Сторонники Лукашенко видят в этих цифрах доказательство стабильной популярности президента: народ Белоруссии доволен им и результатами его работы, а от добра добра не ищут. Противники Лукашенко объясняют это работой Административной Системы: недопуск сильных соперников, неравные условия агитации, давление на избирателей и фальсификации при подсчете. Как бы то ни было, на сей раз оппозиция, как известно, результаты выборов категорически не признала — вот уже три недели продолжаются протесты с требованием новых выборов. По данным МВД, в митингах протеста участвовали всего 4800 человек, митингах в поддержку Лукашенко — 16 750 человек. В то же время, скажем, на шествии оппозиции в Минске 25 августа, согласно тому же МВД, было 20 000 человек, по оценке организаторов — 250 000 человек.

Отношение разных стран к белорусским выборам — полярное. Партнеры Белоруссии по ОДКБ (Россия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), а также Китай поздравили Лукашенко с победой. Государства ЕС и США выборы не признали, за «жестокий разгон митингов» пообещали ввести санкции. Там же (в основном в Литве и Польше) находятся и лидеры оппозиции.

Аккуратная критика выборов вначале звучала и в России. Даже Лавров, соблюдая весь дипломатический протокол, сказал, что выборы были «не идеальными». Но в целом российское ТВ (которое имеет высокий рейтинг в Белоруссии) с самого начала поддерживает Лукашенко. Наконец, окончательную ясность внес Путин. Он повторил, что «выборы — состоялись» и пообещал — «если ситуация выйдет из-под контроля» — силовую помощь Лукашенко. Правда, Песков уточнил, что в Кремле уверены, что это не понадобится. Однако самая важная — политико-психологическая — помощь Лукашенко уже оказана самим заявлением Путина. Кроме того, Россия, по словам Лукашенко, реструктурировала долги Белоруссии на сумму 1 млрд долларов. «Мы этот миллиард долларов, договорившись с Россией, оставим. И это будет хорошее подкрепление нашей национальной валюты».

Ясно, что Лукашенко контро­лирует ситуацию

Насколько остро сейчас противостояние? Сегодня «политическая борьба» мутировала в «праздник непослушания». У оппозиции нет лидеров. Тихановская — случайный и беспомощный в политике человек. Ее муж, популярный в Белоруссии блогер, не был допущен к участию в выборах и посажен (как и другой «кандидат в кандидаты» — Бабарико). Тогда она выступила «за него», не уставая повторять, что не собирается быть президентом, а как только «придет к власти», выпустит заключенных и объявит «настоящие выборы». Нет и других лидеров, которые бы демонстрировали волю к власти и организационные таланты. Нет организации, координационный совет оппозиции похож на «облако в штанах». Нет плана действий. Главная особенность протестов — принципиально мирный характер. Впрочем, МВД утверждает, что это не совсем так, а суды возбуждают дела о насилии против милиции. Но как бы то ни было, ставка оппозиции — не на «Майдан», а на массовость и психологическое давление на власть.

Ясно, что Лукашенко контролирует ситуацию. В пиаровском смысле он старается сменить дискурс: собственно выборную тему отодвигает на второй план, главное — «геополитические угрозы Запада» (Польша? Литва? В общем — Запад!), перед которыми все должны сплотиться. Отныне его стратегия — максимальное сближение с Россией. Другой аргумент — забастовки расшатывают экономику. Наконец, обещает провести «конституционную реформу» и даже вступить в переговоры — «если будут вменяемые партнеры». Каков критерий «вменяемости»? Очевидно, как минимум — признание, что выборы состоялись, а он — легитимный президент. Но такое признание «обнуляет» всю оппозицию: если выборы были законными, то с чем они борются и чего хотят? Ну и, конечно, «последний довод»: «сила солому ломит». Вся организованная и вооруженная сила страны — в руках Лукашенко, приказы Верховного главнокомандующего никто в армии, КГБ, МВД не оспаривает. Никакого «раскола элит» в Белоруссии нет. А уж «воли к власти» Лукашенко не занимать.

Вся организован­ная и вооружен­ная сила страны — в руках Лукашенко

Таким образом, его победа сомнений не вызывает. Проблема Лукашенко в другом. Есть разные легитимности. Юридическая. Политическая. Моральная. Лукашенко вполне в силах добиться первых двух. Но ему нужна и третья — моральная легитимность, доверие, то, что выражается знаменитым словом «Батька». Пусть жесткий, но — Свой и Справедливый. Сторонники Лукашенко считают, что он этот образ подтвердил: силой защитил страну от Хаоса — и «глубинный народ» это понимает, ценит. Оппозиция надеется, что моральную легитимность в глазах «молчаливого большинства» он подорвал, подавляя мирных людей ради сохранения личной власти. Тогда цена политической победы дороже самой победы, а власть, которая держится на силе, все равно хрупкая, «до первого потрясения».

Так как же большинство белорусского народа сейчас относится к Лукашенко? Это — основной вопрос.

Добавить комментарий