Антон Юрьевич, как минэнерго дает повысить экологичность транспорта?

Антон Инюцын: Методом обновления парка и использования наиболее «незапятнанных» видов горючего. Переход на газомоторное горючее дозволит на сто процентов избавиться от выбросов соединений серы, жестких частиц, уменьшить выбросы бензапирена и остальных вредных веществ. В отличие от большинства мероприятий по понижению выбросов, инвестиции в переход на газомоторное горючее экономически прибыльны.

Необходимо ли отменять запрет на ввоз горючего

Мы хотим предложить установить дифференцированную ставку транспортного налога с льготами для машин высочайшего экологического класса. Таковая практика уже есть в регионах, которые введут льготу от 30 до 100% от транспортного налога для газовых и электромобилей, и предугадать возможность господдержки обновления автопарка по механизму «трейд-ин», когда правительство за счет субсидии увеличивает привлекательность подмены старенькой и низкоэкологичной техники на новейшую, экологичную, при условии утилизации старенького кара.

Как планируется подстегнуть переход на газ?

Антон Инюцын: В 2019 году в программку поддержки по развитию инфраструктуры и переоборудованию транспорта на газ вошли 27 регионов. В 2020 году заявки на субсидию подали 23 из их. Часть из тех, которые не участвуют, будут подавать заявки на 2021 год. Наша цель — сделать минимальную инфраструктуру.

Когда инвесторы выстроили заправки, они желают там созидать клиентов. Естественно, правительство, помогая одним, обязано поддерживать спрос и загружать эту инфраструктуру.

Для таксиста, который в денек заправляет машинку на 1500 рублей, опосля перевода на газ сумма составит 500-600 рублей

Как можно поддержать спрос?

Антон Инюцын: Во-1-х, субсидировать новейший транспорт. Если ранее разница меж транспортом на дизеле и на газе была практически 20-25%, то сейчас правительство фактически уравняло их за счет субсидий производителям. И для тех, кто воспринимает решение приобрести новейший кар, машинка на газе становится симпатичной.

Во-2-х, можно переоборудовать уже имеющийся транспорт. Программка в 27 регионах предугадывала финансирование со стороны страны — скидку в одну третья часть от цены переоборудования легковых каров и легкого коммерческого транспорта. При разработке мер поддержки малого и среднего бизнеса и самозанятых из-за пандемии мы посчитали, что скидку можно прирастить вдвое. Не считая того, «Газпром» предложил в этих регионах за счет собственных рекламных программ добавить еще 30% скидки. В итоге переоборудование обходится в 5% от цены.

Для таксиста, который в денек заправляет машинку на 1,5 тыщи рублей, опосля перевода на газ сумма составит 500-600 рублей. На наш взор, тыща рублей в денек — суровая экономия.

ФАС прокомментировала увеличение цен на бензин

Никакая экономия не поможет переводу на газ, если негде заправиться.

Антон Инюцын: Эти 27 пилотных регионов соединены меж собой коридорно-кластерным принципом, в их уже есть какая-то инфраструктура. Наша задачка в перспективе создать этот проект общероссийским. Пока же 60-65% всей инфраструктуры для газового транспорта сосредоточены конкретно в этих регионах, потому было принято решение развиваться конкретно там. По любому региону было рассчитано малое количество авто газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), которое обязано показаться к 2025 году, чтоб людям было комфортно заправляться.

Темпы строительства задает минэнерго?

Антон Инюцын: Правительство обусловило малое количество станций для всякого субъекта, при всем этом регион сам вправе выбирать, сколько строить заправок и когда. На каждой местности своя специфичность и своя база для пуска программки. К примеру, перед столичным транспортным узлом стоит суровая задачка обеспечить как минимум удобный транзит транспорта. Для этого будет нужно возвести 10-ки заправок.

Главным инвентарем мы считаем возмещение части издержек инвесторам, которые строят эти объекты. Мы желаем в год строить минимум от 100 до 120 объектов. На начало этого года в стране было около 500 заправок. Наша цель — в наиблежайшие 5 лет довести их число до 1200-1300. Лишь в пилотных регионах мы планируем выстроить за 5 лет практически 600 заправок.

На данный момент много воззваний от регионов с просьбой добавить их в эту программку. У нас пачки писем от губернаторов. Мы подготовили предложение расширить программку на всю Россию. Но тогда добавочно на любой год необходимо еще около 15 миллиардов рублей к 4,2 миллиардов, которые уже заложены до 2024 года, то еще есть 60 миллиардов. Выслали наши расчеты в правительство, ждем ответа.

