Покупка готового бизнеса может стать неплохим началом для успешного дела. Но в процессе выбора, оформления и совершения сделки есть так много рисков, что все их лучше продумать заранее. В статье наш эксперт расскажет, на что обратить внимание при покупке бизнеса и какие этапы предстоит пройти покупателю вместе с продавцом.

Содержание статьи

    1 Кто продает бизнес и зачем его покупать?2 Этап 1. Выбор ниши3 Этап 2. Составить список бизнесов для просмотра4 Этап 3. Просмотр и проверка бизнеса5 Этап 4. Покупка6 Этап 5. Обучение

Кто продает бизнес и зачем его покупать?

Если у вас скопилась значительная сумма денег и вам необходимо их куда-то вложить, то покупка готового бизнеса может быть отличным решением.

Для начала разберем самый главный миф на рынке готового бизнеса – прибыльный бизнес никто не будет продавать. Именно по наличию данного убеждения можно безошибочно определить занимался ли человек когда-либо бизнесом или всю жизнь был наемным сотрудником.

Обычно корнем данной проблемы является непонимание причин продажи готового бизнеса. Причины, по которым бизнес продается могут быть совершенно различные, выделим из них основные:

    владелец бизнеса просто устал заниматься одной и той же рутиной на протяжении нескольких лет и хочет сменить вид деятельности или осуществить какую-то мечту;
    владелец бизнеса планирует переезд в другую страну или регион и хочет там начать новый бизнес;
    владелец находится в преклонном возрасте или имеет серьезные проблемы со здоровьем;
    владелец имеет личные долги, например, по ипотеке или из-за здоровья и хочет с продажи бизнеса закрыть их;
    владелец имеет несколько бизнесов и конкретно этот бизнес является непрофильным активом;
    владелец бизнеса уже построил несколько аналогичных компаний и запустил еще одну специально для последующей продажи;
    деньги нужны для инвестиций в другой, более масштабный проект;
    какие-то другие личные причины. Например, многие бизнес-леди продают свои предприятия из-за беременности или простого желания больше времени проводить с семьей.

Как мы можем увидеть, причин для продажи может быть множество, и они не связаны с тем, что бизнес плохой.

Продать бизнес, гораздо проще чем купить его, так как при покупке существует огромное количество мошеннических схем и бизнес-рисков, баланс между которыми очень тяжело соблюсти. Поэтому в данном случае лучше обратиться к бизнес брокеру для подбора и проверки предприятия. Если вы хотите купить бизнес самостоятельно, то алгоритм ниже должен вам помочь.

Этап 1. Выбор ниши

Для начала необходимо определиться с бюджетом, его желательно разделить в пропорции – 70% на покупку бизнеса, 15% – на дополнительные вложения для увеличения прибыли, 15% – на непредвиденные расходы.

Далее необходимо выбрать нишу, для начала рекомендую выбрать не более трех. Если у вас нет никакого опыта в бизнесе, необходимо выбирать что-то простое и понятное – интернет-магазины, услуги населению, торговля продуктами. Или можно выбрать нишу, в которой у вас уже есть опыт, например, если вы раньше работали швеей, то можете рассматривать к покупке швейный цех или ателье.

Также очень важно учесть состояние рынка и его перспективы, находится он в стадии роста или давно вошел в крутое пике. Если пренебречь этим фактором, то можно оказаться владельцем проката видеокассет в конце 2000-х.

Этап 2. Составить список бизнесов для просмотра

После того, как вы выбрали ниши, необходимо сформировать список из максимум пяти бизнесов в каждой нише для дальнейшего просмотра.

При этом необходимо сформировать для себя четкое понимание – вы хотите купить именно бизнес или вам достаточно самозанятости. Очень часто в качестве готового бизнеса продают именно самозанятость. Основное отличие том, что в бизнесе у вас есть сотрудники и отлаженные процессы, а вы в основном занимаетесь контролем. В самозанятости вы либо работаете один, либо выполняете значительный объём работы за нескольких сотрудников.

Поиск можно начать с Avito, как с наиболее масштабной площадки, далее перейти на просмотр сайта Юла. На этих двух порталах сконцентрировано 80% актуальных бизнесов. Я не рекомендую обращаться в крупные брокерские агентства, так как попав однажды к ним в руки вам будут предлагать купить все новые и новые бизнесы, пока вы наконец не сдадитесь и не купите у них чего-нибудь.

При этом стоит обратить внимание, какой договор вам предлагают подписать или не предлагают вовсе – в большинстве случаев брокерские агентства не проверяют бизнесы, которые поступают к ним на продажу. При этом вас обязательно будут уверять, что бизнес проверенный, но вот только ответственности по договору за такую проверку у агентства не будет никакого.

Этап 3. Просмотр и проверка бизнеса

После того, как вы отобрали проекты для просмотра необходимо их все обзвонить и назначить встречи. Лучше сделать их в один день, чтобы почувствовать разницу сразу. При этом нужно быть готовым к двум важным моментам:

    вам, возможно, показывать и рассказывать все будет брокер и с собственником вы встретитесь не сразу, так как одна из задач брокера – не пускать клиентов без денег или просто интересующихся к собственнику бизнеса;
    вас могут попросить подтвердить свою платежеспособность и если вы это сделать не сможете, с вами могут прекратить общение.

На что стоит обращать внимание на первых встречах:

    насколько продавец открыт, готов ли он показывать цифры или все время старается что-то утаить;
    если по бизнесу отсутствует основная информация или ее отказываются показывать, то лучше от него отказаться;
    насколько достоверна представляемая информация. Если было обнаружено какое-то искажение – это повод начать искать глубже и в дальнейшем аргументировать к снижению стоимости, но все же лучше отказаться;
    если нет четкой причины продажи бизнеса, то лучше отказаться;
    если на вас оказывается давление, то лучше отказаться.

