Сколько стоил проезд в различных видах транспорта при СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии)? Сравниваем цены и тогда на данный момент — odnoklassniki-jl.ru

Когда люди в неком возрасте вспоминают СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии), быстрее всего, они вспоминают низкие цены – в том числе и 5 копеек за проезд. А сколько по сути стоил публичный транспорт в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии)? И вправду ли он был так дешевеньким, либо при пересчете на современные средства так не окажется? Мы собрали максимум инфы из достоверных источников и провели нужные расчеты. Что вышло – читайте далее.

Содержание статьи

    1 Городской транспорт и такси2 Пригород и межгород3 Поезда далекого следования4 Самолеты5 Где дороже – в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) либо современной Рф?

Городской транспорт и такси

История городского публичного транспорта в Рф начинается даже не в русское время, а за длительное время ранее. Кто-то считает началом 1872 год, когда в Москве была запущена линия конно-трамвайной городской стальной дороги, а кто-то – начало работы омнибусов в 1830 году в Санкт-Петербурге. Трамвай в Москве начал курсировать в 1899 году, но настоящее постоянное движение транспорта в городке началось уже при русской власти.

Так, в 1924 году в Москве было запущено постоянное автобусное движение, в 1933 году – троллейбусное, а в 1935-м запущен в работу Столичный метрополитен. Но вот что касается цены проезда в транспорте, все оставалось довольно запутано прямо до 1961 года. Так, проезд в столичном метро в 1935 году стоил 50 копеек, позже его снизили до 40 копеек и даже до 30 (при средней заработной плате в 208 рублей – это как 60-130 рублей на современные русские рубли). До 50 копеек стоимость опять повысили до 50 копеек.

В 1961 году была проведена валютная реформа с деноминацией рубля и стоимость проезда была зафиксирована на этом же уровне для всех городов СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии):

    метро – 5 копеек;
    автобус – 5 копеек;
    троллейбус – 4 копейки;
    трамвай – 3 копейки.

На данный момент это трудно представить, но стоимость проезда оставалась постоянной наиболее 20 лет – с 1961 по 1985 годы (а где-то и до самого 1991-го).

При всем этом относительно средних зарплат стоимость проезда повсевременно понижалась – если в 1961 году русские граждане зарабатывали в среднем 77 рублей за месяц, то в 1985-м – уже 199 рублей. А чтоб сберечь тем, кто нередко ездил в транспорте, существовали проездные билеты – месячный проездной на столичное метро стоил 3 рубля, а на все виды транспорта – 6-7 рублей.

В 1985 году со стартом Перестройки начала повышаться стоимость проезда. Например, в Москве проезд на всех видах транспорта стал стоить 5 копеек, а к 1991 году препядствия в экономике привели к тому, что стоимость билета подняли до 15 копеек. В остальных городках происходили подобные процессы.

К слову, в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) была своя система контроля пассажиров – заместо кондукторов, турникетов либо валидаторов там стояли кассовые аппараты (щель для монет), а бросив монету, пассажир просто отрывал для себя билет. Если входил пассажир с проездным, он его предъявлял – в отсутствие кондуктора «контролерами» были остальные пассажиры. Трудно сказать, как добросовестными были русские граждане, но тем, кто двигался в автобусе без билета, контролер мог выписать штраф в размере 1 рубля.

Было в Русском союзе и такси, при этом стоило оно не так недешево. За высадку пассажиру начисляли 10 копеек, а все другое считал счетчик (те же 10-20 копеек за километр), и в среднем поездка выходила в 60-80 копеек. Но все зависит от городка – в Москве с ее расстояниями можно было наездить и на огромную сумму. С течением времени заработной платы людей росли и такси становились популярнее – а потому изловить его было все труднее.

