В мае этого года в СберАвто (часть экосистемы Сбера) появилась услуга СберАвтоподписка. Это аналог услуг по подписке на автомобиль, которые уже существовали ранее, но для российского рынка это была новинка. По подписке можно получить автомобиль в долгосрочную аренду и платить за него меньше, чем по автокредиту. Насколько это выгодно и кому подойдет такой формат – читайте в нашем обзоре.

Содержание статьи

    1 Суть подписки на авто2 Подробный разбор условий

      2.1 Выбор автомобилей и цена аренды2.2 Что входит в цену, а что нет2.3 Штрафы2.4 Реферальная программа и иные условия

    3 Чем это отличается от кредита?4 Кому подойдет подписка?

Суть подписки на авто

Несколько лет назад в мире появились сервисы, предоставляющие автомобили в долгосрочную аренду по модели подписки. Подписка – вообще распространенный формат оплаты разных сервисов и услуг. Так, сейчас по подписке предлагаются не только печатные издания – подписку можно оформить на фильмы и сериалы, услуги по доставке, банковские переводы и т.д. Тренд последнего времени – подписка на сервисы от одной экосистемы (например, «Яндекс.Плюс» или «СберПрайм»).

В мае 2021 года клиентам экосистемы Сбера стала доступна подписка на автомобили. Этим занимается СберАвто – подразделение экосистемы, которое специализируется на онлайн-продажах автомобилей, страховании и т.д. Услугу СберАвто оказывает совместно с компанией «Сбербанк Лизинг».

СберАвтоподписка – это услуга долгосрочной аренды на новые (и в перспективе – подержанные) автомобили. По своей сути услуга повторяет то, что предлагают другие компании с похожими услугами. Клиентам из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей предлагают следующее:

    возможность арендовать новый автомобиль на срок от 6 месяцев до 3 лет; компания берет на себя оплату страховки (это и ОСАГО, и каско), техосмотра, замены резины и заплатит транспортный налог; можно воспользоваться субсидией по линии Минпромторга, и сэкономить на подписке до 25%; есть реферальная программа – можно получить бонус, пригласив друга

Тем не менее, условия аренды достаточно жесткие: клиент не может использовать авто в коммерческой деятельности (например, работать таксистом или курьером), у него ограничен пробег автомобиля, да и за платные парковки тоже платить должен клиент (в отличие от каршеринга в Москве).

Поэтому стоит разобрать условия подписки более подробно.

Подробный разбор условий

Выбор автомобилей и цена аренды

СберАвтоподписка – это следующий этап после каршеринга и обычной аренды автомобилей. Соответственно, и цены на услугу определены так, чтобы укладываться в месячный бюджет клиента, но при этом обеспечивать компании возврат денег, вложенных в покупку автомобилей.

В перечне автомобилей есть как относительно бюджетные модели, так и модели более высокого ценового сегмента. Так как программа подписки подпадает под программу субсидирования от Минпромторга – она покрывает до 25% от стоимости аренды, однако отдельно ее сумма и условия не прописываются на сайте нигде.

Под субсидию подпадают самые бюджетные из представленных автомобилей – Lada Vesta, Volkswagen Polo и Skoda Rapid, а по остальным моделям клиентам предлагают платить полную цену аренды.

Сама цена зависит от того, на какой срок клиент ее оформляет и какой пробег ему будет разрешен – чем больше срок и меньше пробег, тем дешевле будет стоить месяц аренды. Начинаются цены от 14 700 рублей в месяц, но не все так просто. По моделям и условиям аренды цены примерно такие:

    Lada Vesta – при аренде на 6 месяцев нужно платить 22 700 рублей в месяц (и пробег – до 6 000 км), а если взять авто на год и 20 тыс. км – цена упадет до 17 700 рублей в месяц. Минимальная цена – при оформлении подписки на 3 года с ограничением пробега в 36 тысяч километров, тогда месяц будет стоить 14 700 рублей; Skoda Rapid – при минимальном сроке аренды в 6 месяцев будет стоить 26 700 рублей в месяц, но если продлить срок на год – то уже 22 700 рублей, а на 3 года и с минимальным пробегом – 20 700 рублей; Volkswagen Tiguan – на эту модель уже не распространяется субсидия от Минпромторга, поэтому цена будет выше. Так, при подписке на 6 месяцев клиент будет платить 48 700 рублей в месяц, на год – 39 700 рублей, а на три года и с минимальным пробегом – 35 700 рублей в месяц.

