В некоторых регионах России каждый четвертый-пятый автомобиль в продаже фактически нельзя переоформить после покупки – потому что на него оформлен запрет на регистрационные действия. Это не так страшно, как арест имущества, но все равно приятного в таком запрете мало. Мы разобрались, кто и когда накладывает такой запрет, как его можно снять, и почему не стоит покупать автомобиль с запретом, даже если он стоит вдвое дешевле.

Содержание статьи

    1 Что это за запрет и почему это не арест?2 Возможные проблемы и способы решения3 Как снять запрет на регистрационные действия автомобиля?4 Какие могут возникнуть проблемы5 Стоит ли покупать авто с ограничениями?

Что это за запрет и почему это не арест?

Российское законодательство по части регистрации и перерегистрации транспортных средств – достаточно простое, переоформить автомобиль на нового владельца в обычной ситуации не составляет труда и это не стоит больших денег. Если все идет по плану – но по плану все идет далеко не всегда.

ГИБДД может отказать в переоформлении автомобиля по нескольким причинам – например, если новый владелец не подготовил всех документов и не оформил полис ОСАГО, если автомобиль не прошел осмотр у эксперта (например, там сгнил VIN-номер), если не прошла оплата госпошлины, и т.д. Но самая основная причина, по которой автомобиль не переоформляется на нового владельца – это запрет на регистрационные действия с ним.

Эта проблема стала настоящей головной болью тех, кто периодически покупает и продает автомобили.

Формально запрет на регистрационные действия – это ограничение права по постановке автомобиля на учет в органах ГИБДД. Причин этому может быть несколько:

    долги у официального собственника автомобиля. Это могут быть самые разные долги – от услуг ЖКХ до алиментов и задолженности по кредитам. Запрет на регистрационные действия накладывает судебный пристав, и не снимает его вплоть до полной оплаты долгов; автомобиль находится в залоге у банка. На самом деле банки не всегда оформляют именно запрет – есть случаи, когда новый владелец без проблем переоформлял авто на себя, а потом получал претензии от банка. Однако формально банк вправе запретить регистрационные действия с автомобилем; автомобиль – объект спора. Это может быть как имущественный спор (развод супругов), так и уголовное дело (по которому автомобиль проходит как вещественное доказательство).

Чаще всего это как раз долги – и иногда продавец автомобиля о них даже не знает (например, если он просрочил оплату 2-3 дорожных штрафов).

По закону у покупателя есть ровно 10 дней на то, чтобы приехать в ГИБДД со всеми документами, пройти осмотр у эксперта и подать заявление на переоформление. И если окажется, что переоформить автомобиль нельзя (например, из-за запрета), то новый владелец не сможет им пользоваться. Но это – только в теории.

На самом деле миллионы автомобилистов совершенно спокойно подолгу не переоформляют авто на себя – если водитель вписан в страховой полис (или он выдан без ограничения по числу водителей), у водителя при себе есть водительское удостоверение, СТС и страховка – никаких претензий у ГИБДД к нему не возникнет. Даже если формальный владелец автомобиля – совсем другой человек.

И если на такой автомобиль наложен запрет на регистрационные действия – именно это не мешает водителю пользоваться автомобилем. То есть, запрет на регистрационные действия – это не арест автомобиля и не его изъятие. Это просто временная мера, благодаря которой должник не распродаст свое имущество и не скроется с деньгами.

Но все же такой запрет – далеко не самое лучшее, что может случиться с автомобилем.

Возможные проблемы и способы решения

Сам по себе запрет на регистрационные действия не несет прямых проблем тому, кто купил такой автомобиль и не смог его на себя переоформить – пользоваться им можно без ограничений, так как запрет действует только на отчуждение имущества.

Но все же юристы предупреждают о нескольких возможных проблемах:

    сложно застраховать авто и получить выплату по страховке (в случае с каско). По общим правилам, страховать автомобиль должен тот, кто им владеет – но правила разрешают сделать это и третьему лицу. В этом случае он получает статус страхователя по полису. Но если случится ДТП, то шансы получить возмещение (по каско, или по ОСАГО как потерпевшей стороне) будет сложно – ведь страховая компания может посчитать реальным владельцем автомобиля того, кто вписан в регистрационные документы, а не в страховой полис; есть риск, что автомобиль изымут. Все дело в причине появления запрета на регистрационные действия – если владелец задолжал крупную сумму, судебный пристав может инициировать изъятие имущества. И раз автомобиль не переоформлен, он числится за прошлым владельцем – должником, и его могут забрать.

Кстати, долги после продажи авто без переоформления могут только расти – ведь прежний владелец будет получать квитанции на уплату транспортного налога и штрафы с камер, которые вряд ли захочет платить (тем более, что у него и так полно долгов).

Самая же главная проблема – скорее психологического плана, не переоформив автомобиль на себя, новый владелец будет чувствовать себя некомфортно, он задумается о том, стоит ли в него вкладываться (ведь формально авто чужое) и в конце концов может решить избавиться от него, продав кому-то.

Снятие запрета на регистрационные действия зависит от того, когда и как именно он был наложен:

    если запрет появился уже после переоформления авто (то есть, когда нового владельца вписали в ПТС и выдали ему новый СТС) – нужно уточнить в ГИБДД, кто именно инициировал запрет, а потом просто предоставить туда документы о том, что автомобиль был переоформлен до наложения запрета. Как правило, такие истории происходят по ошибке – базы данных ведомств синхронизируются с задержкой; если из-за запрета не получается переоформить автомобиль – нужно также узнать, кто инициировал запрет, и связаться с продавцом автомобиля. Скорее всего это будут долги – при желании можно проверить его ФИО по базе сайта ФССП, там будут видны не только суммы долгов, но и причины их появления.

