— Законопроект о комплексном развитии территорий, внесенный недавно в Госдуму, не следует считать законом о реновации в том смысле, в каком проводится реновация в Москве. В столице переселение идет в большей части за счет бюджета города. В законопроекте же не идет речь о финансировании из федерального бюджета. Там «содержатся инструменты, с помощью которых застройщик, выходя на ту или иную территорию, может построить дома, создать современную среду и расселить людей в полноценное жилье, действуя в правовом поле, не нарушая права граждан», пояснил министр. Это позволит расселять и не аварийные, но достаточно ветхие дома, на решение проблем с которыми средств сейчас не выделяется.

— Министерством прорабатывается несколько факторов, которые позволят снизить себестоимость строительства. «В первую очередь, это снижение административных барьеров, уменьшение сроков строительства. Чем дольше продолжается стройка, тем она дороже», — отметил министр. Количество обязательных требований уже уменьшено на 30%. Второй момент — технологическое присоединение к сетям. Третий — земельные участки. «Земля для жилищного строительства должна стать дешевле», — отметил министр. Это возможно за счет вовлечения федеральных неэффективно использующихся земель, фактически эта земля может быть практически бесплатно передана под застройку. Сейчас стоимость земли в среднем составляет 8% от стоимости строительства.

— В строительном комплексе работает порядка 5,2 миллиона человек. За 2019 год стройка заплатила порядка 900 миллиардов рублей налогов и 350 млрд рублей во внебюджетные фонды.

— Практически готовы нормативные документы о новой мере господдержки — субсидировании кредитов для низкомаржинальных застройщиков. «Новая мера поддержки коснется в первую очередь тех регионов, где уровень доходов населения существенно ниже, чем в целом по стране», — сказал министр.

— Недавно были запущены пилотные проекты по модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры в пяти городах. «Мы хотим на этих примерах показать, что если все технологические решения выверены, если добавить денег и дать возможность привести весь жилищно-коммунальный комплекс конкретного муниципалитета в нормативное состояние, то эти деньги окупятся. Причем не в перспективе 20-25 лет, а за три-пять», — подчеркнул Якушев.

— В конце года на сайте минстроя появится рейтинг регионов по результатам первых месяцев работы системы мониторинга аварий в сетях ЖКХ. Теперь введены единые правила по всей стране — что считать аварией, что инцидентом. Это позволит понять, в каких регионах самая сложная ситуация.

Решение проблем обманутых дольщиков не планируется распространить на покупателей апартаментов (поскольку пока они не считаются жильем) и нежилых помещений. «Человек вел свой бизнес, решил приобрести помещение — это его риски. Квартиры — это несколько иная тема. Потому что человек остался без жилья», — подчеркнул Якушев социальную значимость этой проблемы.

— Осенью строительные работы из-за эпидемии коронавируса нигде не прерывались, весной 51 регион вводил ограничительные меры, Москва и Московская область останавливали стройку полностью. «Потом пошло наверстывание. Серьезных катаклизмов не произошло, в основном стройка восстановилась», — рассказал министр.

— Проблемой остается нехватка рабочей силы из-за рубежа. Особенно остро она стоит на Дальнем Востоке, где было много рабочих из Китайской Народной Республики. Предстоит переформатировать профессионально-техническое образование, заинтересовать молодежь строительными профессиями. «У нас есть конкретный план действий», — сказал Якушев.

— Программу расселения аварийного жилья не планируется распространять на дома «частного сектора». Вопросы с находящимися в плохом состоянии индивидуальными домами должны решать органы местного самоуправления. «Либо оказать людям материальную помощь, и они своими силами или с помощью муниципалитета отремонтируют дом. Либо переселить семью в маневренный фонд», — пояснил Якушев. Помочь могут также механизмы комплексного развития территорий.

— Предложение запретить рекламу, распространяемую с квитанциями за коммунальные услуги, следует обсудить с жителями. Если жители не против, это может остаться дополнительным источником дохода для управляющей компании. Но если они не хотят рекламы, то ее быть не должно. «Мы в первую очередь заботимся о людях старшего поколения, потому что некоторые воспринимают это не как рекламу, а как рекомендацию, потому что привыкли доверять своей управляющей компании», — говорит Якушев.

— Минстроем завершается согласование корректировок, вносимых в паспорта федеральных проектов, с другими министерствами и регионами. «Горизонт планирования увеличен до 2030 года, коронавирус вклинился в эту историю, макроэкономика изменилась. В конце октября мы будем готовы доложить главе государства о проделанной работе», — отметил министр.

Полностью интервью Владимира Якушева читайте здесь.

Добавить комментарий