Это иллюзия, что бензиновые и дизельные машинки не могут пылать. Еще непонятно, что опаснее: улетучивающийся газ и баллон либо разлитый бензин и искра

На данный момент по данной программке заложены 700 млн рублей на переоборудование, 3,5 миллиардов — на инфраструктуру. Еще 3,3 миллиардов минпромторг выделяет на поддержку автопроизводителей транспорта на газе. Если эти меры просуммировать, то выходит 7,5 миллиардов рублей в год на развитие рынка газомоторного горючего.

Быть может, не все регионы включить до 2024 года, а растянуть программку до 2030 либо 2035 года?

Антон Инюцын: Мы исходили из стратегии опережающего развития, чтоб инфраструктура появлялась как можно резвее. Все перевозчики, с которыми мы встречались, в один глас молвят: мы готовы перебегать, но нам не хватает заправочной инфраструктуры. Только единицам ее хватает.

В неких регионах уже даже появляются пробки на заправках. К примеру, в Ставропольском крае весьма почти все на данный момент перебегают на газ. Совершенно газ на юге постоянно воспользовался особенным спросом. Но кое-где спрос еще маленький, есть заправки, загруженные только на 10-15%. Мотивированная загруженность хоть какой заправки — 65-70%, другими словами потенциал довольно большенный.

До пандемии «Yandex.Такси» заявил, что готов перевести парк на метан. Планируете ли сотрудничать с иными агрегаторами, сервисами каршеринга?

Антон Инюцын: Запустив пилот в несколько 10-ов каров на газе, в «Yandex.Такси» узрели настоящую экономию. В Москве возникает больше таковых машин. Но в особенности этот тренд, естественно, развит в регионах.

Мы создаем условия, а перебегать либо нет, бизнес решает сам. Наша мотивированная аудитория — машинки, которые весьма много ездят. Мы не желаем всех на газ перевести. Наиболее того, есть транспорт, который невыгодно переводить на газ. К примеру, сельхозтехнику можно перевести, но комбайн либо трактор, который работает сезонно, не так стремительно окупится, как, к примеру, «Газель», которая ездит ежегодно. Но сельхозтоваропроизводители могут перевести на газ легкий коммерческий транспорт, который возит готовую продукцию с полей и ферм.

В больших городках планировалось сделать ограниченные зоны доступа для неэкологичного транспорта. Уже определены пилоты?

Антон Инюцын: Ряд регионов планирует в больших городках ввести ряд преференций для транзитного транспорта на газе, дает скидку на транспортный налог либо парковку. Но я не весьма верю в такие привилегии, как, к примеру, парковка. Для коммерческого транспорта это не животрепещущие меры. Они больше рассчитаны на физлиц, которые занимаются личным предпринимательством. Но как мера стимулирования она есть у нас в плане мероприятий. И мы с регионами рассматриваем такие меры, как бесплатная парковка, транзит большегрузного транспорта на газе через городка в хоть какое время суток, послабление по налогам.

Некие регионы дают ввести скидку 50% либо совершенно убрать плату за «Платон». Естественно, в таком случае, наверное, завтра же все перейдут на газ. Но дорожники должны получать от страны средства. Мы не можем, стимулируя одно, забирать ресурсы у остальных. К примеру, этот же налог на транспорт идет на благие цели, на создание инфраструктуры. Потому необходимо весьма тонко и аккуратненько поддерживать переход на газ, чтоб не затронуть остальные отрасли. Меры все равно будут от региона к региону различаться, ничего централизованного здесь быть не может в принципе.

Тормозит ли перевод на газ то, что почти все пользователи как и раньше считают таковой транспорт опасным?

Антон Инюцын: Люди нередко не делят пропан-бутан (сжиженный углеводородный газ, который является побочным продуктом при переработке нефти) и метан (незапятнанный газ). 1-ый тяжелее воздуха, и если происходит утечка, то он накапливается, что делает доп опасность. Метан легче воздуха, он улетучивается, возможность взрывов в случае утечки мала.

Не считая того, сертифицированное российскее оборудование — баллоны, подкапотное оборудование, соединительные элементы — отвечает мировым эталонам сохранности. К примеру, на сто процентов либо отчасти композитный баллон не только лишь легче, да и в случае трагедии не разорвется на части, как железный. При взрыве осколки железного баллона представляют собой разрушительную силу. В композитном баллоне покажется лишь трещинка.

Это иллюзия, что бензиновые и дизельные машинки не могут пылать. Я сам лицезрел воспламенение бензина при трагедии. Еще непонятно, что опаснее. Улетучивающийся газ и баллон в виде хлопушки, нежели разлитый бензин и искра.

