Основные тренды современного мирового коммуникационного рынка базируются на новых технологиях, которые сейчас активно внедряются по всему миру. Яна Белоусова, аналитик по исследованиям рынков компании Bercut, рассказывает, в каких направлениях развиваются зарубежные и российские операторы.

Передовые технологии обладают большим потенциалом для расширения бизнеса и увеличения его капитализации. В этом материале рассмотрим, как под их воздействием меняются рынки, бизнес-модели и сервисы в различных регионах мира.

Содержание статьи

    1 Откуда приходят тренды2 Передовые технологии – дополнительные возможности3 Последние тенденции в мобильной связи4 Новые рынки5 Наши реалии

Откуда приходят тренды

Как правило, трендсеттерами становятся крупнейшие компании в своей отрасли. За период с ноября 2019 года по октябрь 2020 года лидерами по выручке, по данным исследовательской платформы YCharts, стали AT&T Inc. (США), Verizon Communications Inc. (США), Nippon Telegraph & Telephone Corp. (Япония), China Mobile Ltd. (Китай), Deutsche Telekom AG (Германия), SoftBank Group Corp. (Япония), China Telecom Corp Ltd. (Китай), Telefonica SA (Испания), Vodafone Group PLC (Британия), America Movil SAB de CV (США).

И хотя еще не все операторы представили общественности итоги своей работы за год – многие сделают это только в декабре – в этом списке вряд ли произойдут значительные изменения, и уже сейчас можно сделать вывод, что основная часть гигантов сосредоточена прежде всего в США, Европе, Японии и Китае.

Огромные доходы этих компаний обусловлены тем, что они интенсивно развивают смежные направления деятельности, занимаясь не только предоставлением услуг связи. Тем самым они формируют глобальный тренд на создание экосистем. Кроме того, расширение продуктовой линейки за счет создания новых сервисов – это необходимость, вызванная наполненностью рынка.

В настоящее время уже невозможно сохранять высокую доходность за счет притока новых клиентов – мобильной связью охвачена большая часть населения развитых стран. Рост абонентской базы замедлился, ценовая конкуренция набирает обороты. Предлагая дополнительные услуги, основанные на передовых разработках, операторы нивелируют стагнацию доходов от основного бизнеса.

Передовые технологии – дополнительные возможности

Важно отметить, что все технологии, на развитие которых сегодня делают ставки крупнейшие операторы, зачастую неразрывно связаны друг с другом. Прежде всего это облачные технологии, большие данные (Big Data), интернет вещей (Internet of Things, IoT), машинное обучение (Machine Learning), искусственный интеллект (Artificial Intelligence, AI). С их помощью игроки рынка создают, в частности, сервисы умного дома и их тарификацию, умных голосовых помощников, новые B2B-услуги, игровые платформы, более совершенные алгоритмы таргетирования.

Ожидается, что с приходом 5G дополнительный ресурс для развития получат сферы, уже использующие технологии больших данных, интернета вещей, облаков и искусственного интеллекта. Среди таких отраслей будут и медицина, и производство, и многие другие – в частности, дополненная и виртуальная реальность, возможность потоковой обработки больших массивов данных обеспечат им значительную эффективность и доступность. C помощью сетей нового поколения интернет вещей получит больше возможностей развития в сложных производственных сферах.

После внедрения связи нового поколения также ожидается подъем в сфере стриминговых сервисов. Этот рынок интенсивно растет уже сейчас, в частности, Азии и Тихоокеанском регионе и особенно активно – в Китае, где проводится большое количество чемпионатов по геймингу. Эти мероприятия, на которых, кстати, зачастую разыгрываются весьма серьезные денежные призы, дополнительно повышают спрос на игры.

Телеком-операторы, в том числе и в России, тоже следуют этому тренду: запустить свои стриминговые платформы пытаются МТС и Tele2. И это довольно ожидаемо, если учитывать статистику: по сведениям Newzoo, Россия находится на 11 месте в мире по объему игрового рынка, а согласно данным Superdata, наша страна является лидером по объему рынка в Европе. По итогам предыдущего года сфера гейминга в России выросла на 15 %. Эксперты предполагают, что в дальнейшем стоит ожидать 20% ежегодного роста этой отрасли.

В настоящее время мировыми лидерами в стриминге являются Twich, принадлежащий Amazon, YouTube и Facebook. Последний не так давно забрал аудиторию платформы Microsoft Mixer после того, как IT-гигант решил закрыть это направление, не выдержав конкуренции. И действительно, соперничество в сегменте довольно жесткое, поэтому многие операторы предпочитают не создавать собственный продукт, а сотрудничать с крупными игроками рынка. Такой тактики придерживается и российский МегаФон.