Самый дорогой автомобиль – Audi A4 – будет стоить клиенту как минимум 61,7 тысячи рублей в месяц.

Все автомобили клиент получает новыми, 2021 года выпуска и прямо в автосалоне. По всем моделям СберАвто предлагает автомобили с автоматической КПП, но не с максимально возможным объемом двигателя.

Что касается возможного пробега, он не так сильно влияет на стоимость аренды, однако по нему есть достаточно жесткие условия от СберАвто. Так, если клиент превысит оговоренный пробег, компания вправе разорвать договора аренды в одностороннем порядке и насчитать ему дополнительные суммы арендной платы. Такое же право есть у компании, если клиент наездит 80% оговоренного пробега раньше, чем пройдет половина срока аренды.

Что входит в цену, а что нет

Запуская новую услугу, в СберАвто рассказывали, что хотят приблизить стоимость подписки к реальной стоимости владения автомобилем. То есть, если человек покупает авто за миллион рублей, за год тратит на него еще 200 тысяч, а потом продает за 600 тысяч – стоимость владения составит 600 тысяч рублей за год. Соответственно, стоимость подписки и топлива должна быть для клиента примерно равна этой сумме.

Чтобы было так, в компании решили включить в цену подписки часть обязательных платежей:

    страховка – туда входит ОСАГО плюс ДСАГО (с объемом покрытия до 1,5 миллионов рублей) и каско без франшизы. Другими словами, клиент защищен практически в любой ситуации – ущерб потерпевшим в случае ДТП оплатит ОСАГО, а ущерб арендованному автомобилю – каско; регулярное техобслуживание – полная диагностика, замена расходников, текущий ремонт и т.д.; помощь на дороге в режиме 24/7 – по звонку на телефон горячей линии клиенту обещают помочь с любой проблемой; сезонная замена шин и их хранение – все это берет на себя сервис; оплата транспортного налога – раз автомобиль остается в собственности СберАвто, компания сама платит за него налог.

Соответственно, все остальные расходы будут возлагаться на самого клиента. Он, помимо топлива и платы за парковку будет оплачивать штрафы ГИБДД, и другие связанные с автомобилем платежи.

Кроме того, у клиента есть обязанность проходить ремонты и обслуживание автомобиля только на авторизованных сервисах – иначе компания не оплатит эти работы. А если из-за ремонта в неофициальном сервисе автомобиль сломается – с клиента вычтут и за это.

Но еще интереснее то, что именно СберАвто будет ремонтировать за свой счет – это поломки и неисправности, которые не являются следствием ненормальной эксплуатации автомобиля. Другими словами, если компания посчитает, что автомобиль сломался по вине клиента – ремонтировать его будет клиент за свой счет. Это механические повреждения ходовой части, силового агрегата, шин и дисков, механические повреждения кузова и фар, повреждения в салоне и багажнике, и любые другие повреждения, возникшие из-за нарушения правил эксплуатации автомобиля.

По каждой поломке решающую роль играет заключение эксперта – если он посчитает, что поломка произошла по вине клиента, ему придется платить за ремонт.

Штрафы

Все административные штрафы за нарушения Правил дорожного движения должен оплачивать клиент – и это достаточно серьезный минус. Дело в том, что автомобиль формально принадлежит юридическому лицу, за которым числится сразу несколько автомобилей. Соответственно, практически все штрафы, которые получает автомобиль с камер (и не только), могут считаться повторными – в увеличенном размере и без возможности оплатить штраф со скидкой в 50%. Поэтому на автомобиле по СберАвтоподписке лучше вообще не нарушать ПДД – это очень дорого.