Важно: ГИБДД отвечает только за непосредственно действие запрета, а инициируют его другие ведомства. Как только Госавтоинспекция получает документ о снятии ограничительных мер, запрет снимается.

Фактически единственный вариант для нового владельца – связаться с продавцом и убедить его устранить саму причину появления запрета на регистрационные действия. То есть, выплатить долг, из-за которого авто нельзя переоформить. Часто прежний владелец скрывается в неизвестном направлении – тогда покупатель может либо сам заплатить долги (если это лишь пару дорожных штрафов), либо смириться с тем, что переоформить авто не получится.

Есть и третий вариант – подать в суд на продавца, потребовав аннулировать договор купли-продажи и вернуть деньги. Но это работает только в том случае, если продавец не успел куда-нибудь скрыться, и при этом отказался погасить свои долги.

После устранения причины запрета (или урегулирования вопроса, если это был сбой или ошибка) нужно получить в ФССП документ о погашении долгов, а его – уже предъявить в ГИБДД. И, в теории, ограничения на регистрационные действия будут сняты. Но, опять же, в теории.

Как снять запрет на регистрационные действия автомобиля?

Прежде всего, проверять автомобиль на наличие запретов нужно до того, как отдать деньги за него продавцу. Это сделать легко, достаточно ввести VIN-номер на сайте ГИБДД:

Указываем VIN номер:

и далее нажать на кнопку «запросить сведения об ограничениях»:

При удачной проверке, вы увидите следующее сообщение:

При желании можно провести поиск по ФИО владельца на сайте ФССП – возможно, долг у него уже есть, но в базе ГИБДД пока не виден (это все равно большой риск).

Какие могут возникнуть проблемы

В большинстве случаев после урегулирования долгов запрет на регистрационные действия снимается – ФССП сообщает в ГИБДД об отсутствии претензий к владельцу автомобиля, и ГИБДД отменяет все ограничения. На практике это все может затянуться на недели, если не на месяцы.

Проблема в том, что ФССП – одна из самых «неповоротливых» госструктур в России. На каждого пристава приходится несколько тысяч исполнительных производств, и он просто физически не в состоянии все проверить и проконтролировать. Даже если платеж в счет уплаты долга пройдет, долг будет погашен, а исполнительное производство закроется, в ГИБДД эта информация может идти долго (или вообще не дойти).

Как правило, выясняется это в самый неподходящий момент, когда новый владелец уже собрал все документы на переоформление авто, оплатил госпошлину и страховой полис. Быстро решить проблему можно – но только если взять все в свои руки:

связаться с продавцом автомобиля; попросить его прийти на прием к судебному приставу и принести квитанции об оплате долга; взять у пристава справку о погашении долгов; принести эту справку в ГИБДД и попросить снять ограничения.

Скорее всего, это займет не один день – новому владельцу придется снова записываться в ГИБДД на другую дату, а продавцу – готовить новый договор купли-продажи с более свежими датами (если он будет с датой более чем 10 днями ранее, это будет считаться нарушением).

В худшем случае владельцу автомобиля придется идти в суд – это если запрет был вынесен ошибочно, а в ФССП отказались выдать документ об отсутствии претензий к владельцу. И уже с решением суда обращаться в ГИБДД и просить снять запрет.

Другими словами, ФССП работает настолько медленно, что заинтересованной стороне (продавцу или покупателю автомобиля) нужно будет буквально лично все контролировать – оплату долга, вынесение постановление о прекращении исполнительного производства, вынесение решения об отмене ограничительных мер, направление информации в ГИБДД, и т.д. И даже при благоприятном стечении обстоятельств решение проблемы может занять больше месяца.

Стоит ли покупать авто с ограничениями?

Несмотря на очевидные и не очень минусы, в России находится немало желающих купить автомобиль с запретом на регистрацию, и ездить на нем без переоформления. Как правило, сторонники этого подхода называют такие преимущества:

    такие автомобили дешевле. Никто не будет ставить на автомобиль без права переоформления такую же цену, как и на «чистый» – иначе просто не найдет покупателя. Цена будет ниже процентов на 30-50 – а это уже неплохая экономия семейного бюджета; не нужно платить транспортный налог. Для владельцев малолитражек в «дешевых» регионах 300-500 рублей – не проблема, но если это более мощное авто и в Москве, то налог вырастает до десятков тысяч рублей; штрафы с камер будут приходить официальному владельцу. То есть, можно смело превышать скорость даже перед камерами – все равно водитель «невидим» для ГИБДД; такой автомобиль не заберут за долги уже самого покупателя – просто потому, что он ему не принадлежит.

На самом же деле рисков может быть больше – например, штрафы с камер и долги по налогам никуда не деваются, и копятся за официальным владельцем, поэтому есть риск изъятия автомобиля. ФССП совместно с ГИБДД периодически проводят рейды, и шанс лишиться авто – достаточно высок.

Еще один явный минус – продать такой автомобиль будет непросто, придется искать такого же сторонника езды без переоформления.

Как показывает практика, автомобиль может перепродаваться без перерегистрации столько раз, что даже при желании найти реального владельца будет невозможно. К тому же есть риск, что реальный владелец умер – от этого не застрахован никто, и в этом случае ГИБДД может на законных основаниях изъять автомобиль и выписать крупный штраф его водителю.

Таким образом, покупка автомобиля с запретом на регистрационные действия – большой риск и больше похожа на лотерею. Если на официальном владельце «висит» масса долгов, автомобиль вполне могут объявить в розыск, остановить на первом же посту ГИБДД и изъять для продажи с торгов. Соответственно, экономия будет крайне сомнительной.

Добавить комментарий