В интернете много слухов о том, что с 2021 года серьёзно изменятся штрафы по линии ГИБДД. Якобы, готовятся поправки в Кодекс об административных правонарушениях, санкции для водителей вырастут. Стало мне интересно, и я поискал новую версию КоАП. Сразу должен предупредить: это никакие не поправки, а абсолютно новый кодекс. Нет, статьи – те же, но различаются даже их номера.

Интриги добавляет тот факт, что документ находится на стадии изменений и доработок. Следовательно, возможно всё. Предупреждён – значит вооружён. Поэтому специально для водителей подготовили подборку норм, которые могут разнообразить нашу жизнь уже в январе 2021 года.

Внимание! Если правонарушение совершено до вступления в силу новой редакции КоАП с более жёсткой санкцией, применяется версия Кодекса, где взыскание мягче. Если в старой версии документа норма отсутствует, ответственность не наступает.

Содержание статьи

    1 Немного теории2 Краткий анализ3 Слухи4 Резюме

Немного теории

В текущей редакции все потенциальные правонарушения по линии дорожного движения собраны в Главе 12 КоАП. В новом документе для них выделена Глава 21. Нумерация обновится: событие настолько редкое, что его можно назвать уникальным. Чтобы сэкономить время читателя, приведём лишь те нормы, где санкции будут меняться.

Норма КоАП
Было
Станет

ч.1 ст.12.4 (незаконная установка светоприборов, огней красного цвета на передней части ТС)
Ответственность несут граждане, должностные лица, компании
по ч.ч.1, 2, 3 ст.21.4 добавлен штраф для ИП – 15-20 тыс.руб. с конфискацией приборов и приспособлений, предметов нарушения

ч.2 ст.12.4 (незаконная установка таблички «инвалид»)

ч.3 ст.12.4 (несанкционированное нанесение на ТС раскраски машин оперативных служб или такси)

Управление ТС без диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в движении

ч.2 ст.21.5. Штраф – 2 тыс.руб.

ч.3.1 ст.12.5 (управление ТС с тонировкой стекла, несоответствующей требованиям техрегламента)
только одна часть (штраф до 500 руб.)
Добавлена ч.6 ст.21.5 (повторно в течение года), штраф 3 тыс. руб.

ст.12.7 (управление ТС водителем без прав)
3 части, при этом за управление ТС водителем, лишённым прав, был предусмотрен арест до 15 суток
Добавлена ч.2 ст.21.7, повторное в течение года управление ТС водителем, не имеющим права управления – штраф 20-30 тыс.руб. или обязательные работы 40-60 часов.

Смягчена ч.3 ст.21.7 – исключён арест, обязательные работы снижены до 40-60 часов

ст.12.8 (управление ТС в состоянии опьянения)
Фактически было 3 части, санкции которых сохранятся
Добавлена ч.2 ст.21.8. Управление ТС в состоянии опьянения при наличии в машине ребёнка до 16 лет повлечёт штраф 50 тыс.руб. и лишение права на 2-3 года

ст.12.9 (превышение максимально допустимой скорости)
Было 7 частей (одна из которых исключена)
Станет 4 части, но санкции существенно не поменяются. Тех, кто дважды в течение года превысит максимальную скорость на 40-60 км/ч и больше, будут лишать прав на 1 год или штрафовать от 2 до 5 тыс. руб.

ст.12.10 (нарушение правил проезда ж/д путей)

1 и 2 части поменяют местами, а также введут возможность штрафовать водителя на основе фотофиксации

ст.12.11 (нарушение правил движения по магистралям)
ч.1 – штраф до тысячи рублей
ч.1 ст.21.11 – штраф 3 тыс.руб.

ст.12.25 (невыполнение требования должностного лица – полицейского, таможенника и проч. – остановить ТС)
Предусмотрена только ч.2 ст.12.25, где штраф – 500-800 руб.
Добавится ч.3 ст.21.26, согласно которой невыполнение требования об остановке, заявленное неоднократно, попытка скрыться, угрожающая жизни и здоровью, повлечёт лишение прав на 2-3 года, либо штраф в размере 40 тыс.руб.

