Есть такие люди (и даже целые организации), которые из самого кислого лимона сделают великолепный лимонад. Не для себя – на продажу, естественно. Это именно для них придумали поговорку про войну и родную мать. Что остаётся всем остальным? Наблюдать за увлекательным процессом создания лимонада и считать чужую прибыль. Порой это занимательно.

Пандемия COVID-19 – целая лимонная роща, на первый взгляд – немыслимая для 21-го века. Микроскопический вирус вынудил целые города и страны запереться по домам, отказаться от путешествий и концертов. Самый эффективный способ спасения – массовая вакцинация.

Благо, сразу несколько препаратов уже представлено в продаже. В кои-то веки свой потенциал продемонстрировала Россия: наряду с США, Китаем и Евросоюзом. Какова ёмкость рынка вакцин от коронавируса и сколько могут заработать фармацевтические компании? Будем разбираться и считать.

Содержание статьи

    1 Есть ли альтернатива у прививки?2 Потенциал: щупаем рынок3 Участники гонки и стоимость продукта4 Почему так дорого?5 Реальный рынок: аппетиты очень высокие6 Самое интересное: считаем чужие деньги7 Вместо резюме. Сколько фармацевтические гиганты заработали на «птичьем» и «свином» гриппе?

Есть ли альтернатива у прививки?

Чтобы понять это, нужно проанализировать цифры COVID-19. Специально для вас сделал небольшую инфографику, дабы было нагляднее:

Источник данных: статистика ВОЗ

Таким образом, смертность от COVID-19 превысила ежегодное количество жертв от ДТП (в 2020 г. их было «всего» 1,2 млн. человек). Кроме того, коронавирус создаёт повышенную нагрузку на системы здравоохранения. Там, где врачи не справляются, количество жертв растёт по экспоненте: вспомните Италию весной 2020 года. Приведу и ещё немного шокирующих цифр.

Смертность от COVID-19, по разным оценкам, составляет от 1 до 5 процентов от зарегистрированных случаев. За последние 7 дней количество новых заболевших в среднем составляло 442 тыс. человек, то есть за неделю – 3,1 миллиона пациентов. Жатва COVID-19 составит от 30 до 150 тысяч смертей: всего за 1 неделю! Разумеется, произойдёт это не за один момент. Впечатляет.

Ускоренной вакцинации населения будут способствовать политики. Именно пандемия стала тем чёрным лебедем, который помешал Дональду Трампу выиграть выборы. И она же стала катализатором социального недовольства в соседней Белоруссии. Политики и крупный бизнес хотят, чтобы эпидемия закончилась как можно скорее. И без вакцинации это невозможно, поэтому поддержка мировых фармацевтических гигантов будет безусловной.

Потенциал: щупаем рынок

Прежде чем мы перейдём к участникам гонки, постараемся понять, какое количество вакцин требуется человечеству. Сразу скажу, что точную цифру не знает никто, поэтому я решил пойти проверенным путём. Многие вакцины внесены в «календарь прививок»: их делают всему человечеству.

Источник: who.int

Одной из самых популярных является АКДС (против коклюша, дифтерии, столбняка). В 2019 году было использовано 348 миллионов доз этой вакцины. Если препарат от COVID-19 внесут в календарь прививок, то потребуется примерно столько же доз. Но мы говорим про пандемию, а для её преодоления понадобится защитить 25-30% населения земного шара. Следовательно, рынок вакцин в 2021 году составит 2-4 миллиарда доз, и ещё 500 миллионов – каждый последующий год.

Участники гонки и стоимость продукта

Вакцина Производители, клиническая эффективность, краткая характеристика Количество компонентов (уколов на одного пациента) Стоимость за один компонент / полный курс (долларов США) Спутник V (Гам-КОВИД-Вак) НИЦЭМ им. Н.Ф.Гамалеи (Россия), 91%. Вакцина разрешена к использованию несколькими десятками стран, хранится в замороженном виде или при низкой температуре 2 11 / 22 BNT162b2 Pfizer (США) и Fosun Pharma (Китай), 95%. Продукт одобрен в США и ЕС, в ряде стран Азии и обеих Америк. Явный минус – высокая стоимость 2 18,6 / 37,2 mRNA-1273 Moderna (США), 94,5%. Препарат активно используют в Израиле и США, также он одобрен Великобританией, Норвегией и другими странами. Главный недостаток – необходимость хранения при низких температурах (-25 : -15 °C) 2 15,25 / 30,5 AZD1222 AstraZeneca (Англия-Швеция), 70%. Вакцина была одобрена для использования в ЕС, Южной Корее и других странах. Однако в феврале-марте 2021 года появились сведения о небезопасности вакцины (якобы вызывает тромбоз). 1 или 2 5 / 10 BBIBP-CorV Sinopharm (Китай), 79,34%. Наименее «раскрученная» из перспективных вакцин. Интерес к ней проявили в ОАЭ, Бахрейне, Перу, а ещё – в Китае, ряде азиатских стран. 2 37,6 / 75,2 Ad26.COV2.S Janssen Pharmaceutica (Германия) и Johnson & Johnson (США), 72%. Препарат, считавшийся крайне перспективных на заре вакцинной гонки, пока что отстал от лидеров. Но борьба продолжается. 1 или 2 10 / 20

И это ещё не всё: на рынке представлен ЭпиВакКорона (Россия), Covaxin (BBV152) из Индии, ряд китайских препаратов (в их числе – продукты от CanSino, Sinovac, Anhui Zhifei Longcom Bio). Желающих поставить товар потребителям очень много, вследствие высокой конкуренции стоимость будет снижаться, но не сейчас. 2021 год – это борьба за возможность продать товар «здесь и сейчас».

