Начать собственный бизнес – желание вполне понятное и естественное для современного человека. Тем более, что осуществить его в наши дни достаточно просто. Куда сложнее удержать свой бизнес на плаву в первый год. Советами о том, как правильно начинать свое дело, поделилась бизнес- и инвест-консультант российских и зарубежных компаний Мария Чёрная.

По разным оценкам, примерно 90% новых проектов закрывается в течение первого года. Еще 7% компаний разоряются на второй-третий год своей жизни. И лишь 3% бизнесов действуют дольше – единицам из них суждено стать действительно крупными холдингами, остальные продолжат просто выживать, но не будут всемирно известны на рынке.

Почему так происходит?

В бизнесе всего в 3% случаев успех достигается благодаря везению, а в 97% его добиваются правильно выстроенными процессами. Другими словами, конкуренцию выдерживают не просто интересные или перспективные проекты, а те из них, что созданы эффективными и слаженными командами. Они концентрируют свои усилия не только на создании качественного продукта или услуги, но и на стратегии развития и продвижения своего проекта.

Критериев, повышающих шансы выбранной стратегии на успех, множество. И все же решающее значение имеют три наиболее важных из них:

    высокая маржа,
    способность масштабироваться и/или адаптироваться,
    системное управление проектом.

Может показаться, что высокая маржа у хорошего продукта или услуги – это нечто само собой разумеющееся. Однако это не так: достойная идея достойна копирования. Более того, чем выше маржа у оригинального продукта, тем более лакомым представляется такой бизнес для копирования конкурентами. Эффективное управление маржой позволяет проекту долгое время оставаться прибыльным и преодолевать кризисы без особых потерь.

Масштабирование и адаптация. С одной стороны, стремление нарастить обороты и захватить бОльшую долю рынка – благая цель. Но с другой – чем бизнес крупнее, тем сложнее реагировать на изменение спроса или появление альтернативы своему продукту. Поэтому медленный органический рост компании, команда которой умеет быстро приспосабливаться к подвижным рыночным условиям, со временем приносит лучшие результаты, нежели агрессивная, но плохо спланированная экспансия. Вспоминаем слова Альберта Эйнштейна: «Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники».

Что касается системного управления проектом, данный критерий отвечает за достижение проектом своей основополагающей цели. С этой точки зрения любая идея менеджмента будет хороша, если отвечает принятой в компании стратегии.

Но что же такое «стратегия» и как ее сформулировать для своего бизнеса? Несмотря на то, что в современном деловом мире термин «стратегическое управление» используется достаточно часто, большинство бизнесменов, судя по всему, до конца не понимают, что он означает на самом деле и как именно такое управление работает.

Прежде чем найти нужные ответы, предприниматель должен задать себе ряд дополнительных вопросов. Начать следует с трех базовых – «Сколько?», «Что?» и «Как?». В нашем случае эти вводные выглядят следующим образом:

Сколько вы хотите заработать через Х лет?
Что вы хотите создать?

    «Дело своей жизни» и масштабировать его до международного уровня, передать своим детям, получать вместо пенсии дивиденды.
    «Супер-инновационный продукт», качественный классический бизнес, занять определенный процент рынка и продать проект конкуренту.

Вообще вариантов огромное множество, но суть вы, скорее всего, уловили.

Как вы достигните своей цели?

Понимание этих моментов поможет выработать стратегию будущего бизнеса. Однако, как подчеркивает основатель и гендиректор BYRG GROUP Владимир Агинский, стратегия может изменяться с течением времени:

«Стратегия – крайне важный элемент управления проектом. Но сам по себе факт ее наличия не гарантирует вам успех. Разработка полноценной стратегии занимает время, влияет на срок запуска продукта, но часть предпосылок все равно остаются неизвестными. Первая же продажа покажет, какую действительно проблему потребителя вы решаете и как. Эти новые вводные позволят вам более качественно сформулировать стратегию и приступить к ее реализации».

Из чего состоит стратегия

Стратегия – это ваш путь в бизнесе, серия задач и решений, которые приведут вас к достижению главной цели.

Когда вы ее наметили, необходимо начинать подготовку к реализации, определению тактики и бизнес-плану. На этом этапе предстоит снова задавать вопросы, теперь уже соотнося их с внешними факторами и с первыми вашими документами.

Какова емкость и структура рынка? Какие вам доступны ресурсы?

Начните поиск проектов среди тех возможностей и ниш на рынке, которым наилучшим образом соответствуют доступные вам ресурсы. Затем выделите самые перспективные из них. При этом вы столкнетесь с понятием рисков и угроз для вашей цели, которая может показаться недостижимой. Но не спешите останавливаться: оцените сильные и слабые стороны потенциального бизнеса. В конечном итоге вы поймете, что рынок гораздо шире, чем вы себе это представляли. На этом этапе профессиональные навыки, экспертиза и контакты будут куда важнее, чем сугубо финансовые активы.

Как должна выглядеть дорожная карта, или, иными словами, общая картина вашего пути?

Составьте список реперных точек и задач в хронологической последовательности, соблюдая зависимость одних событий от других. Дополните все сроками и ответственными лицами, особенно если успели обзавестись командой. Если до команды руки не дошли, укажите те контакты и тех подрядчиков, которых планируете вовлечь для реализации своей стратегии. Мы исходим из того, что едва ли вы рассчитываете сделать все самостоятельно.

Нужно ли составлять финансовый план?

Если вы четко понимаете, когда получите необходимую сумму (даже с условием, что сроки и сумма могут изменяться), то это все равно не повод игнорировать этот документ. Финансовый план позволит рассчитать потребность проекта в денежных средствах на старте и оценить допустимое отклонение для создания резерва. Если деньги внезапно закончились, а готового плана «про запас» не оказалось, то шансы вашего бизнеса на успех снижаются. Или, как минимум, на быстрый успех. Кроме того, наличие финансового плана как такового в любом читабельном виде позволит вам более оперативно привлечь недостающую сумму в проект.

Сама реализация стратегического управления заключается прежде всего в переносе главных целей с помощью показателей эффективности на операционную деятельность. Для этого задействуют самые разные механизмы – такие как финансовое планирование и анализ, риск-менеджмент, формирование бизнес-процессов.

Почему стратегические и операционные финансы тесно связаны между собой?

Принимая любое решение сегодня, вы должны оценивать эффект от него в будущем. Некоторые шаги могут негативно сказаться на краткосрочных результатах, но в дальнейшем увеличивают капитализацию компании. В конечном итоге успех финансовой стратегии определяется ее неизменной долгосрочной ценностью и стабильностью.

Но надо заметить, что даже у самого устойчивого и успешного предприятия не всегда получается сохранять высокие темпы роста. Способность компании проводить мониторинг операционных расходов, намечать краткосрочные планы, ориентируясь на конъюнктуру рынка, делать анализ и оценку производительности и общей эффективности, трансформировать продукт в соответствии с потребностями покупателя позволяет четко понимать, насколько успешно компания может развиваться как в условиях растущей экономики, так и в условиях кризиса.

Все эти процессы следует устанавливать и модифицировать на основе непрерывного анализа данных, а также различий между прогнозами и полученными результатами.

Добавить комментарий