После отмены в 2015 году, пенсионные удостоверения снова возвращаются – теперь их можно будет оформить как в виде пластиковой карточки, так и в электронном виде. Однако, если перепроверить всю информацию, то выяснится совсем обратное – ни электронных, ни бумажных свидетельств пенсионера нет и в ближайшее время не предвидится. Рассказываем все, что нужно об этом знать.

Содержание статьи

    1 Свидетельство пенсионера – предыстория вопроса2 Какое удостоверение обещали россиянам3 Проект отложили на неопределенный срок4 Что делать пенсионерам и как подтверждать льготы?

Свидетельство пенсионера – предыстория вопроса

О том, что в России возобновят выдачу пенсионных удостоверений, начали говорить еще в прошлом году. Тогда Пенсионный фонд издал проект постановления правления ПФР о принятии Административного регламента по приему заявлений и выдаче нового вида документа – свидетельства пенсионера. Впервые с 2015 года (когда в России вообще перестали выдавать пенсионные удостоверения) российских пенсионеров обрадовали – пообещав им выдачу новых удостоверений.

Вообще, как оказалось, новые удостоверения пенсионерам не очень-то и нужны – регионы давно придумали проездные документы собственного образца (там, где пенсионерам предоставляли бесплатный проезд), а в остальных случаях достаточно предъявить выданную Пенсионным фондом справку вместе с паспортом.

Но люди все же просили вернуть удостоверения – справки ПФР выдавал на обычном листе бумаги, поэтому они быстро изнашивались. А необходимость носить с собой паспорт увеличивала риски его потерять.

И в прошлом году, как казалось, пожелания людей были услышаны – в Пенсионном фонде еще в октябре подготовили проект Административного регламента предоставления свидетельства пенсионера. В этом документе было все самое главное – и порядок выдачи, и формы самого документа, и его содержание.

О том, что уже с 1 января 2021 года пенсионерам будут выдавать новые свидетельства пенсионера, написали практически все крупные СМИ. Эту информацию также разместили у себя некоторые территориальные подразделения Пенсионного фонда.

Уже в марте 2021 года крупные СМИ продолжали писать о том, что пенсионеры вот-вот смогут оформить себе новый документ, а министр труда и социальной защиты Антон Котяков говорил то же самое и напоминал, что свидетельство пенсионера будет особенно востребовано в небольших населенных пунктах.

Какое удостоверение обещали россиянам

О свидетельстве пенсионера известно в основном из того же проекта административного регламента, который выложил на обсуждение Пенсионный фонд.

Если кратко, то известно следующее:

    выдавать его обещают в электронной форме (в приложении на смартфоне) или в форме пластиковой карточки; на свидетельстве указываются ФИО человека, его СНИЛС, вид пенсии и срок, на который она установлена; на обратной стороне – выдержка из «пенсионного» закона; выдаваться будет по заявлению, к которому нужно приложить фотографию размером 21×30 мм; подать заявление можно лично в клиентской службе Пенсионного фонда, в МФЦ или на портале Госуслуги; при личной подаче документ будет готов в день обращения (по факту – сразу), при подаче через МФЦ или Госуслуги – через 3 дня.

В проекте регламента даже есть схематическое изображение документа, которое, правда, не дает никакой новой информации.

Проект отложили на неопределенный срок

Когда мы готовили материал о том, как оформить новое свидетельство пенсионера в 2021 году, то обнаружили одну странность – хотя на дворе уже был апрель (4 месяца от начала года, когда должны были начать выдавать свидетельство), в интернете не нашлось ни одного реального изображения этого документа. Все, что удалось найти – это некий условный рендер, созданный по тому, что обещает Административный регламент.

Подробное изучение портала Госуслуги и личного кабинета на сайте Пенсионного фонда не дали ровным счетом ничего – там до сих пор не появилось такого раздела.

Чтобы перепроверить информацию, мы нашли сам проект Административного регламента на портале нормативных актов. Но, судя по информации портала, документ в действительности не был принят – в статусе значится «Отказ от продолжения разработки»:

Таким образом, на самом деле в России до сих пор не выдаются свидетельства пенсионера – просто потому, что в ПФР по какой-то причине приняли решение прекратить работу над документом. Будет ли создан новый документ взамен этого и когда это произойдет – неизвестно.

Как стало известно изданию «Банки Сегодня» из собственных источников, в действительности так все и есть – регламент принят не был, свидетельства пенсионера не выдаются.

Что делать пенсионерам и как подтверждать льготы?

Возможно, руководство Пенсионного фонда приняло решение приостановить работу над новым вариантом пенсионных удостоверений по той причине, что в нем нет острой необходимости. Практически в каждом регионе местные органы власти (как правило, это отделы социальной защиты населения местных администраций) выдают льготные удостоверения собственного образца, и по этим удостоверениям можно получить, например, право на льготный проезд.

Что касается подтверждения льгот, например, в аптеках и магазинах, пенсионер может воспользоваться справкой о статусе пенсионера – ее выдают в Пенсионном фонде при сразу же при обращении. Но такая справка выдается в простой бумажной форме и без фотографии, поэтому ее нужно подтверждать оригиналом паспорта.

Подтверждать статус пенсионера при обращении в любые государственные органы попросту не нужно – ведомства могут запрашивать информацию напрямую по системе межведомственного электронного взаимодействия. А, например, налоговые льготы для пенсионеров вообще предоставляются по возрасту (а если человек получает пенсию раньше пенсионного возраста – ФНС запросит информацию в ПФР напрямую).

Другими словами, за последние 6 лет особой потребности в пенсионных удостоверениях федерального уровня не возникло – все льготные и иные права можно подтверждать и без них.

Добавить комментарий