Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова ведает «РГ», почему в путешествие по залам российского авангарда она пригласила не Сергея Шнурова, а Константина Хабенского и почему кино остается важным из искусств в художественном музее.
Мультфильмы в музее и песни соцлагеря
Кличество заболевших COVID-19 в Москве любой денек — 600-700 человек, как музей будет обеспечивать сохранность кинозрителей?
Зельфира Трегулова: Одна из 3-х киноплощадок Третьяковской галереи — летний, открытый кинозал, который мы сделали во внутреннем дворе Новейшей Третьяковки. Естественно, будем соблюдать все санитарные нормы. Будет вольная рассадка с учетом общественного дистанцирования в шахматном порядке. Очевидно, будем проводить санитарную мокроватую уборку и т.д. Вообщем, это касается всех наших кинотеатров — и в Инженерном корпусе, и в Западном крыле Новейшей Третьяковки. Но преимущество летнего кинозала еще в том, что во внутренний дворик выходит терраса музейного кафе, где можно и перекусить в ожидании сеанса.
Программка кинопоказов привязана к выставкам?
Зельфира Трегулова: Твердой привязки нет. Но мы стараемся выстраивать параллели с выставками. Иная часть кинопрограмм- это ретроспективы, которые мы делаем с Гёте-Институтом, Японским фондом, Итальянским институтом культуры, Французским институтом… В прошедшем году мы получили в дар наиболее трёхсот германских кинофильмов на плёнке от Гёте-Института, которые совместно с ранее подаренными плёночными копиями кинофильмов Александра Сокурова, стали основой своей фильмотеки Третьяковки. Плюс наш кинотеатр — одна из площадок фестиваля кинофильмов о искусстве, который организует The Art paper Russia, также Столичного интернационального кинофестиваля.
Относительно не так давно мы стали проводить предпремьерные показы более увлекательного, в главном арт-хаусного кино, в том числе русского. На показе картины «Нелюбовь» Андрея Звягинцева зал в Инженерном корпусе был забит под завязку.
У вас цифровое проекционное оборудование?
Зельфира Трегулова: Да, у нас современное оборудование для показа кинофильмов в формате dcp. Но мы часто показываем кино на пленке 35 мм и даже 16 мм. На ретроспективах японского кино практически все картины обычно шли на пленке. Равно, как и киноленты кинопрограммы к выставке «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана». У нас возник собственный зритель, который оценил и свойство проекции, и подбор кинофильмов, и удобство залов. В 2019-м наши киносеансы посетили около 25 тыщ человек.
Путешествие в эру Макса Линдера и Маяковского
Кинофильм «Третьяковка со Шнуром» был снят в крайний момент перед самоизоляцией всех от всех. Он собрал под миллион просмотров, посодействовал привлечь новейшую аудиторию. Новейший кинофильм «Третьяковка с Константином Хабенским» вышел на Okko, когда двери музеев раскрылись и все утомились от «удаленки» нон-стоп. Для чего выпускать кинофильм в таковой невыигрышный момент?
Зельфира Трегулова: Не могу согласиться с тем, что момент невыигрышный. Невзирая на то что сейчас музей открыт, в главном приходят москвичи. Туристов из остальных регионов Рф существенно меньше. А русские туристы, к слову, основная часть нашей публики. Почему туристов в столице меньше, иной вопросец. Тех зрителей, которые на данный момент не имеют способности придти в Третьяковскую галерею, кинофильм и приглашает в путешествие по залам искусства российского авангарда. При этом — в компании с самим Константином Хабенским.
Хотелось, чтоб зрители стали нашими спутниками, чтоб они не только лишь лицезрели картины, да и ощутили место залов искусства российского авангарда
Кинофильм смотрится продолжением «Третьяковки со Шнуром». Почему для прогулки по залам Новейшей Третьяковки вы избрали другого героя?
Зельфира Трегулова: По сути задач было две. Одна — сохранить прежний формат конкретного диалога о картинах и в их присутствии, что был найден в прошлом кинофильме совместно с Сергеем Шнуровым. 2-ая задачка — испытать этот формат разнообразить. Отсюда — возникновение новейшего собеседника, иной броской фигуры.
