Таков результат исследования, проведенного министерством экономического развития и Аналитическим центром НАФИ. Кризис, вызванный пандемией, не добавил здесь скепсиса, скорее, наоборот: доля людей, положительно относящихся к бизнесу, выросла за год с 77 до 80 процентов. Авторы исследования полагают, что сказалась господдержка предпринимательства, особенно заметная на фоне пандемии. Так, на днях правительство продлило мораторий на плановые проверки малого бизнеса (этот сектор оказался наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции) до 31 декабря 2021 года. Кроме того, в период пандемии малые и средние предприятия получили кредиты на поддержку занятости (под ноль процентов и под 2 процента со списанием долга), кредитные каникулы, отсрочки по налогам и аренде… «В малом бизнесе заняты миллионы людей, и наша задача — продолжить их поддержку», — сказал Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами.

Почти треть россиян не прочь заняться предпринимательством

В исследовании отмечается, что россияне открывали свой бизнес даже в период локдауна. Например, в Тверской области предприниматель Кристина Алексеева при поддержке регионального центра «Мой бизнес» основала консалтинговую компанию. «Мы использовали такие меры поддержки, как юридическая консультация, переговорные комнаты (пока не арендовали свой офис), получили юридический адрес в Тверском бизнес-инкубаторе, а также доступ к электронным торговым площадкам», — говорит Алексеева. А в Самарской области в мае родилась компания «Актив полимер», производящая полимерно-песчаные изделия для строительной сферы. Старту этой компании помог региональный гарантийный фонд. «Условия займа очень комфортные для начинающих свой бизнес предпринимателей. Мы приобрели и запустили первую линию по производству изделий, но планируем расширяться», — рассказывает гендиректор Светлана Поморцева.

Защитой бизнеса от коронавируса активно занимаются и власти Калининградской области. Там получают поддержку отрасли, наиболее пострадавшие от пандемии: туристический и гостиничный бизнес, общепит. На эти цели региональный Центр предпринимательства дополнительно выделил 200 млн рублей. Ставку льготных займов Центр снизил до 0,1 процента на срок от трех до шести месяцев. «Сейчас в Центре есть 180 миллионов рублей и даже больше, если потребуется. Мы можем направлять эти средства на вашу поддержку. Я попросил максимально лояльно и неформально подходить к этому вопросу, входить в ситуацию», — сказал губернатор Калининградской области Антон Алиханов.

Тем не менее, как показало исследование, почти треть россиян считают меры господдержки недостаточными для того, чтобы человек решился открыть свое дело. В числе препятствий названы также отсутствие начального капитала (19 процентов) и административные барьеры (14). Весьма показателен и возраст потенциальных бизнесменов. По данным опроса, проведенного в рамках того же исследования, 60 процентов россиян, желающих заняться предпринимательством, составляют люди в возрасте до 34 лет. Среди граждан старше 55 рискнуть своим капиталами готовы лишь 6 процентов.

Ведением собственного бизнеса в России занимаются около 5 процентов граждан. Этот показатель значительно ниже, чем в странах с развитой экономикой. В США предпринимателей 16 процентов, в Швейцарии и Великобритании — 15. Как утверждают специалисты по психологии бизнеса, деловой хваткой и склонностью к риску обладают лишь 5-6 процентов людей. Но в России их почему-то в два раза меньше, чем в Китае, в 2,5 раза меньше, чем в странах Евросоюза, и в 3 раза меньше, чем в США. По данным ВЦИОМ, большинство российских предпринимателей (71 процент) оценивают условия ведения бизнеса в стране как неблагоприятные. Только 15 процентов считают, что государство принимает активные меры, направленные на поддержку и развитие бизнеса, а половина (51) опасаются, что станет еще хуже. Каждый десятый предприниматель полагает лучшим бизнес-планом на ближайшие три года свернуть дело и закрыть компанию, 6 процентов — продать ее.

Большинство представителей малого бизнеса в России — это так называемые «вынужденные предприниматели». Люди, которых жизнь вытолкнула в бизнес и которые не имеют иных источников существования. Чаще всего это тянущие лямку муж и жена. Возможно, у них есть пара наемных работников. Дополнительных рабочих мест этот бизнес не создает. Он не ставит перед собой и цели роста. Его единственная цель — самопрокорм. «Стартовый капитал такого бизнеса определяется аббревиатурой ДДД: друзья, домочадцы, дураки, — говорит руководитель департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Чепуренко. — До 80 процентов начального капитала в торговле, обслуживании или мелком ремонте — это то, что удалось привлечь по друзьям, знакомым и родственникам. Банк — тот смотрит на кредитную историю, на бизнес-план, и если не видит там ничего, заслуживающего поддержки, то денег не дает».

Большинство представителей малого бизнеса в России — это так называемые «вынужденные предприниматели»

Кроме коронавируса, удар по малому бизнесу нанес и обвал рубля, из-за чего покупательная способность населения, и без того невысокая, упала еще ниже. Малый бизнес работает с населением, а не с компаниями, и если у этого населения проблемы с доходами, то и малый бизнес садится на мель. Но сильнее, чем коронавирус, бьют по малому предпринимательству всяческие проверки. В России около 40 ведомств, которые в той или иной степени занимаются проверками бизнеса. Вот еще и поэтому в России так мало людей, которые хотели бы открыть свое дело.

Добавить комментарий