И еще один важный момент – парковка на газоне и грунте. Для юридических лиц за это предусмотрено строгое наказание – штраф в размере 300 тысяч рублей, который СберАвто оплатить за свой счет, а потом перевыставит клиенту в полном объеме.

Но это еще не все – кроме государственных штрафов, СберАвто выставляет клиенту также собственные пени и неустойки. Их весьма много:

    за нарушение срока оплаты арендных и иных платежей – пеня в размере 0,3% от суммы неуплаты за каждый день просрочки; за досрочное расторжение договора по инициативе любой из сторон клиент должен выплатить штраф. Он может составлять от 2 до 5 месячных платежей в зависимости от того, на каком именно месяце был расторгнут договор и на какой срок он был рассчитан изначально. Кроме штрафа, арендодатель выставляет клиенту неустойку в размере 50% ежемесячного платежа; если клиент попадет в ДТП и скроется с места, кроме полного возмещения убытков он также заплатит штраф в размере 150 тысяч рублей; если клиент самовольно отключит или повредит оборудование в автомобиле в период аренды, он будет платить штраф в 50 тысяч рублей; если клиент самовольно отключит телематический блок (следит за аккуратностью вождения) или охранную систему, он будет выплачивать всю сумму убытка и штраф в 300 тысяч рублей; если клиент передаст право управления авто третьему лицу без согласования со СберАвто, он заплатит штраф в 100 тысяч рублей. А если пустит кого-то в личный кабинет клиента (где можно вписать другого водителя) – штраф составит 150 тысяч рублей; если клиент заправит неправильное топливо, он платит ща ремонт и штраф в 10 тысяч рублей; если клиент не вернул вовремя автомобиль, он будет платить 5% от ежемесячного платежа за каждый день просрочки; если клиент не прошел вовремя техобслуживание и смену шин по сезону, за каждое действие его оштрафуют на 15 тысяч рублей, и т.д.

Это далеко не все штрафные санкции, и почти все из них исчисляются десятками и сотнями тысяч рублей (впрочем, как и в компаниях по организации каршеринга). Поэтому, оформляя автомобиль в аренду, клиент должен быть крайне внимательным и ничего из правил не нарушать.

Реферальная программа и иные условия

В СберАвтоподписке есть также программа лояльности – каждый, кто приведет нового клиента, сможет получить бонусные баллы. Работает это через промокоды: каждый клиент получает индивидуальный промокод, который может передать любому человеку, который пока не пользовался сервисом.

Если клиент оформит по промокоду СберАвтоподписку, тот, кто ему дал этот код, получит бонусные баллы. Их сумма зависит от того, на какой срок был взять автомобиль и какой стоимости. Минимальный бонус – 5 тысяч баллов, максимальный – 20 тысяч. С помощью баллов можно оплатить до 50% очередного арендного платежа в сервисе по курсу 1 балл = 1 рублю. Хранятся баллы всего 6 месяцев.

Новый клиент, чтобы оформить подписку на автомобиль, должен быть старше 21 года и предоставить:

    паспорт; водительское удостоверение категории B (со стажем вождения не менее 1 года); документ, подтверждающий доходы – справка 2-НДФЛ, копии деклараций ИП и т.д.

Компания проверяет заявки в течение одного рабочего дня, после чего клиент забирает автомобиль из одного салона в Москве, либо заказывает доставку по адресу. Правда, адресная доставка (как и услуга по отправке авто на шиномонтаж/техобслуживание) – платная.

После того, как клиент заберет автомобиль, он подписывает акт приема-передачи, затем он может пользоваться им весь установленный срок, главное – ежемесячно вносить оплату (она может автоматически списываться с выбранной карты Сбербанка).

Чем это отличается от кредита?

Услуга по аренде автомобиля в рамках подписки – относительно новая и еще малознакомая в России, в отличие от автокредита. На первый взгляд, у услуг есть общие черты – клиент получает новый автомобиль, после чего ежемесячно вносит за него обязательные платежи (да и получает он его только после проверки банком). Однако в действительности это совсем разные услуги.