Как ни удивительно, маршрутные такси возникли конкретно во времена СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии). Посреди прошедшего века оказалось, что несколько пассажиров время от времени предпочитают «скинуться» на одно такси заместо того, чтоб ожидать автобус либо трамвай. И на этом таксомоторные парки решили заработать – маршрутные такси заняли среднее положение меж такси и публичным транспортом, и стали довольно пользующимися популярностью. С течением времени заместо легковушек туда стали передавать микроавтобусы РАФ, что приблизило маршрутки к их сегодняшнему осознанию.

В 1950-х годах существовали даже междугородние таксомоторные маршруты – они ездили из Москвы в Симферополь, Харьков, Владимир, Тулу и остальные городка, а билеты на их продавались даже в кассах автостанций.

С 1991 года ситуация абсолютно поменялась – стоимость проезда в транспорте начала расти (нередко по пару раз в год), а заместо городского транспорта улицы наводнили те же маршрутки. Но это уже совершенно иная история.

Пригород и межгород

При СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) интенсивно развивалось загородное автобусное и жд сообщение. Если не считать Москву и область, то сегоднящая интенсивность пригородного движения приметно уступает тому, что было в русское время – большущее количество рейсов было отменено, а по каким-то частоту курсирования уменьшили до минимума.

Что касается цен на электрички, то они формировались приблизительно по этим же правилам, что и на данный момент. К примеру, поездка с Курского вокзала до Владимира обходилась в 2 рубля 10 копеек на электричке против 3 рубля 75 копеек на автобусе, а проезд до ближайших станций стоил от 10 копеек и выше.

К слову, для Москвы выходило, что проехать на электричке по городку было дороже, чем на метро, как минимум в 2 раза. На данный момент власти столицы развивают проекты МЦД и МЦК, которые связывают метро и металлическую дорогу в единую транспортную систему – что в наилучшую сторону различается от того, что было при СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии).

В целом же стоимость проезда в электричке зависела лишь от расстояния. К примеру, от Москвы билеты стоили приблизительно столько (данные по справочнику за 1990 год):

    Москва-Товарная, ЗИЛ, Нижние Котлы, Серп и Молот, Карачарово, Электрозаводская, Сортировочная, Новенькая – 10 копеек;
    Кусково, Новогиреево, Реутово, Перово, Плющево, Вешняки, Выхино, Коломенское, Чертаново – 15 копеек;
    Кучино, Жд, Косино, Ухтомская, Люберцы, Бирюлево – 20 копеек;
    Есино, Фрязево, Загорново, Бронницы, Раменское, Барыбино – 40 копеек;
    Шиферная, Москворецкая, Цемгигант, Пески –1 рубль 10 копеек, и т.д.

Билеты действовали в течение всего денька, а если брать туда и назад – то билет в оборотную сторону действовал в течение суток.

Можно было приобрести проездной на месяц, 4 месяца либо год, при этом лишь на определенный маршрут – это обходилось в 6,6 копеек за месяц либо 55 копеек в год за километр. К примеру, чтоб ездить из Москвы в Балашиху в течение года, довольно было заплатить за проездной 16 рублей 50 копеек. А если доплатить на 50-60% больше, то можно было ездить на те же 30 км, но уже с хоть какого вокзала Москвы и в любом направлении.

Что касается межрегиональных автобусных рейсов, их было много, а стоимость проезда была чуток ниже, чем в поездах далекого следования. К примеру, в 1990 году цены на междугородние автобусы от Москвы были таковыми:

    Воронеж – 8 рублей (515 км);
    Горьковатый (Нижний Новгород) – 7 рублей 10 копеек (423 километра);
    Иваново – 6 рублей 25 копеек (300 км);
    Курск – 8 рублей (525 км);
    Орел – 6 рублей 75 копеек (360 км).

Другими словами, проезд на автобусе меж городками стоил приблизительно 1,5-2 рубля за любые 100 км, при всем этом стоимость на проезд округлялась с точностью до 5 копеек. Для сопоставления, на данный момент это 250-300 рублей за любые 100 км, что в пересчете на заработной платы 1990 и 2020 годов дает приблизительно одну и ту же цифру.