ст.12.26 (отказ пройти освидетельствование на предмет опьянения)
Сейчас – 2 части, причём водитель, ранее лишённый права ТС или не получавший его, получит арест 10-15 суток или штраф 30 тыс.руб.
Добавится ч.2 ст.21.27, согласно которой невыполнение этого требование при наличии в машине ребёнка до 16 лет повлечёт штраф 50 тыс.руб. с лишением права на 2-3 года

Систематическое нарушение правил: управления, эксплуатации, использования ТС

ст.21.29. Будет введена ответственность за совершение ряда правонарушений 3 и более раза в течение года, в виде лишения права на срок 1-1,5 года

ч.1 ст.12.31 (выпуск на линию ТС, имеющего неисправности, не зарегистрированного и т.д.)
Ответственность предусмотрена за отсутствие ТО
ч.1 ст.21.33. Хотят добавить ответственность за отсутствие диагностической карты

ст.12.32 (допуск к управлению ТС водителя, пьяного или без прав)
Ответственность несут граждане, должностные лица, компании
ст.21.34. Добавлен штраф для ИП – 25 тыс.руб.

ст.12.33 (повреждение дорог, ж/д переездов, иных сооружений)
ст.21.36. Предусмотрен штраф для ИП – 25 тыс.руб.

Управление на дорогах общего пользования механизмами и ТС, которые для этого не предназначены

Новелла. По ч.1 ст.21.40 – штраф 5-15 тыс.руб., по ч.2 ст.21.40 – штраф 20-30 тыс.руб. или 20-60 часов обязательных работ.

Краткий анализ

Не всё можно вместить в таблицу – некоторые нюансы опишу словами. Сейчас есть хорошая норма, предусмотренная ч.3 ст.12.8 КоАП. Если водитель не только пьян, но и не имеет прав (лишён их), ему полагается арест до 15 суток, только если нет противопоказаний. Так вот, новая редакция этой нормы не содержит. А ведь арест – хорошая превентивная мера. Такая же новелла предусмотрена и для нынешней ч.2 ст.12.26 КоАП. Арест по ней также собираются исключить, а зря.

Удручает, что «любимая» нами норма – превышение скорости движения, оставлена без существенных изменений. Какой русский не любит быстрой езды? Именно эта страсть – одна из ключевых причин ДТП. Зато из ст.21.10 обновлённого Кодекса следует, что на ж/д переездах наконец-то собираются поставить камеры. Придётся подумать дважды, нарушать или нет, ведь штраф составит 10000 рублей!

Тихоходной технике законодатель запретит двигаться не только по автомагистралям, но и по дорогам, которые предназначены сугубо для автобусов, автомобилей и мотоциклов. Любителям игнорировать требования об остановке и скрываться от патруля придётся лишиться прав на 2-3 года либо выплатить крупный штраф. Раньше отдельной части статьи для этого не было.

Интересная новелла – лишение прав тех водителей, кто систематически нарушает требования ПДД. Если субъект 3 и более раза в течение года преступит ту или иную норму, он будет безоговорочно отстранён от руля. Ещё одна неплохая инициатива – жёстко наказывать тех, кто передвигается по общим дорогам на комбайнах, жатках и подобных механизмах (ст.21.40 КоАП).

Не забывайте! Лицо, в отношении которого начат процесс, имеет право на адвоката. Заявить ходатайство о его предоставлении можно на любой стадии производства, в том числе – сразу после остановки автомобиля инспектором.

Слухи

Специфика отечественного законотворчества – его непредсказуемость. Сначала годами отрицается сама возможность принятия той или иной нормы, а потом она ратифицируется в считанные дни. Примеры приводить не буду – сами знаете. Поэтому и в отношении такой чувствительной сферы, как дорожное движение, решительные меры могут быть приняты мгновенно.

Утверждают, что будет административная ответственность за автохлам (брошенные машины), мойку ТС на газоне, детской площадке и т.д. Некоторые эксперты полагают, что может быть введён новый вид взыскания – конфискация транспортного средства. При изучении новой редакции кодексов я этого не обнаружил, но идея выглядит реализуемой. И заманчивой.

Много сказано про опасное вождение, которое будет приравнено к управлению машиной в состоянии опьянения. Но опытные водители помнят, что разговоры на эту тему ведутся уже лет двадцать, а воз и ныне там. «Опасное вождение» так и не урегулировано на законодательном уровне. А ещё поговаривают, что отдельные штрафы будут для водителей Яндекс.Такси и каршеринга. Но это уж точно слухи.

Резюме

Итак, поправки вызывают двоякое чувство. Если денег достаточно – можно нарушать, каких-то жёстких санкций новый кодекс не содержит. Даже лишение права в России несерьёзное: на полтора-три года, которые пролетят незаметно. Для сравнения, в США и некоторых других странах Запада могут запретить прикасаться к рулю пожизненно.

Если поправки вступят в силу, водителям-нарушителям придётся раскошелиться, но не так уж сильно. Увы, решительных мер в отношении любителей кататься «под наркозом» мы так и не увидели. Хотя в соседней Беларуси, Украине и Казахстане с такими гонщиками поступают куда жёстче, чем у нас.

Добавить комментарий