Сегодня Белорусский вокзал — это крупный транспортный узел, обслуживающий пригородные электрички и поезда дальнего следования, откуда отправляются экспрессы в аэропорт Шереметьево.

Жизненный путь москвича Никиты Токарева вот уже 40 лет связан с путями железнодорожными. Роскошная сталинка, в которой живет маститый архитектор, стоит впритык к Белорусскому вокзалу.

Никита Токарев, директор архитектурной школы МАРШ: «Это самый интеллигентный вокзал. Мои поездки в Берлин и Париж начинались отсюда. Хорошо были видны иностранцы, они отличались в толпе, сразу было видно, кто с варшавского поезда идет».

Белорусский вокзал в Москве стоит буквой Г и как будто обнимает привокзальную площадь. Зря говорят, что Москва к приезжим сурова. Вокзал открыли 150 лет назад, это было наше железнодорожное окно в Европу. Сначала поезда отсюда ходить в Брест, а потом и дальше. Сейчас идут аж до Ниццы.

В царские времена на вокзале было не разгуляться — пассажиров подступах разделяли по классам.

Ирина Вишнякова, москвовед: «Пассажиры делились на классы, у каждого был свой вход и свой зал ожидания».

В голубом вагоне ехал царь, самая простая публика мыкалась в прокуренных серых вагонах, по цвету похожих на современные.

Ирина Вишнякова: «В 4-м классе туалета не было. Ни поесть, ни в туалет сходить. Зато не на лошадях».

Вокзал был Смоленским, потом Брестским, а потом в народном сознании стал вокзалом Победы. Именно здесь больше, чем где-либо еще, провожали на фронт в Великую Отечественную, а в 1945 году здесь же встречали победителей, как это показано в фильме «Белорусский вокзал», одной из самых пронзительных лент о фронтовом поколении.

Добавить комментарий