В январе 2020 года правительство России неожиданно возглавил руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин. И хоть назначали его для ускорения экономического «рывка», по факту Мишустину пришлось организовывать борьбу с пандемией и ее последствиями. Так каким был первый год нового главы правительства и есть ли у него перспективы на будущее?

Первый год – самый сложный

Первый год премьер-министра Мишустина можно назвать одним из самых сложных, но и одновременно многообещающих в истории современной России: несмотря на вынужденное снижение темпов экономического роста правительству удалось сохранить социальную систему и качество жизни россиян на приемлемом уровне, не останавливая реализацию инфраструктурных проектов.

Став самым эффективным руководителем Федеральной налоговой службы России за последние десятилетия, апробировав на ее основе модель электронного управления, Михаил Мишустин подготовил или предварил своей работой общефедеральный переход к модели цифрового государственного управления, хорошо зарекомендовавшей себя в процессе преодоления коронавирусной пандемии 2020 г.

В условиях распространения COVID-19 одной из важнейших задач Мишустина стала борьба с пандемией и ее последствиями, на фоне которой было необходимо не отставать от графика реализации национальных проектов и государственных программ, увязанных с единым планом достижения национальных целей развития. Этого в целом удалось достичь, несмотря на определенные заминки в процессе освоения средств федерального бюджета, прирост госдолга и госзаимствований, а также асинхронное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с рядом региональных правительств.

Хочется надеяться, что дальнейшая реализация национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» до 2024 (или даже до 2030 г.), включая федеральный проект «Цифровое государственное управление», позволит решить часть вышеперечисленных проблем.

Оправдал доверие?

Имея высокий кредит доверия со стороны Президента и Государственной Думы, премьер-министр Мишустин смог не только сформировать, по сути, новую команду российского правительства, но и укрепить свой политический вес в структуре российской административно-политической элиты. Ряд экспертов даже предположили наличие у Мишустина президентских амбиций, что однако до сих пор не нашло своего подтверждения. В этой связи пока рано считать Мишустина новым преемником, тем более что перед ним в начале 2021 года была вновь актуализирована такая технократическая цель как ускорение темпов экономического роста.

Положительным трендом государственного управления, инициированным Мишустиным, стала оптимизация численности госаппарата на фоне более строго размежевания сфер ответственности каждого органа исполнительной власти, кратного повышения скорости принятия решений и согласования документов, реформирование институтов развития, внедрение проактивных государственных услуг и платформенных решений на всех уровнях управления, строительства новых центров обработки данных и др.

В социально-экономической сфере заметным результатом работы нового состава правительства стала некоторая активизация экономической жизни (вместо 2-3% спада ВВП в 2020 году Минэкономразвития и МВФ ожидают в 2021 году 2-3% роста ВВП), снижение безработицы на 1 млн человек к январю 2021 года по сравнению с серединой 2020 года, поступление на рынок около 7 млн вакцин от коронавируса, сокращение численности чиновников на 32 тысячи человек.

В результате, по данным социологических опросов ВЦИОМ, рейтинг доверия Мишустину вырос с 53,1% в ноябре 2020 г. до 54,1% в феврале 2021 г. (выше только рейтинг президента Путина в 66-67%).

Есть ли перспективы у Мишустина?

Учитывая экономические достижения правительства Мишустина за 2020-2021 гг., успешные меры по борьбе с пандемией и бедностью, программу антикризисной поддержки российского бизнеса, можно говорить о положительных перспективах Михаила Мишустина в структуре российской правящей элиты.

Однако до завершения очередного избирательного цикла по выборам депутатов Государственной Думы VIII созыва, подведения хотя бы предварительных итогов реализации национальных проектов и государственных программ в 2023-2024 гн., крайне сложно или практически невозможно оценивать президентские перспективы Мишустина.

Как показывает сложившая практика выдвижения кандидатов в Президенты России, оценивать перспективу победы на выборах того или иного кандидата можно разве что за 3-6 месяцев до даты голосования на выборах.

Добавить комментарий