Мы много говорим про финансовую экономию. Экологический эффект от перевода транспорта на газ уже просчитан?

Антон Инюцын: К огорчению, нет. Мы весьма рассчитываем на возникновение методики, которая бы наглядно показала эффект от перевода машин с дизеля на газ. К огорчению, сейчас такие верифицированные расчеты отсутствуют, есть лишь экспертные. Они все демонстрируют, что инвестиции в переход на экологически незапятнанный транспорт сравним, скажем, с увеличением эффективности очистных сооружений промышленных компаний. Не считая того, часто компании размещены в промышленных зонах, а выбросы от транспорта — всюду, в том числе в жилых территориях.

Действие подлежащих подмене водительских прав продлили до конца года

А если сделать пилотный пункт, где будут передвигаться лишь на газе, и создать там замеры?

Антон Инюцын: Мы уже давали это сотрудникам. Либо употреблять данные двигателестроителей либо автопроизводителей. У их обязана показаться адекватная методика, но пока ее нет. От газа весьма суровый экологический эффект — фактически нет сажи и серы в отличие от обычного водянистого горючего, — но, к огорчению, мы не можем его просчитать, невзирая на то, что мы планируем по данной программке перевести на газ до 12 тыщ каров.

Как планируется провоцировать компании — хозяев больших парков ж/д локомотивов перебегать на внедрение сжиженного природного газа (СПГ)?

Антон Инюцын: РЖД является одним из огромнейших потребителей дизельного горючего и мазута — около 8-9% всего рынка. Это порядка 2,5 млн тонн нефтепродуктов. Если половину этого парка перевести на СПГ, это будет большой экологический и денежный эффект. Сейчас компании около 130 миллиардов рублей растрачивают на дизель и мазут. В случае перехода половины их транспорта на СПГ, получится вызволить практически 30 миллиардов рублей в год. Это огромные средства, для развития РЖД.

У их есть маневровые тепловозы, которые работают на сортировочных станциях поблизости больших городов. В РЖД есть пилотные проекты по переводу на газ, и мы весьма рассчитываем, что начиная со последующего года эта программка будет расширена.

Как будет развиваться сеть заправочных станций СПГ?

Антон Инюцын: В наиблежайшее время должны выйти правила предоставления субсидий инвесторам на СПГ-заправки. Мы планируем навести на эти цели 4-4,5 миллиардов рублей. Быстрее всего, будет в 2023-2024 гг. Инвестор должен получать средства опосля того, как закроет все точки на определенном коридоре. Мы разделили весь пилот на 12 коридоров по трассам. Минтранс нам помогал с данной некоторой условной картой. Туда вошло 80 объектов, от 3 до 15 точек на коридор зависимо от направления. Тот инвестор, который захотит участвовать в конкурсе и позже компенсировать часть издержек, а это приблизительно 60 млн рублей на одну станцию, должен подать заявку конкретно на коридор. Не как с АГНКС, когда построена одна станция и субсидия получена. Тут, пока не будет построен весь коридор, возмещение не получить. Это изготовлено по требованию транспортников, чтоб избежать препядствия «невозможности заправки», когда кто-то выстроит две станции сначала и две в конце коридора, а посреди ничего не будет. В итоге и транспорта не будет. Кто будет перебегать на машинки, которые негде заправить? Таковых желающих нет.

Инфраструктура обязана показаться сразу по всем главным фронтам. Тем наиболее, лаг меж СПГ-заправками еще больше, чем меж АЗС и АГНКС, приблизительно одна заправка на 350-400 км.

СПГ имеет неширокую нишу исходя из убеждений автотранспорта?

Антон Инюцын: Он выгоден лишь для транспорта, который ездит на длинноватые расстояния — тягачи, фуры. В Китае был опыт перевода автобусов. Но в целом мировой опыт дает подсказку, что пока это лишь тягачи. Легковые авто невыгодно им заправлять. Не отыскать легковых машин, которые любой денек больше тыщи км проезжают. А дальнобойщикам это прибыльно за счет экономии средств на горючем и времени на заправке. Скажем, фура может пройти на дизеле до 800-900 км, а на СПГ я уже лицезрел пилотный проект одной из зарубежных компаний, когда машинка без остановки проезжает 2000 км. Это весьма круто. Компании, которые занимаются логистикой, конкретно из-за этого выигрывают у стальных дорог.

Тут раскрывается большой потенциал для транзита наземного транспорта через Казахстан в Китай. СПГ могло бы стать прорывным элементом для загрузки «Шелкового пути».