Почему так дорого?

Источник: vesti.ru

Источник: biz.liga.net

На старте кампании по производству вакцин заявлялось, что цена прививки составит от 5 до 20 долларов за курс. Но на практике эти цифры выросли значительно (в ряде случаев – до 100$): виной тому – сложная логистика и высокий спрос.

Доставлять вакцину можно лишь на специальном транспорте, а богатые страны готовы переплачивать за ускорение темпов прививок.

Реальный рынок: аппетиты очень высокие

Pfizer и BioNTech собираются выпустить до конца 2021 года 1,3 млрд. доз своей вакцины (можно привить 650-700 млн. человек), выручив при этом 15 миллиардов долларов. Главные покупатели – это США и Евросоюз, совокупное население которых как раз совпадает с производственными планами гиганта.

Moderna готова насытить рынок 1 миллиардом доз за 2021 год. Общая выручка при этом может достигнуть 18,4 млрд. долларов. Примечательно, что ЕС заказал у производителя 310 млн. доз, США – 300 миллионов, Япония – 50 миллионов. Остальные страны (Канада, Южная Корея, Швейцария, Израиль, Колумбия) сделали заказ примерно на 200 млн. доз препарата.

Российский «Спутник V», хотя и отличается приемлемой ценой и высокой эффективностью, столкнулся с проблемами производства. На фоне конкурентов (Pfizer и BioNTech и Moderna) заказы не выглядят впечатляющими. Например, 10 млн. доз хочет получить Бразилия, около 300 млн. уколов – для 55 стран Африки.

Думаю, что больше 0,5 миллиарда доз в 2021 году выпустить не удастся. При том, что 100-200 млн. единиц нужно России.

Самое интересное: считаем чужие деньги

Дерзну предположить, что рынок вакцин от COVID-19 будет разделён в том числе и по идеологическим причинам. «Спутник V» активно разойдётся на постсоветском пространстве и на Ближнем Востоке, а Pfizer и Moderna – в странах «золотого миллиарда». Китай едва ли отдаст чужакам свой рынок, а ещё – поборется за Азию и Африку. Конечно, мои предположения – это всего лишь гадание на кофейной гуще, но – чем могу.

Производитель Потенциал (миллиардов доз) Цена за одну дозу ($) Общая стоимость (млрд. $) Pfizer и BioNTech 1,3 18,6 24,18 Moderna 1 15,25 15,25 Спутник V 0,5 11 5,5 AstraZeneca 0,5 5 2,5 Итого: 3,3 47,43

Средняя цена вакцины ведущих производителей (перечислены в первой таблице) составит около 70 долларов за один укол. Конечно, это очень высокая стоимость, и по мере развития отрасли можно ожидать снижения в среднем до 10$. Таким образом, ёмкость рынка составит:

    в 2021 году – фантастические 50 миллиардов долларов США (если ориентироваться на 3 миллиарда уколов) в последующие годы, при потребности не менее 500 млн. доз, от 5$ млрд. (при цене вакцины 10$) до 35$ млрд. (70$).

Вместо резюме. Сколько фармацевтические гиганты заработали на «птичьем» и «свином» гриппе?

Итак, коронавирусный лимон очень сладок: защита человечества от пандемии обойдётся в десятки миллиардов долларов в год. И это – лишь вершина айсберга, ведь мы анализировали только расходы на прививки. А есть ещё более затратная часть – лечение: антивирусные препараты, диагностические приборы, средства индивидуальной защиты, реабилитация.

Как тут не вспомнить «тучные нулевые» с птичьим гриппом (H5N1). Та эпидемия, во многом виртуальная, унесла несколько десятков жизней во всём мире. А был ещё и свиной грипп (A/H1N1), пандемию которого объявляла ВОЗ. От недуга умерло около 8 тысяч человек. Так вот, на закупку препаратов от свиного гриппа только страны Запада выделили около 7 миллиардов евро.

Так и получается: кому война, а кому – новые рынки и сверхприбыли. Конечно, COVID-19 отличается от виртуальных эпидемий нулевых. Счёт погибших, как на глобальной войне, пошёл на миллионы. Но пока простые люди будут оплакивать своих близких, мировые корпорации снова станут ещё богаче. Справедливо ли это?

Добавить комментарий