть уверены, что все они играют по одним и тем же правилам и что рынки отражают подлинные силы спроса и предложения;
    управление конфликтами важно, так как оно может помочь, наряду с другими нормативными требованиями, дать клиентам фирмы уверенность в том, что фирмы не будут использовать свое положение для предоставления привилегий себе или другим (включая других клиентов)

за счет своих клиентов; это может помочь дать клиентам уверенность в том, что они могут полагаться на участников при принятии решений от их имени;

    компетентность важна для клиентов, которые должны быть уверены в том, что участники рынка способны – при наличии соответствующих людских, технических и финансовых ресурсов – выполнять свои обязательства, включая понимание как технических, так и нормативных ожиданий, возлагаемых на них;
    ожидания, связанные с коммуникацией и конфиденциальностью, помогают устранить частую асимметрию информации между участниками оптовых рынков.

По результатам проведенного исследования выявлены наиболее существенные факторы, оказывающие влияние на уровень доверия к финансовым институтам, что позволило сформулировать предложения, направленные на укрепление доверия к участникам рынка, а также определить несомненную роль государства в формировании доверительной среды на финансовом рынке.

«Доверие на финансовом рынке: концептуальный взгляд на его оценку»
Полная версия + Библиография. Ларионова И.В., Мешкова Е.И.

Добавить комментарий