Если вы продали автомобиль или сняли его с учета для продажи, то в рамках правил ОСАГО часть денег за неиспользованный срок страхования можно вернуть. Для этого следует обратиться к страховщику с документами, заполнить заявление и получить возврат. При возврате страховой премии страховщик удержит часть ее суммы. Рассмотрим, как самостоятельно рассчитать сумму возврата при расторжении автогражданки, и какие документы запрашивает страховая компания. Отдельное внимание уделим процедуре расторжения и ответам на часто задаваемые вопросы.

Содержание статьи

    1 Можно ли досрочно расторгнуть ОСАГО, если машина продана?2 Какие документы может запросить страховщик для расторжения полиса?3 Какую сумму вернет страховая компания при расторжении ОСАГО?4 Как оформить расторжение?

      4.1 Через офис страховой компании4.2 Через личный кабинет страховой компании4.3 Путем отправления документов почтой или курьером

    5 Что делать, если страховая компания не возвращает деньги?6 Как вернуть деньги за полис ОСАГО без потери 23%?7 Ответы на самые частые вопросы

Можно ли досрочно расторгнуть ОСАГО, если машина продана?

Основные документы, на которые можно ссылаться при расторжении ОСАГО – это правила или Положение Банка России №431-П от 19 сентября 2014 года. Согласно п.1.14 Правил, страхователь имеет право расторгнуть полис ОСАГО при смене собственника ТС.

Кроме этого документа, права клиента по расторжению страховки закреплены ст. 958 Гражданского кодекса РФ. В ней сказано, что договор прекращается раньше установлено срока, если по какой-то причине отпала возможность наступления страхового случая (а если автомобиль продан, бывший владелец за него уже не отвечает).

В 40 закона «Об ОСАГО» нет четкой формулировки, что страхователь имеет право вернуть деньги по страховке, если машина продана. В п. 4 ст. 10 прописано, что при досрочном прекращении договора страховщик возвращает деньги только в случаях, которые предусмотрены правилами.

 

 

 

Получается, что правила являются основным документом, который определяет порядок возврата страховой премии по ОСАГО.

Какие документы может запросить страховщик для расторжения полиса?

Чтобы получить выплату за неиспользованный срок действия договора, страхователь должен заполнить заявление. В нем следует указать:

    личные и паспортные данные страхователя; данные полиса ОСАГО: серию и номер, дату выдачи, срок страхования; причину расторжения, а именно «Продажа ТС»; реквизиты для получения денег; список прилагаемых документов.

К заявлению следует приложить:

    оригинал полиса ОСАГО; паспорт страхователя (страховщик сам сделает копию после проверки документа); документ, подтверждающий продажу автомобиля: договор купли-продажи или ПТС с отметкой о снятие с учета.

Важно! Некоторые компании требуют квитанцию об оплате. Но это не совсем правильно: отсутствие квитанции не является причиной для отказа в выплате денег при расторжении.

Какую сумму вернет страховая компания при расторжении ОСАГО?

Конечно, главный вопрос, который возникает у страхователя: сколько денег вернет страховая, если расторгнуть договор ОСАГО раньше срока. Рассчитать сумму возврата можно самостоятельно, и это не очень сложно.

Для этого следует:

Размер страховой премии (сколько заплатили за ОСАГО) поделить на период использования ОСАГО в днях. Так определяется стоимость действия страховки за день. Посчитать, сколько дней осталось до окончания срока действия договора. Стоимость дневной страховки умножить на количество неиспользованных по полису дней. Из полученной суммы отнять расходы на ведение дела (РВД) в размере 23%. Этот процент утвержден законом, не зависит от количества дней действия договора и применяется во всех компаниях.

Рассмотрим пример расчета страховой премии, на следующих условиях:

    Период действия полиса ОСАГО: с 15.03.2021 г. по 14.03.2022 г. Стоимость полиса: 7 563,52 р. Страхователь продал машину и подает заявление на возврат – 13.05.2021 г.

Считаем возврат:

    7 565,52 р. / 365 = 20,72 р. – это стоимость страховки на один день; С 13.05.2021 по 14.03.2022 г. пройдет 305 дней – это неиспользованный период страхования; 20,72 * 306 = 6 319,60 р. – такая сумма приходится на неиспользованный период; 6 319,60 – 23% = 4 866,09 р. – именно столько вернет страховая компания (и 23% от остатка – 1 453,51 рубля – компания удержит).

Обратите внимание! Если полис куплен на срок менее года, за основу тоже надо взять количество дней действия периода страхования. К примеру, если полис куплен на срок с 15.03.2021 по 14.07.2021 года, то стоимость автогражданки надо разделить на указанный период.

В этой ситуации расчет будет сделан следующим образом:

    7 565,52 р. / 122 = 62,01 р. С 13.05.2021 по 14.07.2021 г. – 62 дня. 62 * 62,01 = 3 844,77 р. 3 844,77 – 23% (884,29) = 2 960,48 р.

Другими словами, возвращается соответствующая неиспользованному периоду стоимость полиса за минусом 23%.

Как оформить расторжение?

Вернуть деньги за неиспользованный срок ОСАГО можно несколькими способами. Самый распространенный способ – это через офис компании. Если бланк приобретался онлайн (по еОСАГО оформляется уже более половины всех полисов), то и заявка на расторжение обычно принимается через личный кабинет клиента.

Через офис страховой компании

Для подачи документов следует посетить центральный офис страховой компании или отделение, где у сотрудника есть полномочия для принятия заявления. Что касается агентов и страховых представителей в автосалонах, то они зачастую не принимают заявление на расторжение.

