В нашей стране в детских садах, включая частные, сейчас работает более 7 миллионов человек. В детсады ходит 99 процентов детей в возрасте от 3 до 7 лет. А с чего все начиналось?

При новостройках Москвы начали открывать билингвальные детсады

Первый детский сад открылся в 1863 году в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Открыла его жена известного профессора и педагога Карла Люгебиля Софья. Сам термин «детский сад» — это буквальный перевод немецкого слова «Kindergarten». А первые курсы для подготовки воспитательниц в детсадах заработали в городе на Неве в 1871 году.

Чему учили тогда? Особой программы не было — большая часть занятий проводилась на природе. Дети играли в спортивные игры. Особое внимание уделялось «нравственному воспитанию» — девочки и мальчики пели церковные песни, учили молитвы. На целый день детей не оставляли — максимум на полдня.

С тех пор принципы дошкольного образования менялись каждые 20-30 лет. Как? Об этом рассказали в Минпросвещения.

1917 — 1919 год. Принята «Декларация по дошкольному воспитанию». Документ закреплял главные принципы: доступность и бесплатность общественного воспитания для всех дошколят. Впервые при МГУ им. Ломоносова появился факультет с дошкольным отделением. Тогда же прошел Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию и появился первый детский сад для глухонемых детей.

Особое внимание уделялось тогда обучению начальной грамоте и алфавиту. В то же время в стране появляется прообраз «Азбуки» — первое издание книги «Родная речь и ее развитие». Воспитатели активно используют ее для занятий.

Путин поручил наверстать отставание в создании новых мест в детсадах

В программе детсада окончательно закрепился «тихий час».

1934 — 1938 год. Появилась первая «Программа работы детского сада», а также «Руководство для воспитателей. Появляются ведомственные детсады (примыкающие к предприятиям, заводам). В это же время появляется журнал «Дошкольное воспитание». По его данным, в то время в детсадах воспитывались около 2 миллионов малышей.

Утро детей начиналось с утренней зарядки. Затем шли развивающие уроки: малышей учили вырезать из бумаги, лепить из глины, рисовать. Обязательным было общение с животными. Во многих детсадах жили кошки и стояли аквариумы — дети учились взаимодействовать с живой природой. Кроме этого, малышей учили счету и даже конструированию: в каждой группе обязательно была модель самолета) .

1944 год. Великая отечественная война оставила многих детей без родителей. В это время возникают дошкольные интернаты и детские дома с круглосуточным пребыванием, где жили осиротевшие дети. Число мест в новых учреждениях стремительно росло. Чему их учили? В основном, патриотизму, интернационализму, любви к Советской Армии, труду и обороне. Все другие дисциплины были отодвинуты на второй план — время диктовало свои приоритеты.

1959 год. Появились ясли, куда можно было отдать ребенка с 2 месяцев. В это же время была создана комплексная типовая программа воспитания, которая стала единым рабочим документом для всех детсадов страны.

1965-1970 годы. Специалисты разрабатывают шестиуровневую систему работы с детьми: через знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценку.

Профессиональный уровень воспитателей заметно вырос, образование движется вперед семимильными шагами.

Количество детей в детсадах уже превысило 15 миллионов.

В детсадах четырех регионов РФ появится около тысячи новых мест

Теперь дошкольники изучают азы английского, белорусского и украинского языков, математику, родную речь и даже литературу. Дети учатся пересказывать художественные тексты. Снова стали важны физкультура и спорт. Детей тренировали и закаливали, порой кардинально: в классы ставились чаны с холодной водой и надо было по очереди купаться во всех.

1984 — 1990 годы. В стране появилась первая «Типовая программа обучения в детском саду», которая готовила дошколят к обучению в школе с 6 лет.

2010 — 2020 годы. Система дошкольного образования кардинально изменилась. Владение конкретными навыками и умениями уступило место развитию самостоятельной активности малышей.

В 2013 году впервые в российской истории был принят ФГОС — федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Если раньше детям предлагали просто знать и применять знания, то сейчас учат самостоятельно находить решения нетипичных ситуаций, и выбирать, чему же они хотят научиться? Появление Цифровой образовательной среды сделало познавательный процесс интерактивным.

Официально

Сергей Кравцов, министр просвещения:

— Согласно нацпроекту «Демография» доступность детских садов для детей от 1,5 до 3 лет должна составить к 2021 году 100 процентов. Задача, поставленная президентом, — обеспечить доступность детсадов для детей всех возрастов, включая ясельные группы. В рамках нацпроекта «Образование» предусмотрено строительство новых детсадов, где будут все условия для полноценного и здорового развития ребенка. Мы хотим, чтобы дети в дошкольных учреждениях были счастливы, здоровы и получали всю необходимую заботу.

Ещё новости

Добавить комментарий