На данный момент 5G только начинает свое проникновение в жизнь пользователей. В сентябре 2020 года коммерческое использование инфраструктуры начали 103 оператора в 46 странах, десятки других игроков объявили о подобных планах. Аналитики Ассоциации GSM прогнозируют, что лидерство в проникновении 5G до 2025 года будет принадлежать развитым азиатским странам. Тем временем операторы успешно создают решения для физических лиц на базе 4G: например, в Беларуси оператор A1 предоставляет сервисы умного дома на базе IoT.

Таким образом, подобные продукты внедряются уже сейчас, а после запуска 5G они будут набирать обороты.

Последние тенденции в мобильной связи

Сама по себе мобильная связь не уходит окончательно на второй план и не прекращает эволюционировать. В этой области также есть изменения, в частности, все большую популярность получают виртуальные операторы (Mobile Virtual Network Operator, MVNO) – поставщики услуг, не имеющие собственной наземной инфраструктуры и арендующие сотовые вышки. Первое место по количеству MVNO занимает Германия: в этой стране около 135 виртуальных операторов. На Европейский регион приходится 64,5% всех абонентов виртуальных операторов в мире. Это направление также развито в Китае и США.

Россия в этом плане немного отстает от лидеров – на данный момент доля рынка виртуальных операторов по количеству абонентов составляет около 4%. Одна из причин в том, что на нашем рынке крупнейшие операторы создают существенную ценовую конкуренцию и при этом предлагают клиентам обширный набор услуг, связанных не только с традиционным телекомом. Тем не менее тренд на MVNO развивается и в России, зачастую благодаря крупным бизнесам, которые создают операторов, усиливая за счет этого свою экосистему.

Преимущественно появление новых MVNO в России происходит за счёт банковского сектора, у которого есть серьёзная мотивация для запуска виртуального оператора, а главное – достаточно для этого финансовых ресурсов

Например, Сбербанк, используя биллинг и дополнительные сервисы от Bercut, сумел достаточно успешно запустить виртуального оператора СберМобайл. Собственный биллинг позволил им быть гибкими в принятии решений о развитии оператора, реализовывать больше продуктовых моделей. На сегодня СберМобайл сумел занять 6% рынка MVNO и недавно удостоился премии самого инновационного виртуального оператора по версии международного конкурса MVNO Awards 2020.

Новые рынки

Как уже было отмечено выше, в целом коммуникационные рынки различных стран развиваются неравномерно. Наиболее насыщенным и зрелым по уровню проникновения связи является европейский, ненамного отстают Россия, Китай и страны Северной Америки. Самую солидную выручку формируют операторы США, наибольший вклад коммуникационной отрасли в ВВП наблюдается в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а Китай обгоняет другие регионы по количеству IoT-подключений.

В Юго-Восточной Азии и Африке телеком-сфера развита меньше. По этой причине вкупе с густонаселенностью данные регионы представляют особый интерес для крупных игроков – они активно продвигаются на развивающиеся рынки в том числе при поддержке ООН, которая старается способствовать обеспечению местных жителей доступом к мобильной связи.

Яркий пример – экспансия гигантов в Индию. Ее телекоммуникационный рынок является вторым по величине в мире, и при этом не так закрыт для входа, как китайский. Индийские операторы вступают в партнерства с Amazon, Facebook и Google. Так, например, Amazon вложил около 2 млрд долларов в развитие оператора Airtel; Facebook инвестирует в Reliance Jio.

Гиганты наращивают свое присутствие на рынке связи и электронной коммерции. Это овзаимовыгодная стратегия: операторы получают дополнительные инвестиции для развития, а IT-компании – доступ к огромному количеству новых пользователей.

Крупнейшие мировые игроки выходят на рынок Африки – на этом континенте уже развернули деятельность операторы Vodafone и Orange.

Наши реалии

В настоящее время российский рынок телекоммуникаций – один из наиболее передовых, и даже с учётом препятствий для коммерческого запуска 5G, операторы активно развивают услуги на базе новейших технологий. МТС, Билайн и Мегафон в своих стратегиях декларируют намерения формировать экосистемы, внутри которых будут предоставляться сервисы на основе IoT, облаков и больших данных.

Впрочем, эти экосистемы уже формируются: Мегафон и МТС имеют собственные финансовые продукты, все операторы большой четвёрки предлагают бизнес-решения в сфере межмашинного взаимодействия (Machine to Machine, M2M) и Big Data.

Таким образом, мы видим, что в целом развитие российского телеком-рынка соответствует мировым трендам, и порой отечественные операторы создают передовые решения. Наши компании меняют бизнес-модели, осваивая новые для себя отрасли, создают виртуальных операторов связи и внедряют услуги на основе современных технологий, в особенности финансовые и развлекательные.

Пока труднодоступными для наших пользователей тенденциями являются сети 5G и полностью дистанционное оформление электронных сим-карт, которое позиционируется европейскими MVNO как одно из преимуществ их услуг. Тем не менее, эксперты ожидают, что документация, регламентирующая эти области на государственном уровне, будет утверждена в ближайшее время.

Добавить комментарий