Чтобы понять это лучше, приведем сравнение:

Подписка Автокредит Из чего состоит платеж Платеж определяется изначально как арендный Из части основной суммы и процентов Наличие первоначального взноса Можно внести авансовый платеж – тогда за аренду можно будет платить меньше Почти всегда первоначальный взнос обязателен Кому принадлежит автомобиль Компании, которая его предоставляет Заемщику (но обычно авто оформляется в залог банка) Какой автомобиль можно купить Только из числа тех, что предлагает компания Практически любое авто из любого салона, а у многих банков – и подержанное Кто платит за страховку, налоги и техобслуживание Компания-арендодатель Заемщик Что будет после окончания срока выплаты Автомобиль придется вернуть компании, она его либо сдаст снова (уже дешевле как подержанный автомобиль), либо продаст С автомобиля снимается залог, и он полностью принадлежит клиенту Что будет, если не платить Компания разорвет договор, начислив пеню и взыскав 3-4 месячных платежа как неустойку Банк обратит взыскание на залоговый автомобиль и продаст его с торгов Возможные штрафные санкции Масса разных штрафов в десятки и сотни тысяч рублей Штраф всего один и за просрочку – это 0,1% от просроченного платежа в день, либо 20% годовых на ту же сумму

Как видно, условия различаются кардинально: если СберАвтоподписка – это возможность поездить на новом автомобиле и не заботиться о страховке и ремонте, то автокредит – это просто один из способов получить машину в собственность и пользоваться постоянно.

Что же касается сумм платежей, то их сравнивать сложно – в кредите есть первоначальный взнос и более долгий срок, а срок подписки пока ограничен тремя годами. Но если подобрать более-менее похожие условия, получится так:

    Lada Vesta – 14 700 рублей в подписку (на 3 года с пробегом в 36 тысяч километров) или 23 757 рублей в месяц в кредит на 3 года (но с первоначальным взносом в 10% – 76,4 тысячи рублей); Skoda Rapid – 20 700 рублей в подписке или 28 600 рублей в месяц в автокредит при похожих условиях (плюс 10% первоначального взноса); Kia Sorento – 50 700 рублей в месяц по подписке или 84 480 рублей в месяц в автокредит (и те же 10% первоначального взноса).

При этом стоимость подписки – окончательная, тогда как данные по автокредитам указаны по данным сайтов автопроизводителей (то есть, по самым низким ставкам и без учета страховки).

Однако, учитывая, что после выплаты кредита автомобиль полностью становится собственностью заемщика, ситуация неоднозначная.

Кому подойдет подписка?

Как мы выяснили, СберАвтоподписка будет дешевле автокредита на тот же срок, однако она ограничивает пробег автомобиля, а после истечения срока автомобиль забирает арендодатель. Тем не менее, и такая услуга может пользоваться популярностью – если найдет тех, кому она действительно подойдет.

Так, модель подписки может подойти тем, кто:

    ездит на автомобиле часто, но на не очень большие расстояния. При этом преимущество подписки в том, что автомобиль всегда будет обслужен и с шинами по сезону – причем в счет аренды; нуждается в автомобиле на определенный период времени. Минимальный срок аренды – 6 месяцев, этого достаточно для длительной командировки или работы над каким-то проектом, где требуется часто ездить; хочет попробовать новый автомобиль до покупки. Кажется, что это слишком дорого – но при правильном подходе окажется весьма выгодно (особенно по сравнению с расходами на покупку нового автомобиля); не может получить автокредит на нормальных условиях (хотя и желающих оформить подписку СберАвто тоже проверяет).

Тем не менее, СберАвтоподписка – услуга далеко не для всех. На автомобиле нельзя заниматься коммерческой деятельностью, нельзя ездить на слишком большие расстояния (больше 1-2 тысяч километров в месяц), и желательно не получать штрафы на дороге.

Но главный минус подписки – нет ощущения принадлежности автомобиля. Он полностью принадлежит банку, который за нарушения условий договора или после истечения срока аренды заберет его. Поэтому для тех, кому авто – не просто средство передвижения, на подписку не стоит даже смотреть.

Добавить комментарий