Наш эксперт Никита Филиппов про риски, преимущества и недостатки внесудебного банкротства гражданина

Что собой представляет процедура?

Процедура крайне проста и, главное, бесплатна. Рассчитывать на освобождение от долгов в упрощенном порядке могут те граждане, размер обязательств которых не превышает 500 тысяч рублей. В эту сумму входит только основной долг и проценты за пользование, а неустойки и пени не учитываются. При наличии у них исполнительного производства, завершенного фактической невозможностью исполнения, и отсутствии новых исполнительных производств, они вправе воспользоваться данным механизмом.

Чтобы пройти внесудебную процедуру банкротства, необходимо подать заявление о признании банкротом во внесудебном порядке в МФЦ по месту жительства или по месту пребывания. Форма заявления уже разработана и утверждена. К заявлению прилагается список всех кредиторов и суммы задолженности. После проверки документов МФЦ в течение трёх рабочих дней публикует в ЕФРСБ сведения о процедуре. С этого момента прекращается начисление процентов по долгам, неустоек и других финансовых санкций, действие всех исполнительных документов прекращается. При этом в этот период запрещается брать кредиты и займы или поручаться за кого-либо.

В течение шести месяцев кредиторы могут воспользоваться своим правом и затребовать информацию о наличии у должника какого-либо имущества. Также в этот период кредиторы могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о введении судебной процедуры банкротства. Поскольку судебная процедура – платная, не каждый кредитор воспользуется этим правом и посчитает необходимым идти в суд.

По общему правилу, кредиторы идут в суд только в том случае, если они найдут ценное имущество должника или выявят основания для признания сделок должника недействительными, в результате чего возможен возврат в конкурсную массу предмета сделок или денежных средств.

В то же время, как и в обычной процедуре не каждое имущество может быть передано в конкурсную массу. Например, не передается в конкурсную массу единственное жильё (при условии, что оно не было приобретено в ипотеку), предметы домашней обстановки и обихода, одежда (если они не относятся к предметам роскоши), скот и хозяйственные постройки (если они не используются для предпринимательской деятельности), автомобиль (если он необходим для обслуживания инвалида) и многое другое.

Если кредиторы не заявят о признании должника банкротом в судебном порядке, то через шесть месяцев процедура банкротства будет завершена, а все заявленные долги должника будут списаны.

– Каковы преимущества и недостатки процедуры внесудебного банкротства перед судебным порядком признания гражданина банкротом?

Для должников – это, конечно, значительное упрощение банкротной процедуры. Все его действия начинаются с подачи заявления в МФЦ и этим и заканчиваются. Важное значение имеет и бесплатность данной процедуры для должника. Напротив, для кредиторов положение осложняется. Во-первых, теперь необходимо очень оперативно отслеживать подачу таких заявлений должниками, поскольку срок процедуры явно небольшой, а уведомления о начале процедуры кредиторам, не относящимся к кредитным организациям, не направляются. Во-вторых, за шесть месяцев процедуры необходимо успеть проанализировать имущественное положение должника, выявить совершенные им сделки и основания для их оспаривания, а также принять решение о целесообразности судебного банкротства или ее отсутствии с учетом того, что за судебную процедуру расходы будет нести сам кредитор. Если имущества у должника нет, отсутствуют основания для оспаривания сделок, то смысла в возбуждении дела о банкротстве нет.

– Какие недочеты вы видите в самой процедуре внесудебного признания гражданина банкротом? Как можно ее оптимизировать?

Процедура внесудебного банкротства, безусловно, востребована. Уже в первые два дня вступления закона в силу ЕФРСБ опубликовала 16 сообщений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства и 42 сообщения о возврате поданных заявлений о признании банкротом во внесудебном порядке. И число обращений продолжает постепенно увеличиваться.Алгоритм действий всех участников внесудебной процедуры будет дорабатываться с учетом практики применения.