Образ персонажа, которого играет Хабенский, сотворен в стилистике ретро. Но к какому конкретно периоду истории он отсылает, не весьма ясно…
Зельфира Трегулова: Мне произнесли, что раз история российского авангарда начинается в 1910-е годы, то и персонаж должен ассоциироваться с той эрой. В качестве стилистического камертона создатели кинофильма избрали немое кино и… «Рабу любви».
Третьяковская галерея готовит огромную выставку Врубеля в 2021 году
Нежданно, если вспомянуть, что 1910-е — это время «желтоватой кофточки» Маяковского, эпатирующего «прогулочного» грима Бурлюка, Ларионова, Гончаровой, скандальных диспутов о искусстве…
Зельфира Трегулова: Да, но в кино это эра Жоржа Мельеса, Асты Нильсон, Макса Линдера, который, к слову, приезжал в Петербург в 1913 году. И если уж вспоминать Маяковского, то следы воздействия кинофильмов Линдера обнаруживают даже в киносценарии Маяковского «Закованная фильмой». «Раба любви» — отсылка к эре немого кино.
Вам принципиальна спонтанность разговора?
Зельфира Трегулова: Да. Хотелось, чтоб зрители стали нашими спутниками, чтоб они не только лишь лицезрели картины, о которых речь, да и ощутили место залов, где представлено искусство российского авангарда.
Естественно, мы знали, что в случае чего же сможем переснять. Понимаете, когда в молодости я бегала на лекции Юрия Михайловича Лотмана, меня поражало, что, начиная лекцию и говоря о планах разобраться в том либо ином сюжете, он делал прекрасную паузу и добавлял: «Если получится!». Уж если он делал такую обмолвку, то нам сам Бог повелел. Но весьма хотелось, чтоб вышло.
Но Константин Хабенский знал о выборе картин?
Зельфира Трегулова: Да, естественно. Но выбор картин был мой, как и в прошлом кинофильме. Частично он определялся вопросцем о авторских правах на репродукцию работ. Так, так как в кадре возникает картина Марка Шагала «Венчание», я списалась с внучкой Шагала Мерет Мейер. Она порекомендовала оформить разрешение на внедрение картины в кинофильме через Ассоциацию правообладателей прав автора в сфере искусства «Управис». Мы так и поступили.
У Третьяковки одна из наилучших коллекций Наталии Гончаровой. Но ни одна ее работа не упомянута в кинофильме. Почему?
Зельфира Трегулова: Работы Гончаровой были в перечне картин, о которых мы собирались гласить. Но ее произведения из цикла «Жатва», о которых я желала бы поведать, не так давно возвратились с выставки Гончаровой в Хельсинки. Их привезли в наши запасники в Лаврушинском переулке. Привозить произведения на съемку, а потом увозить назад — очень сложная задачка и недешевое наслаждение.
Но, в принципе, кинофильм не претендует на академичность. В его базе — мой личный выбор возлюбленных и принципиальных для меня лично произведений живописцев российского авангарда. Потому, к примеру, это «Венчание» Шагала, а не его известное полотно «Над городом». Если речь о Татлине, то мой выбор — «Натурщица», а не хрестоматийный «Контррельеф».
И даже не «Летатлин»…
Зельфира Трегулова: Даже не «Летатлин». Тем наиболее что «Летатлин» не заходит в коллекцию Третьяковской галереи. Он принадлежит собранию Музея Вооруженных сил. У нас в зале он на продолжительном экспонировании.
В кинофильме делается упор на московскую историю авангарда. Как же петербургский «Альянс молодежи», к примеру?
Зельфира Трегулова: Нереально соблюсти баланс. Допустим, у нас есть достойнейшие произведения Павла Филонова. Но все таки наилучшая коллекция Филонова — в Российском музее.
Но я бы гласила не о столичном акценте, а о том, что работы Петрова-Водкина, Лентулова, Машкова, Ларионова, Шагала — это фигуративная живопись. Невзирая на то что мы с Константином Хабенским обсуждали «Темный квадрат», и полемизирующую с ним работу Александра Родченко, и абстрактное полотно Кандинского, все таки в центре кинофильма оказалось фигуративное искусство. Для тех зрителей, которые в первый раз соприкоснутся с искусством авангарда, таковой путь к осознанию искусства ХХ века, может быть, проще.