Поезда далекого следования

В СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) была широкая сеть стальных дорог, на которых курсировало некоторое количество видов поездов:

    скоростные (по большей части Москва-Ленинград) – с номерами от 151 до 170;
    скорые: круглогодичные (номера от 1 до 100) и летние (от 101 до 150);
    обыденные пассажирские: круглогодичные (номера от 171 до 300), летние (301-400) и разовые (401-600);
    местные (601-700).

Естественно, что скоростные и скорые поезда были самыми дорогими, а снутри 1-го поезда в твердом общем вагоне проехать было дешевле всего (65% от цены билета в твердый купейный вагон), а в мягеньком СВ – дороже всего (200-225% от цены купе). При всем этом проехать в загородном поезде постоянно было дешевле, чем в поезде далекого следования (и энтузиасты умели состыковать билеты на электрички меж различными городками с резвыми пересадками).

Цены в целом зависели в большей степени от расстояния. К примеру, за проезд в твердом купе от Москвы в 1990 году необходимо было заплатить:

    Волгоград – 15-16 рублей (1066 км);
    Воркута – 23-25 рублей (1406 км);
    Ижевск – 15-16 рублей (1119 км);
    Киров – 14-15 рублей (957 км);
    Комсомольск-на-Амуре – 73-79 рублей (8333 километра);
    Оренбург – 18-21 рубль (1499 км), и т.д.

Другими словами, стоимость проезда составляла в среднем от 90 копеек до 1 рубля 60 копеек за 100 км пути. При всем этом для самого дешевенького варианта вагона это было от 53 копеек, а для самого драгоценного – от 1 рубля 35 копеек.

Правда, при относительно низкой цены билетов в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) наблюдался определенный недостаток на их (в особенности в период отпусков). И, как и постоянно в таковых вариантах, недостаток стал основой для спекуляций – ушлые граждане занимали утром очереди в кассы и скупали все билеты по пользующимся популярностью фронтам, а позже продавали их «с рук» – но уже с хороший прибавкой. Искоренили делему лишь в 1997 году, начав продавать именные билеты.

Самолеты

Не отставала от стальной дороги и штатская авиация – маршрутов было весьма много, при этом в отличие от сегодняшней ситуации, существовали прямые рейсы меж маленькими городками – на данный момент же большой трафик проходит через Москву.

Но тогда и самым развитым был конкретно Столичный авиационный узел – при этом уже было подобие сегодняшнего «Аэроэкспресса». К примеру, можно было добраться с Павелецкого вокзала в аэропорт Домодедово на электричке за 35 копеек либо на автобусе за 1 рубль 10 копеек (данные на 1990 год). Наиболее того, существовали даже автобусы-экспрессы, курсировавшие меж столичными аэропортами без заезда в Москву, ими воспользовались в большей степени транзитные пассажиры

Цены зависели от расстояния, в 1990 году можно было улететь из Москвы по таковым тарифам:

    Архангельск – 24 рубля (2 часа, 991 километр);
    Барнаул – 30 рублей (4 часа, 2930 км);
    Белгород – 17 рублей (2 часа, 578 км);
    Благовещенск – 116 рублей (11,5 часа, 5614 км);
    Владивосток – 134 рубля (8,5 часа, 6416 км);
    Волгоград – 22 рубля (2 часа, 912 км);
    Иваново – 12 рублей (1 час, 249 км);
    Краснодар – 28 рублей (2 часа, 1196 км);
    Ленинград – 18 рублей (1,5 часа, 635 км);
    Надым – 65 рублей (3 часа, 2149 км);
    Омск – 46 рублей (3 часа, 2238 км);
    Южно-Сахалинск – 150 рублей (8,5 часа, 6643 километра).