Средства от реализации "прекрасных" номеров пополнят бюджеты регионов

Уже идут переговоры с зарубежными инвесторами?

Антон Инюцын: Мы с Казахстаном планировали начать такие переговоры опосля того, когда начнем свои коридоры застраивать. Есть весьма много аспектов. Если рынок компримированного газа и сжиженного углеводородного газа имеет гигантскую, еще с русских времен, историю, то СПГ — это совсем новенькая история. У нас единицы заправок, фактически нет источников производства. У нас есть огромные фабрики, но малотоннажные и среднетоннажные фабрики, которые позже могли бы пичкать эту инфраструктуру, в подходящем количестве отсутствуют. Мы в самом начале пути, и без гос поддержки, без активной работы с инвесторами трудно будет запустить огромные проекты.

Состоится ли Русская энергетическая неделька (РЭН) в этом году?

Антон Инюцын: Решение по ее проведению будет принято в течение недельки. Все уже заскучали по живому общению, потому мы возлагаем надежды на ее проведение офлайн. РЭН — отраслевой форум, который собирает фаворитов компаний, больших объединений, таковых как ОПЕК, как Форум государств — экспортеров газа, Интернационального энергетического агентства. Энергетика является основой экономики в нашей стране, ни одна ветвь не может без нее работать. РЭН могла бы стать крутой площадкой, на которую можно было бы позвать всех смежников — партнеров по энергомашиностроению, строителей, транспортников.

С 2007 по 2020 год энергоемкость экономики обязана была снизиться на 40%. На сколько удалось ее понизить и за счет чего же?

Антон Инюцын: У нас была задачка понизить энергоемкость ВВП (Валовой внутренний продукт — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, то есть предназначенных для непосредственного употребления, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства) на 40%, мы много лет вели данную тему, на данный момент сиим занимается минэкономразвития. Мы, как энергетики, делаем собственный вклад. До этого всего, за счет внедрения ПГУ на электростанциях, понижения утрат в сетях, увеличения процента полезного использования попутного нефтяного газа, перевода транспорта на наиболее высококачественное горючее — на Евро-5 и т.д.

В итоге для транспорта: что перспективнее — газ либо электричество?

Антон Инюцын: При определении того, что прибыльнее — электрокар, кар на газе либо на бензине, — все обуславливается стоимостью, которая требуется для того, чтоб машинку заправить. Газ дешевле, чем обычное жидкое горючее. Электричество тоже дешево стоит. Но создание киловатта конкретно для данной машинки, быть может, и дороже выйдет. Таковых расчетов никто не делал.

На начало этого года в стране было около 500 газовых заправок. Минэнерго хочет в наиблежайшие 5 лет довести их число до 1200-1300

Нет расчетов и по экологичности электрокаров, поэтому что произвели электричество неясно где, заряжается от источника производства всякий раз по-разному. Станция может стоять кое-где в Москве, заправка в центре городка, и эта же генерация может стоять время от времени за 10-ки км. Как высчитать, где больше? Естественно же, у электрокара фактически нет выброса. Есть лишь парниковый эффект от работы мотора, от трения шин, но негативных выбросов в атмосферу нет. Но она же заправилась электричеством, а оно было произведено на станции, означает, кто-то иной подышал сиим воздухом. И отлично, если это электричество, которое произведено на атомной, газовой либо гидроэлектростанции. А если, к примеру, на угольной.

Минэнерго является соисполнителем по федеральному проекту «Незапятнанный воздух» нацпроекта «Экология». Что изготовлено?

Антон Инюцын: Снижены выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в Красноярске и Омске. В Красноярске предусмотрена модернизация ТЭЦ-1, включая стройку дымовой трубы высотой не наименее 270 метров, реконструкцию котлов с оснащением электрофильтрами, вывод из эксплуатации малоэффективных турбоагрегатов, ввод новейшего турбинного оборудования и систем остывания. Для роста эффективности рассеивания выбросов и понижения приземной концентрации вредных веществ в 2019 году демонтировано и возведено наиболее 200 метров новейшей дымовой трубы.

В Красноярске планируется заместить 35 малоэффективных угольных котельных, также сделать новейшие генерирующие мощности на Красноярской ТЭЦ-3. На Красноярских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3 запланирована установка электрофильтров крайнего поколения с эффективностью газоочистки 99,5% и увеличением общей улавливающей возможности на 4,5%. Это дозволит понизить выбросы жестких веществ в атмосферу примерно на 6500 тонн в год. На Омских ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5 запланировано техническое перевооружение котлов с установкой гибридных фильтров.