Из достаточно спорных моментов – так называемая «привязка» к исполнительным документам. Многие уже высказывали опасения, касающиеся увеличения числа злоупотреблений со стороны судебных приставов-исполнителей, которые в силу своих полномочий теперь могут как предоставлять гражданам основания для начала процедуры, так и напротив, ограничивать их в этом праве, не принимая решение о возвращении исполнительных листов.

По моему мнению, здесь требует доработки как вопрос усиления контроля за действиями приставов, так и в целом, совершенствования данного механизма. Например, очень многие пенсионеры не смогут воспользоваться процедурой внесудебного банкротства, поскольку в рамках исполнительного производства их пенсии – это постоянный источник выплаты задолженности, а следовательно, и нет оснований для возбуждения процедуры. В этом отношении старый и больной пенсионер находится в худшем положении, чем молодой лентяй, набравший кредитов и не имеющий желания работать.

В законе также не урегулирован вопрос о том, каким образом отменить завершение процедуры банкротства при выявлении нарушений её проведения. Представляется, что в данном случае должен быть выработан механизм, в соответствии с которым кредиторы получат право доказывать наличие таких нарушений и отменять процедуру.

Обзор сообщений, опубликованных в ЕФРСБ, показывает, что часть таких сообщений уже аннулирована в связи с неправомерным раскрытием персональных данных. Возможно, это следствие раскрытия информации о кредиторах, являющихся физическими лицами, без их согласия. Вопрос об этом в законе не проработан.

Также следует отметить, что должники активно списывают не только взятые на себя кредитные обязательства, но также и задолженности по налогам, коммунальным услугам, взносы в пенсионный фонд, арендные платежи.

При этом сейчас закон аналогично судебному порядку не освобождает лишь от требований, неразрывно связанных с личностью должника (например, алименты, возмещение морального вреда и вреда, причиненного жизни и здоровью), а также от требований, основанных на невыплате заработной платы, возмещении вреда имуществу, причиненного умышленно или по грубой неосторожности, неправомерных действий при банкротстве, текущих платежей, основанных на последствиях признания сделок недействительными и др.

Вполне вероятно, что перечень оснований для неосвобождения в будущем будет скорректирован с учетом необходимости пресечения возможных злоупотреблений.

– Какие риски для должников и кредиторов несет в себе новая процедура? Возможны ли злоупотребления со стороны указанных лиц?

Ответ на этот вопрос уже есть в предыдущих ответах.

– Достаточно ли установленных требований к гражданину-должнику для признания его банкротом во внесудебном порядке? Какие требования можно было бы добавить в этот перечень, а какие – исключить или скорректировать?

Законодатель остановился на вилке задолженности «50 тысяч – 500 тысяч». И этот вопрос довольно бурно обсуждался в ходе рассмотрения законопроекта. Многие предлагали ее значительно повысить. Но с учетом того, что закон уже принят и действует, целесообразно проанализировать практику его применения хотя бы в годичном выражении и только по итогам принимать решение об изменении данной вилки или ее сохранении.Что касается окончания исполнительного производства по мотивам отсутствия имущества, то здесь корректировка требуется в большей степени. Прежде всего, с учетом необходимости с одной стороны зафиксировать действительное отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, а с другой стороны – устранить возможные злоупотребления по отношению к тем должникам, освободить которых и был призван этот закон.

– Целесообразно ли увеличить или уменьшить срок действия моратория (10 лет) на повторную подачу заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке?

По моему мнению, данный срок вполне логичен. При этом нужно также помнить, что он в течение пяти лет не вправе воспользоваться и процедурой судебного банкротства.

– Какие плюсы и минусы в оформлении через МФЦ?

Минусов в таком оформлении нет. Это очень удобно, отличный сервис, принцип одного окна, использование СМЭВ, бесплатность — все для блага неимущих должников. Поскольку вся процедура достаточно детально регламентирована и является по сути технической, то риск ошибок, так называемого «человеческого фактора» минимизируется. Наверное, это минус для некоторых арбитражных управляющих, которые не получат малооплачиваемой работы, на которую они рассчитывали после прочтения первой редакции законопроекта, но он написан не для них, а для миллионов граждан из категории малообеспеченных.

Добавить комментарий