Допустим, вы провели первые встречи и определились с бизнесом-фаворитом. Теперь необходимо приступать к его проверке и сразу стоит привлечь к этому профессионалов – юристов, бухгалтеров, опытных предпринимателей из этой ниши или брокеров.

Что необходимо проверить?

    финансовую отчетность компании, если таковая имеется. У большинства представителей малого бизнеса отчетность не ведется вообще. В данном пункте ключевыми вопросами являются: подтверждение прибыли и наличие задолженностей по налогам, перед контрагентами и т.д.;
    юридическая чистота бизнеса. В этом вопросе необходимо проверить учредительные документы компании, договора с сотрудниками, договора с контрагентами, договора аренды, были ли у компании судебные споры, есть ли исполнительные производства или информация о банкротстве. Важным моментом является законность ведения бизнеса – насколько бизнес ведется в правовом поле, есть ли все необходимые лицензии и разрешения;
    репутация бизнеса. Тут необходимо проверить какая репутация у бизнеса в интернете, а также у самих клиентов. Проверить это можно очень просто – вы обзваниваете клиентов, представляясь службой контроля качества и получаете честную обратную связь. При этом может вскрыться, что данные по клиентам фиктивные и они таковыми никогда не являлись.

После проверки бизнеса необходимо проверить и самого собственника. На наличие судебных производств, уголовных дел и даже на предмет участия в секте. Также рекомендую не экономить средства и провести проверку бизнеса методом тайного покупателя.

На этапе проверки могут вскрыться следующие моменты:

    бизнес вообще не принадлежит продавцу и вас пытаются обмануть;
    прибыль бизнеса не подтверждается, очень часто ее завышают;
    бизнес прибыльный только в определенных условиях – например, льготная аренда от родственника собственника бизнеса или доступ к административному ресурсу. В этом случае лучше вообще отказаться от покупки – это существенный риск;
    весь бизнес держится на одном конкретном сотруднике и в случае его ухода он просто развалится;
    прибыль зависит от личных отношений продавца с контрагентами;
    бизнес скоро перестанет быть выгодным, так как грядут изменения в законодательстве;
    оборудование может быть сильно изношено;
    бизнес имеет выраженную сезонность;
    помещение, которое снимает продавец идет под снос либо продление аренды не планируется;
    компании клиенты могут отказаться работать с новым собственником.

Все эти факторы необходимо учитывать при принятии решения и ориентироваться на советы профессионалов.

Если бизнес вам очень понравился, но имеются сомнения по поводу прибыли или других моментов, то можно договорится о тестовом периоде.

Это выглядит следующим образом: вы вносите половину стоимости и становитесь участником бизнеса с полным доступом ко всем сотрудникам и показателям на оговоренный период, обычно 1-2 месяца. Во время этого периода вы наблюдаете за бизнесом, как он работает и на какие показатели выходит. Если по истечении тестового периода все заявленные продавцом показатели подтверждаются, то вы вносите оставшуюся половину и начинаете процесс передачи бизнеса.

Здесь важно четко прописать критерии, которые вы хотите подтвердить и как будет зафиксирован результат. При этом если все показатели будут подтверждены, а вы решите отказаться от бизнеса, то по договору половина стоимости бизнеса останется у продавца, потому что бесплатно все внутренности своего бизнеса никто показывать не будет.

Этап 4. Покупка

На этом этапе необходимо очень плотно проработать все вопросы с юристом.

В случае, если вы покупаете бизнес, который ведет ООО, то покупка возможна путем продажи долей в этом ООО, либо путем оформления всех активов и сотрудников ваше ООО или ИП. Последний путь более безопасен, так как освобождает вас от возможных проблем в виде долгов, судов и плохой репутации фирмы продавца. Но при этом вы можете потерять ценную историю данного ООО, которая критически необходима для заключения каких-либо сделок – например, при участии в тендерах.

В случае, если вы покупаете бизнес у ИП, это оформляется путем простой продажи активов и переводом сотрудников в ваше ООО или ИП.

В обоих случаях важно четко прописать в договоре, что передается (клиентская база, материальные активы, исключительные права и т.д.), каким образом передается и в какой срок. Пристальное внимание нужно обратить на документы, которые подтверждают право продавца на продажу (чеки на оборудование, договора и т.д.). При этом обязательно должна быть предусмотрена ответственность за нарушение процесса передачи бизнеса. Не рекомендуется передавать деньги до момента подписания нового договора аренды и получения подтверждения, что передаваемые активы действительно принадлежат продавцу.

Также на этом этапе необходимо заключить договор, по которому вас будут обучать и поддерживать в ведении бизнеса в течении какого-то времени.

Этап 5. Обучение

После передачи всех активов обязательно необходимо пройти обучение управлению бизнесом и получить от предыдущего собственника абсолютно все детали. Не стоит с первых дней вести бизнес по-новому или пренебрегать советами предыдущего собственника. Обычно после обучения существует период поддержки нового собственника на протяжение 2-4 месяцев, во время которого можно звонить бывшему хозяину и просить помочь решить те или иные проблемы. Не стоит пренебрегать такой возможностью – это может привести к потери бизнеса.

Как вы могли заметить процесс покупки процесс очень сложный и не стоит торопиться.

Если у вас нет никакого опыта, то лучше воспользоваться помощью профессионалов – это может сэкономить значительную сумму денег и несколько месяцев времени.

Добавить комментарий