Какие работы предугадывает федеральный проект по обеспечению транспорта нефти и газа всеохватывающего плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры?

Антон Инюцын: Для роста пропускной возможности магистральных нефтепроводов реализуются проекты по строительству магистрального газопровода «Сила Сибири» (восточный маршрут), участок от Чаяндинского НГКМ до границы с Китайской Народной Республикой. Ведется работа над магистральным газопроводом «Сахалин — Хабаровск — Владивосток». Также расширяется до 50 млн тонн в год транспортная система «Восточная Сибирь — Тихий океан».

Депутаты дают не задерживать машинки беспамятных водителей

В рамках этого проекта и федерального проекта по обеспечению доступной электроэнергии планируется ввести наиболее 50 больших объектов энергетической инфраструктуры на сумму около 700 миллиардов руб. Главные инвестиции планируются за счет внебюджетных источников. 96% средства на стройку объектов уже заложено компаниями в вкладывательные программки до 2024 года.

Как изменяется зависимость от привезенных из других стран девайсов в энергетике?

Антон Инюцын: За инвестициями в новейшие проекты стоят миллиардные закупки оборудования — от гаек и гвоздиков до турбин. К огорчению, не постоянно, даже при наличии аналогов, закупается российскее оборудование. Наша задачка — при реализации нацпроектов обеспечить применение конкурентоспособной русской продукции. Для этого нужно сформировать наибольший размер заказов для индустрии, также локализовать в Рф производства отсутствующего оборудования.

В Челябинске уже открылся завод по производству высоковольтных электродвигателей, запущен полный цикл производства вертикальных и горизонтальных насосов, которые дозволят прирастить коэффициент полезного деяния, что понизит издержки на эксплуатацию и прирастит срок службы от 30 до 50 лет.

Планирует ли министерство расширять линейку проектов?

Антон Инюцын: Хоть какой проект — жив организм. Они начинаются и завершаются. Мы повсевременно рассматриваем новейшие предложения для их включения в портфель проектов минэнерго. В 2020 году планируется пуск как минимум 3-х проектов — 2-ух ведомственных и 1-го федерального.

1-ый ведомственный проект нацелен на формирование экономической модели газификации регионов. Он дозволит найти размер требуемых инвестиций в стройку магистральной и распределительной инфраструктуры, также оценить экономическую эффективность региональных программ газификации. 2-ой ведомственный проект будет ориентирован на развитие рынка газомоторного горючего для стимулирования расширения внедрения природного газа как моторного горючего, также сотворения соответственной инфраструктуры.

Что может стать федеральным проектом?

Антон Инюцын: Вместе с минприроды, минпромторгом, Ханты-Мансийским автономным округом — Югрой и «Газпром нефтью» мы разрабатываем федеральный проект «Технологии освоения трудноизвлекаемых углеводородов». Он подразумевает создание комплекса российского оборудования, который обеспечит замещение привезенных из других стран технологий и сформирует конкурентноспособный рынок сверхтехнологичных нефтесервисных услуг в Рф. Эти технологии обеспечат независимость страны в области разведки и разработки нестандартных припасов нефти и газа. Кроме этого у проекта высочайший экспортный потенциал.

Правительство сделало доступнее лизинг каров

Сейчас проект соединяет воединыжды уже наиболее 20 научно-исследовательских институтов, представителей большого бизнеса и ВИНК. Реализация дозволит вовлечь в разработку наиболее 760 млн тонн извлекаемых припасов углеводородов, также прирастить поступления в бюджет до 30 миллиардов рублей в год за счет акцизов, налогов и остальных отчислений.

Сколько инвестиций могут привлечь новейшие проекты?

Антон Инюцын: Проект по созданию технологий и оборудования для добычи трудноизвлекаемых углеводородов дозволит привлечь около 40 миллиардов руб. Для роста личных инвестиций в нацпроекты до 2024 года мы провели масштабную работу по сбору и анализу вкладывательных заявок организаций ТЭК. В итоге сформировали список новейших инвестпроектов на 5,8 трлн рублей, которым требуются меры поддержки. На данный момент работаем над их включением в портфель проектов минфина для следующего определения устройств софинансирования со стороны страны.

Неувязка в том, что когда компании сформировывали планы по запуску новейших инвестпроектов, никто не мог предугадать ситуацию, которая сложилась в мире из-за пандемии COVID-19. Ряд организаций ТЭК уже занялись пересмотром и корректировкой собственных программ.

Это расширенная версия текста, размещенного в номере «РГ»

Добавить комментарий