В офисе страховой компании надо:

Предъявить документы. Заполнить заявление. В крупных компаниях сотрудник сам подготовит его форму и даст дает для ознакомления и подписания. Запросить копию заявления с отметкой, что принято в работу.

После можно уточнить сумму возврата. Однако в некоторых компаниях расчет формирует не менеджер, а сотрудник бухгалтерии. В этом случае останется только подождать, пока деньги поступят на указанный банковский счет.

Через личный кабинет страховой компании

Вариант в основном актуален для электронных полисов ОСАГО и компаний, которые дистанционно продают договоры (к примеру, Тинькофф Страхование). Для подачи заявления потребуется перейти на официальный сайт страховой компании и авторизоваться в личном кабинете. После выбрать полис и оформить заявку на расторжение, заполнив электронное заявление.

Тинькофф Страхование принимает обращения через чат на сайте. Сотруднику в чат нужно будет отправить: фотографию или скан документа, подтверждающего смену собственника автомобиля и оригинал заявления на расторжение, составленного в свободной форме. Что касается оригиналов документов, то их следует отправить почтой России.

Путем отправления документов почтой или курьером

Сразу отметим, что такой способ используется крайне редко. Отправка курьером – дорогостоящий способ, а что касается Почты России, то для отправки нужно:

    сделать опись; приложить документы; отправить заказным письмом.

Можно немного доплатить и отправить ценным письмом с уведомлением о вручении.

Что делать, если страховая компания не возвращает деньги?

После принятия полного пакета документов страховая компания должна перевести деньги в течение 14 рабочих дней на указанный расчетный счет. Если в течение указанного срока средства на счет не поступили, то лучше позвонить менеджеру, который принимал документы, для уточнения информации.

Если менеджер скажет, что деньги отправлены в последний день, то нарушений нет. Останется только немного подождать, пока они будут зачислены (переводы по счетам идут до 3 рабочих дней). В случае, когда информация отсутствует или само заявление на расторжение утеряно, следует решать вопрос в индивидуальном порядке.

Можно:

Мирно урегулировать конфликт, обратившись в офис компании. Сотруднику компании можно предъявить копию заполненного заявления и пакет документов. Как правило, в таком случае средства выплачиваются в течение нескольких дней. Написать жалобу в Центральный Банк. Для этого следует перейти на сайт ЦБ и заполнить электронное обращение. В этом случае страховая компания быстро отреагирует на обращение и сделает выплату. Обратиться в суд. Это подходит, если выплата долго задерживается или страховая игнорирует клиента. Помимо выплаты можно запросить компенсацию за причинение морального вреда.

Как вернуть деньги за полис ОСАГО без потери 23%?

Согласно закону, страхователь может внести изменения в полис ОСАГО, заменив владельца. Если машина продана, можно изменить:

    список лиц, допущенных к управлению; собственника автомобиля; номер ТС.

Если покупатель машины согласен на переоформление ОСАГО, то следует обратиться в офис компании и заполнить заявление на внесение изменений. В таком случае новый собственник просто вернет оговоренную сумму (если заранее с ним об этом договориться).

Единственный минус этого способа заключается в том, что страхователь в договоре не меняется. Если новому собственнику после потребуется внести еще изменения, то придется звонить страхователю и просить его ехать в офис. Без страхователя изменения вносятся только при наличии нотариальной доверенности от него, которая стоит от 2 000 р.

Ответы на самые частые вопросы

В завершение темы мы подготовили ответы на часто задаваемые вопросы:

    Можно ли в период охлаждения вернуть всю стоимость ОСАГО?

    Нет. Период охлаждения действует только в том случае, если оформлен полис добровольного страхования. Что касается ОСАГО, то это обязательный вид страхования, и особого 14-дневнго срока по нему не предусмотрено.

    Может ли собственник машины расторгнуть договор, если страхователем выступает другое лицо?

    Часто машина оформлена на одного человека, но покупает страховку другой человек. По закону вернуть средства может только страхователь или другой человек (но уже при наличии нотариальной доверенности от страхователя). При отсутствии доверенности даже владелец машины не сможет получить деньги за расторжение.

    Что делать, если нет счета в банке, а компания не выдает наличными?

    Как только ОСАГО появилось, деньги при возврате выдавал сотрудник бухгалтерии из кассы. Со временем все компании стали использовать безналичный расчет. Если в страховой компании осталась касса, то при желании можно получить возврат наличными. При отсутствии кассы придется открыть бесплатный счет в любом банке и предоставить реквизиты. После получения денег счет можно закрыть.

    Можно ли в заявление на расторжение указать реквизиты друга или родственника?

    Нет. Деньги перечисляются только страхователю.

    Почему страховщики удерживают 23%?

    В соответствии со ст. 8 и п. 4 ст. 10 Закона об ОСАГО, доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат, не может быть меньше, чем 80 % страховой премии. Сразу после оформления полиса 3% идут на формирование средств РСА, и 20% страховщик забирает себе для покрытия расходов организации, связанных с заключением и сопровождением полиса.

    Можно ли обратиться с расторжением спустя несколько месяцев, после продажи машины?

    Важно учитывать, что расторгнуть полис можно только в течение периода действия ОСАГО. Страховщик делает расчет не от даты продажи, а от даты принятия заявления. Поэтому лучше обращаться сразу, чтобы получить максимальную сумму.

Добавить комментарий