Июльское происшествие родом из Новосибирска всколыхнуло соцсети. Конфликт между пассажиркой Анной Дудиной и таксистом Дмитрием Кривошеевым вновь заставил вспомнить о бедственном положении людей с ограниченными возможностями в России. Напомню контекст: мужчина подвёз даму, а та отказалась платить 207 рублей. Когда он начал требовать деньги, называла его неприличными словами и била ногами.

Удивительно, но в интернете нашлись люди, которые встали на сторону Анны Дудиной. Их главный аргумент – глухонемому водителю не место в такси. Вот почему захотелось разобраться: может ли человек с ограниченными возможностями заниматься пассажирскими перевозками? Запрещено ли глухим управлять такси? Должны ли об этой особенности компании уведомлять пассажира? Ответы – в новой статье.

Источник: kp.ru

Содержание статьи

    1 Право на безопасность2 Особые требования к таксистам3 Должна ли компания предупреждать об особенностях водителя?4 Резюме. Про аморальность и законность

Право на безопасность

Работа в такси связана с повышенными рисками: опасности подвергается как водитель, так и его пассажиры. Случай с Дмитрием Кривошеевым это наглядно показал. Проблемы не заканчиваются вместе с перевозкой. Как выяснилось, Анна Дудина не только неприлично вела себя в машине, но и продолжила конфликт с водителем в переписке.

Источник: kp.ru. Один из самых пристойных скриншотов

Возможность получения водительского удостоверения ограничена перечнем диагнозов. Они упомянуты в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604. Так как таксисты управляют легковыми автомобилями, нас интересуют ограничения к управлению транспортом категории «В».

Главным образом, они связаны с недостаточной остротой зрения и болезнями глаз, а также с физическими недостатками, которые делают невозможным управление автомобилем. Глухота в этом перечне отсутствует, следовательно, эти люди могут учиться вождению и сдавать на права категории «В».

Вместе с тем, в п.17 отмечено: при болезнях, снижающих слух ниже разрешенного уровня, показано использование технических средств реабилитации (речевой процессор, слуховой аппарат). Как показывает практика, такое требование относится только к дальнобойщикам или водителям автобусов, троллейбусов и т.д.

Получить удостоверение категории «C», «CE», «D», «DE», «Tm» или «Tb» не получится, если восприятие разговорной речи у соискателя на одно или оба уха на расстоянии менее 3 м, шепотной речи – на расстоянии 1 м или менее, независимо от способа компенсации потери слуха.

Особые требования к таксистам

Водитель, занятый в пассажирских грузоперевозках, должен отвечать критериям Приказа Минтранса России от 31.07.2020 N 282. Ключевые из них – возраст (старше 21 года) и подготовка (наличие права управления транспортным средством). Кроме того, соискатель должен иметь стаж вождения не менее 3 лет и пройти обязательный медицинский осмотр. При этом нигде не сказано, что установлены особые требования к людям, имеющим слабый слух.

Не содержится ограничений такого рода и в Федеральном законе от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Внутренняя документация компаний не может противоречить положениям федеральных нормативных актов. Следовательно, если какая-то компания установила ограничения на работу такси для глухих водителей, они являются дискриминационными.

Должна ли компания предупреждать об особенностях водителя?

Целая группа комментаторов утверждает, что работодатель Д.Кривошеева должен был предупредить пассажира об индивидуальных особенностях водителя. Правда ли это? Обратимся к ФЗ №259, где работа такси урегулирована Главой 5, и Правилам перевозки пассажиров.

Фрахтовщик (то есть служба) обязан сообщить:

Номер заказа, размер платы, планируемое время прибытия; ФИО водителя; Регистрационный знак, марку и цвет кузова такси.

Таким образом, служба должна предоставить полные сведения о водителе и транспортном средстве. Однако глухота в их числе не значится. Во-первых, недуг не оказывает влияния на перевозку. Во-вторых, уведомление не предусмотрено нормативным актом. Однако большинство служб в салоне размещает наклейки, где оговорены физические особенности водителя.

Резюме. Про аморальность и законность

Итак, особых требований к слуху водителей автомобилей категории «В» не предусмотрено. На самом деле, современный транспорт уже не требует от пользователя прислушиваться к каждому звуку. Напротив, машины максимально звукоизолируют, чтобы повысить комфорт езды. А некоторые слушают музыку на такой громкости, что до них в любо случае не докричаться.

Поэтому, если у Дмитрия Кривошеева есть действующие водительские права, он ничего не нарушил. Не думаю, что глухонемому водителю легко найти работу в России. Зато нарушения точно есть у пассажира: как с правовой, так и с морально-этической точки зрения. А чью сторону вы занимаете в этой истории?

Добавить комментарий