Скажите, вы сможете выучить несколько языков за пару лет? А как быстро освоите какой-нибудь новомодный гаджет, работающий по принципу, которого не понимаете? А для наших детей это не просто легко, они даже не замечают, когда делают что-то такое, на что взрослые не способны. Если ребенку что-то интересно, он даже не задумается, сложно это или нет.

Почему мы не разговариваем с детьми о деньгах

А теперь сами себе сможете объяснить? почему, если и разговариваете со своей детворой о деньгах, то на уровне того, что их дают «за работу» или «не проси куклу (солдатиков, машинку) – денег не хватает»?

Как может «не хватать»? Тебе что, сложно подойти к банкомату и взять, сколько нужно? Или просто потянуть кассиру банковскую карту?

А ведь именно так они и считают – деньги берутся в банкомате. И если ты не хочешь их снять, то просто потому, что жадный. Или потому, что не любишь.

Ребенку, которому не объяснили самую простую цепочку: работа-деньги-покупки, невозможно понять, почему на противную капусту у тебя хватает, а на пирожное – нет.

И это не их, а наша вина. Нам сложно объяснить то, чего мы и сами до конца не понимаем (если б понимали, хватало бы и на капусту, и на пирожное, и на солдатиков). А еще, мы уверены – к деньгам можно относиться только всерьез. Значит, и рассказывать о них можно так же серьезно. А детям «серьезно» не интересно, а если неинтересно, то и не нужно.

Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок перестал что-то выпрашивать и с детства начал понимать финансовые законы, превратите скучные объяснения в игру. Несколько примеров таких игр

Клад

Самых маленьких надо научить тому, что деньги – это не просто бумажки, на которых что-то нарисовано. «Найдите клад», в котором будут и настоящие, и игрушечные (из той же «Монополии») деньги. Разберитесь с ребенком, чем они отличаются, почему на одни что-то можно купить, а на другие – нет. При этом можно объяснить, какая купюра «лучше», и что вы сможете приобрести за нее. Заканчивается такая игра совместным походом в магазин и покупкой того, что вместе же запланируете.

Поход

Поход можно заменить чем угодно: путешествием, балом, любым местом, куда надо собираться. Предложите ребенку условия: есть определенная сумма, на которую надо подготовиться к этому походу (балу, путешествию). Пусть он сам решит, что больше необходимо, но так, чтобы имеющейся суммы хватило на покупки.

Но это игры для самых маленьких. Повзрослевшим надо предложить игру, переходящую в реальность. Замечательный вариант – детские города профессий. Это огромные аттракционы, в которых ребенок может выбрать профессию, чему-то научиться, выполнить определенные задания и получить за это «валюту», которую может потратить здесь же. Никакой другой опыт не сможет лучше показать, что деньги даются не за просто так, а каждая профессия имеет свою «цену».

Такие городки детвора может посещать самостоятельно или с родителями. Поверьте, вам самим понравится помогать решать задачи и «болеть», если у вашего ребенка не хватает баллов на какую-то памятную мелочь.

Инвестиции в желание

Узнайте, что бы ваш ребенок хотел получить, и предложите ему самостоятельно собрать нужную сумму. Из карманных денег (желательно чтобы он знал на какие суммы и когда может рассчитывать) он может собрать на эту вещь, к примеру, за два месяца. И теперь от него самого зависит, потратить эти деньги на какую-то мелочь, отодвинув срок покупки, или набрать как можно быстрее столько, сколько требуется.

Такой метод позволяет ребенку понять, что такое накопления и самостоятельно решать, потратить или беречь деньги.

Естественно, ребенок должен сам оплатить свою покупку. Эти ощущения останутся с ним на всю жизнь и помогут понять, что такое – покупка на свои деньги.

Вообще, после того как малыш начнет понимать, что такое деньги и как они тратятся, как можно чаще привлекайте его к покупкам. Пусть сначала это будет под вашим присмотром, но он научится рассчитывать бюджет из имеющихся средств.

Еще один совет – не выдавайте деньги на карманные расходы каждый день. Делайте это хотя бы раз в неделю. Потратит сразу? Ничего страшного, зато получит опыт и поймет, что с деньгами надо обращаться аккуратно. Он не услышит эту прописную истину от вас в качестве нотации, а осознает самостоятельно.

Вообще не стоит критиковать его за ошибки с финансами. Покажите, что он самостоятельный человек и вправе распоряжаться своими деньгами. Наигравшись с бесполезными затратами в детстве, взрослым он сможет избежать крупных финансовых потерь.

Еще один способ научить ребенка финансовой грамотности – книги о деньгах, написанные для его возраста. Среди них есть и сказки, и приключения, и фантастика, которая захватит воображение малыша.

А в качестве итога: не передавайте ребенку негативного отношения к деньгам. Разговоры о том, что разбогатеть могут только нечестные люди – не только не для детей, но и не для взрослых. Но если взрослые так оправдывают свою финансовую несостоятельность, то дети начинают считать, что быть не бедным – плохо. А кто же хочет быть плохим? Значит надо быть бедным!

Добавить комментарий