Из-за пандемии в прошлом году предсказуемо и в разы вырос спрос на курьеров. Однако, согласно недавним исследованиям, он не упал ни в начале 2021 года, ни сейчас. На данный момент на одного потенциального курьера претендуют 4-5 компаний-гигантов логистической сферы, практически все компании увеличивают штат именно курьеров в 2-2,5 раза.

А те компании, которые только заходят на рынок, могут искать тысячи курьеров единовременно. Причины понятны: интерес к онлайн-покупкам у россиян растет, продолжают запускаться сервисы экспресс-доставок.

Но интерес к профессии курьера по-прежнему проявляют недостаточно людей, во многом из-за низкого престижа профессии и распространенных стереотипов о сложностях такой работы. Рассказываем, какие из них уже неактуальны в 2021 году и как выглядит профессия курьера сегодня.

Содержание статьи

    1 Курьер – одна из самых низкооплачиваемых работ2 Курьер – это всегда тяжелый труд3 Курьер должен оформиться как самозанятый или ИП4 Заказ может прийти в любую точку города и отказаться нельзя5 Курьеру сложно устроиться на «серьезную» работу или получить повышение

Курьер – одна из самых низкооплачиваемых работ

Зарплаты сильно отличаются в зависимости от работодателя и от региона. Но в среднем за год доходы курьеров выросли на 30%. К примеру, зарплата курьера в Москве может быть сопоставима со средней зарплатой по городу в целом (85 тысяч рублей на легковом автомобиле, до 120 тысяч – на грузовом автомобиле, при этом с оплатой топлива, амортизации и мобильной связи), а в некоторых городах, например в Екатеринбурге, средняя зарплата курьера (54 тысячи рублей) превышает среднюю по городу более чем на четверть.

Последние исследования Центра стратегических разработок и ОНФ показывают, что зарплата курьера в среднем по России выше зарплат в среднем по стране почти в 2 раза. В нашем случае (СДЭК) курьер имеет плотную загрузку на маршруте, что в полной мере могут предложить не все компании курьерской доставки.

Курьер – это всегда тяжелый труд

Действительно, в этом сложно усомниться, глядя на курьеров, которые пешком или на велосипеде развозят на спине сумки-холодильники, полные еды. Но, помимо продуктов, растет спрос на доставку мелких отправлений – посылок, документов и пр. В том числе и на автомобиле. Поэтому быть востребованным курьером могут и люди, не готовые к физическим нагрузкам, но готовые активно работать и грамотно выстраивать маршрут. По этой же причине, например, растет доля курьеров-женщин.

Кстати, у нас есть примеры, когда женщины возглавляют бригаду курьеров-мужчин. Это сотрудницы, которые доказали эффективность своей работы. Но всё-таки их не так много, поскольку на маршруте есть дневное задание, которое может увеличиваться в период сезона высоких объёмов и не все женщины готовы к такой активной работе. По нашей статистике, пешие курьеры и курьеры на легковом автомобиле возят документы и небольшие посылки (коробочки чуть больше размера, чем из-под обуви). Остальные посылки развозят уже на грузовых авто.

Курьер должен оформиться как самозанятый или ИП

В продолжение предыдущего пункта – не всегда курьер должен быть самозанятым и ИП. Такая модель скорее характерна для крупных агрегаторов. Курьерские службы и интернет-магазины (у них тоже открыто много вакансий) заинтересованы в постоянных сотрудниках и с готовностью оформляют их в штат.

Например, у нас курьер является одной из главных бизнес-единиц и имеет все права и льготы и соцпакет, а также активно участвуют в корпоративных обучающих программах, конкурсах профмастерства. Кстати, такие конкурсы – не просто формальность, на них можно выиграть поездку за границу или получить премию за эффективность.

Заказ может прийти в любую точку города и отказаться нельзя

Из-за высокого спроса на курьеров многие компании разрабатывают для них гибкий график с привязкой к определенному району. Это дает возможность совмещать работу с учебой, с уходом за ребенком или с другими параллельными делами. Бывают разные графики для удобства сотрудников (5/2, 2/2, 2/5, сдельный график). Некоторые работодатели предлагают почасовую оплату, некоторые – за заказы. Во втором случае, если курьер добросовестно выполнил дневное задание полностью, он может закончить рабочий день раньше.

Кроме того, чаще всего за курьером закрепляется определенная зона. В Москве обычно это 2-3 станции метро с дневным километражем около 40 км. Стоит заметить, что маршрут курьера плотно заполнен: например, это могут быть крупные бизнес-центры, в котором курьер может отдать до 10-15 посылок за раз, или жилые дома, где получатели живут в соседних подъездах. Иногда, поставив машину в середине маршрута, курьер пешком может выполнить 1/3 дневного задания.

Но стоит готовиться к тому, что доход при совмещении будет меньше. А в рабочие дни у курьера на полной ставке почти всегда полная загрузка.

Курьеру сложно устроиться на «серьезную» работу или получить повышение

Безусловно, не каждый курьер может сделать карьеру в рамках своей компании. Однако, с одной стороны, многие службы доставки имеют удобную систему приема предложений от сотрудников. И, если по ходу работы у курьера возникают идеи по улучшению сервиса, имеет смысл их предлагать. Такого человека скорее заметят и могут повысить в рамках компании – иногда это предпочтительнее, чем искать человека «на стороне».

Например, 95% наших руководителей отдела доставки – бывшие курьеры, которые работают у нас от 2 до 17 лет. Но курьер может расти в компании не только в направлении доставки, есть живые случаи, когда сотрудники переводились в логистику, международные продажи или управление партнёрской сетью франчайзи – таких примеров очень много.

Механизм у всех компаний разный. Где-то – личная активность, где-то расчет показателей эффективности и пр.

Мы ежемесячно оцениваем курьеров и рассматриваем возможность их перехода в другие направления. Также очень популярен проект «Кадровый резерв». Ребята, прошедшие его до конца, могут переводиться на должность сразу, минуя этапы стандартных оценок. Когда проект стартовал, он начинался с 15 человек, сегодня же на участие претендуют почти сто человек.

С другой стороны, на рынке растет количество сервисных компаний, оказывающих услуги населению. Для них бывает важен опыт работы напрямую с клиентом, важно, чтобы сотрудник понимал реальное положение дел на рынке, умел общаться и понимать настроение людей. И именно курьеры, как правило, оказываются теми сотрудниками, которым клиенты высказывают как благодарности, так и, негатив. Если человек умеет грамотно преподнести и использовать этот опыт, графа «курьер» в трудовой книжке вряд ли смутит работодателя.

Добавить комментарий