Американский президент известен своими эксцентричными заявлениями, за которыми обычно ничего не следует. Одно из таких заявлений касается выхода из состава НАТО. Но насколько вообще вероятен такой исход? И что он принесет Европе, России и другим странам?

Пустая демагогия Трампа

Заявления президента Д. Трампа о возможном выходе США из структур НАТО (если верить мемуарам экс-советника по нацбезопасности Дж. Болтона) являются не более чем элементом его внешнеполитической стратегии, и представляют собой, прежде всего, демонстративное обращение к своим довольно прижимистым союзникам, не желающим к 2024 году повышать военные расходы до 2% ВВП, но продолжающим сотрудничать с Россией в рамках проекта «Северный поток – 2». Более того, выход из НАТО или только из его военных структур по инициативе Трампа на современном этапе невозможен из-за позиции Палаты представителей Конгресса США, в котором доминируют выходцы из Демократической партии.

И наконец, даже такой непредсказуемый и экспрессивный президент США как Д. Трамп не позволит Соединенным Штатам остаться без формальных военных союзников в Европе, не заключив перед этим серию двусторонних соглашений о военном сотрудничестве, как минимум, с ядерными державами – Францией и Великобританией (+ с ФРГ и Турцией как региональными экономической и военной центрами силы), а как максимум – со всеми государствами-членами НАТО.

Главная цель – контроль в Европе

В XXI веке стратегическое значение НАТО для Соединенных Штатов заключается в возможности доминировать в Европе, не позволяя другим центрам силы, например, России или в перспективе Китаю, налаживать полноценное военно-политическое сотрудничество с европейскими странами. Гипотетический выход США из НАТО, за которым вполне возможно последовало бы создание нового военно-политического альянса с участием США, Великобритании, Японии, Израиля, Польши и др., ознаменовал бы собой процесс трансформации международной структуры силы, оживил бы исторические амбиции и военное строительство в европейских государствах с непредсказуемыми последствиями для европейской и глобальной безопасности.

При этом для России выход США из НАТО стал бы неожиданным геополитическим подарком, позволяющим выстраивать с европейскими странами – участниками НАТО более взвешенные и прагматичные отношения, во всяком случае, со странами Западной и Центральной Европы, не связанными более военно-корпоративными обязательствами перед США и их военно-промышленным комплексом.

Выход США из блока НАТО в перспективе позволил бы России добиться разрешения большинства локальных конфликтов на постсоветском пространстве, инициированных в последние десятилетия либо активностью самих США и их союзников – Польшей, Турцией, Румынией, либо проамериканскими режимами в Грузии и на Украине.

Что изменит Байден?

После избрания президентом США представителя Демократической партии Джо Байдена, сторонника глобальной американской экспансии с элементами лидерства, перспективы выхода США из структур НАТО выглядят более чем туманными. Скорее наоборот, Байден будет стремиться расширить список государств-членов НАТО, выйти в данном вопросе на новые горизонты в преддверии необратимого усиления Китая.

Однако, следует отметить, что даже в случае укрепления НАТО в период президентства Дж. Байдена, роста военных расходов государств-членов, Соединенные Штаты и их союзники не смогут в рамках устаревшего однополярного формата Североатлантического Альянса эффективно реагировать на объективные тенденции современности, например, сдерживать усиливающихся Россию, Китай и целый ряд развивающихся стран. «Неоимперское» перенапряжение НАТО-США, а также дальнейшее пересечение условных границ геополитического Римланда (или, согласно концепции Н. Спайкмена, «дуговой земли») приведет к формированию все более сплоченного антиамериканского военно-политического блока, распространяющегося далеко за пределы Евразии.

Концепция Спайкмена

Необходимым направлением участия США в деятельности НАТО является реформирование Североатлантического альянса, осознающего свою новую роль и значение в многополярном мире. НАТО в перспективе ближайших 25-50 лет не сможет выступать «коллективным тараном», направленным против России (для этого у НАТО нет достаточного военно-технического преобладания в сфере стратегических вооружений), однако накопленный опыт международного сотрудничества может позволить НАТО стать моделью поддержания региональной безопасности, востребованной по всему миру особенности в свете распространения трансграничных кибер-вызовов и угроз.

Переход НАТО к модели политического диалога с новыми центрами силы позволит данной организации преодолеть то, что президент Франции Макрон называл «гибелью головного мозга НАТО», однако для этого США и их ключевым союзникам по НАТО сначала необходимо по-новому взглянуть на состояние и динамику современных международных отношений.

Добавить комментарий