Другими словами, для маленьких рейсов средний тариф составлял до 5 рублей за 100 км, а для далеких – от 2 рублей. «Тонкий» тариф на авиаперевозки сохраняется для отдаленных регионов и в истинное время.

Были наиболее дорогие рейсы, к примеру, в 1978 году было несколько месяцев эксплуатации пассажирского сверхзвукового лайнера Ту-144 на постоянном маршруте Москва – Алма-Ата, билет на этот рейс стоил 84 рубля заместо 62 рублей на остальные рейсы (2,6 рубля за 100 км против 1,6 рублей).

В целом же билеты на самолет стоили дороже жд билетов на те же расстояния, а за перелет по неким фронтам (к примеру, на Далекий Восток) можно было дать чуть ли не всю заработную плату – за скорость и удобство платить необходимо было постоянно.

Где дороже – в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) либо современной Рф?

Потому что перевести русские рубли в русские проблемно, проще всего сопоставлять цены на проезд через средние заработной платы (статистические данные по ним сохранились). По данным Росстата, в апреле 2020 года средняя начисленная заработная плата в Рф составляла 49 306 рублей – будем учесть эту цифру.

Ниже в таблице попробуем сравнить цены на проезд в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) и современной Рф через заработной платы. Также попробуем учитывать и разницу в зарплатах по регионам (опять через данные Росстата):

Транспорт
Стоимость в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии)
Стоимость в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) в пересчете на русские рубли
Стоимость на данный момент
Где дешевле

Метро в Москве
5 копеек (1985 год)
22,31
57 (от 40 по «Тройке»)
СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии)

Трамвай в Санкт-Петербурге
5 копеек (1985 год)
16,03
50 (есть варианты от 33)
СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии)

Электричка Москва – Калуга
2 рубля (1990 год)
325,45
от 487
СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии)

Поезд Москва – Анапа
20 рублей (купе, 1990 год)
3254,52
от 4100 (на сентябрь 2020 года)
СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии)

Самолет Москва – Хабаровск
122 рубля (1990 год)
19852,58
от 11 300 (на сентябрь 2020 года)
Наша родина

Автобус Москва – Ярославль
5 рублей 35 копеек (1990 год)
870,58
от 650
Наша родина

Такси на 7 км в Москве
1 рубль 60 копеек (1985 год)
714,06
от 144
Наша родина

Из этого можно создать выводы о том, что в сферах деятельности, где работают коммерческие транспортные компании (междугородние автобусы, штатская авиация, такси), в современной Рф цены стали ниже, а там, где существует монополия страны (метро, стальная дорога) – цены выросли.

При всем этом принципиально осознавать, что столичный транспорт остается убыточным, а цены поезда в плацкартные вагоны регулируются и субсидируются государством.

Но есть и очередной момент – льготы. На данный момент они инсталлируются регионами (к примеру, в Москве весь транспорт бесплатный для пожилых людей), а во времена СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) льготы устанавливались сходу на целую республику. Согласно приказу от 1987 года, в РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — название Российской Федерации до 25 декабря 1991 года, введённое Конституцией СССР 1936 года) были такие льготные группы в транспорте:

    депутаты всех уровней;
    инвалиды и дети-инвалиды (I и II групп), включая собак-поводырей;
    инвалиды ВОВ;
    индивидуальные пожилые люди (особо заслуженные пожилые люди);
    участники Октябрьской революции и штатской войны;
    Герои СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии), Социалистического Труда и кавалеры орденов;
    милиционеры в форме и сотрудники неких остальных силовых органов;
    дружинники во время дежурства;
    почтальоны (при наличии сумки);
    школьники в сельской местности;
    шоферы и кондукторы;
    военнослужащие срочной службы.

Иными словами, на данный момент льготные группы совершенно остальные – там преобладают пожилые люди, ветераны, многодетные семьи, инвалиды. Но это беспристрастный процесс – льготники обычно в меньшинстве, и группы время от времени пересматриваются.