Сколько зрителей кинофильм поглядели?
Зельфира Трегулова: За 1-ые два денька на Okko его узрели 15 тыщ человек. Это хорошо.
3-ий кинофильм планируете про современное искусство?
Зельфира Трегулова: Как гласил Лотман, если получится…
Музыкальные киноленты 1970-х — безвозмездно в Летнем кинозале ГТГ. Фото: Предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи
Когда «Живописец гласит»…
Не так давно музей выложил в сеть новейшие киноленты из серии «Живописец гласит». Речь о мини-сериалах с Виктором Пивоваровым и Игорем Макаревичем. Полностью захватывающие работы. Ранее были сняты киноленты с Эриком Булатовым, Игорем Шелковским, Леонидом Соковым. Чем определяется выбор героев?
Зельфира Трегулова: До этого всего — этапными выставками современных живописцев, показанными у нас в крайние годы. Начальный импульс был обычный — запечатлеть опыт работы музея с этими мастерами. Выставка Леонида Сокова, которая вела диалог с искусством ХХ века в нашей неизменной экспозиции, стала событием 2016-го. А в 2015-м Игорь Макаревич и Лена Елагина сделали проект «Макаревич — Елагина. Анализ искусства».
ГИМ в первый раз указывает свое собрание Федора Рокотова
Понимаете, когда мы снимали Леонида Петровича Сокова, рассказывавшего о собственной выставке, ни у кого мысли не было, что это наш крайний шанс запечатлеть разговор с великолепно умным, броским, массивным русским художником ХХ века. Мы просто услаждались общением с ним, возможностью заглянуть в его лабораторию, осознать его методологию, подход к искусству. И это побудило нас совместно с Arzamas»ом запустить цикл документальных кинофильмов — уже с Эриком Булатовым, Игорем Шелковским, Игорем Макаревичем, Виктором Пивоваровым.
Но проектов с Виктором Пивоваровым крайнее время Третьяковская галерея не делала. Его выставки были в ММОМА, в «Гараже» и ГМИИ им. А.С.Пушкина, в Мультимедиа Арт Музее Москвы…
Зельфира Трегулова: Но 1-ая большая выставка Пивоварова «Шаги механика» в 2004 году открылась конкретно в Третьяковской галерее. Ретроспективу Эрика Булатова, первую в Рф, музей показал в 2006-м.
Мини-сериалы с Виктором Пивоваровым и Игорем Макаревичем увлекательны к тому же тем, что разрешают зрителю «войти» в круг живописцев столичного концептуализма, который был довольно замкнутым. Вы планируете снять киноленты с иными создателями этого круга?
Зельфира Трегулова: …К примеру, с Ильей Кабаковым? Я жутко жалею, что перед выставкой Ильи и Эмилии Кабаковых нам не удалось снять кинофильм с ними и о их. А на данный момент это фактически нереально из-за пандемии.
Антон Желнов снял кинофильм «Бедные люди. Кабаковы».
Зельфира Трегулова: Да. Но мы желали снять по-другому. Не о личной судьбе художника, его жизни, а о значительнейшем российском художнике в контексте мирового искусства.
Не считая того, эти документальные киноленты сняты с живописцами, которые продолжают работать. Энергия рождения художественной мысли, мира тут и на данный момент — это конкретно то, что делает нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон) этих картин.
Главный вопросец
План серии «Живописец гласит» как-то был связан с Музеем столичного концептуализма?
Зельфира Трегулова: Нет. Мы начинали снимать эти киноленты в 2016-м на выставке Леонида Сокова. Мысль перевоплотить мастерскую Ильи Кабакова на Сретенском бульваре в Музей столичного концептуализма, который стал бы филиалом Третьяковской галереи, появилась году в 2017-м. Благодаря поддержке Диляры Аллахвердовой мы смогли прирасти еще местом примыкающей мастерской, где будут размещаться музейные помещения и зал образовательных программ.
Но эта серия связана с музеем в том смысле, что помогает зафиксировать весьма принципиальные поиски, моменты, открытия умственной и художественной жизни крайней трети ХХ века.