Напрашивается аналогия с "холодной войной" — тогда связи СССР и США были главными политическими отношениями в мире, и от них, собственно, отсчитывалось все остальное. Неудивительно, что сейчас так много говорят о новой биполярности, вольно или невольно вызывая параллели со старой. Это, однако, сбивает с толку, поскольку ситуация на международной арене совершенно иная. Прежде всего по той причине, что новые претенденты на двойственную гегемонию при всей своей мощи не способны установить и навязать правила игры для остального мира. И дело даже не в наличии России — по совокупному потенциалу она никак не может быть сведена до ранга "обычной" страны не первого ряда, хотя и не имеет ресурса на новое сверхдержавие. Важнее другое: вся международная система изменилась так, что открывает довольно широкие возможности для государств среднего калибра. Таких, от которых прежде никто особенно самостоятельного поведения и не ожидал. И заставить их проявлять абсолютную лояльность гранды не в силах.

"Вопрос века" и кризис-менеджмент: о чем говорили Си Цзиньпин и Байден

Глава объединенного Комитета начальников штабов США генерал Милли назвал современное состояние дел трехполярностью. Правда, изложения его выступления начала ноября в Аспенском институте содержат забавное разночтение — где-то говорится о трехполярном мире, а где-то о трехполярной войне. Нюанс немаловажный, хотя сути он не меняет. Стратегическая устойчивость или неустойчивость международной системы зависит от отношений в треугольнике Соединенные Штаты — Россия — Китай. Не случайно Украина и Тайвань, два наиболее запутанных конфликтных узла, друг с другом никак не связанных, все чаще упоминаются вместе.

В преддверии общения Байдена и Си США и КНР приняли заявление о координации усилий против изменений климата. На фоне отсутствия хороших новостей эту приняли чуть ли не как сенсацию, хотя кроме благих пожеланий в документе ничего нет. Разрядка временная — курс на противостояние Вашингтона и Пекина заявлен четко и бескомпромиссно. То же самое и в отношениях Москвы и Вашингтона. А противостояние с ярко выраженным военным элементом, если не стремиться довести его до реальной войны, — дело серьезное. На лидеров ложится большая ответственность.

Как писал недавно ведущий американский международник Ричард Хаас, если абстрагироваться от очевидных стилистических различий Байдена и Трампа, суть политики отличается гораздо меньше, чем можно было бы судить по риторике. Упор на противостояние с Китаем, сокращение присутствия на Ближнем Востоке и в целом снижение бремени, наращивание силовых возможностей США, но не для трансформации мира, а для продвижения конкретных интересов, переформатирование альянсов — все это преемственно по существу. Что важно для нас — более внимательное отношение к стратегическим вопросам, понимание опасностей, чем Дональд Трамп не отличался.

За десять месяцев президентства Байдена связи между Россией и США не нормализовались, но стали по крайней мере осмысленными

Год назад, когда стало понятно, что Трамп проиграл-таки президентские выборы, в Москве не испытывали позитивных чувств от победы Байдена. Слишком откровенный антироссийский настрой царил в рядах демократов. Они четыре года колошматили Трампа как русского агента, тот пытался отвечать. В результате российско-американские отношения стали напоминать городской массив после ковровой бомбардировки. И многие боялись, что дальше начнется месть новой администрации.

Байден заявил о поддержке политики "одного Китая"

Но Байдену надо отдать должное — он не просто приостановил бомбометание, но и постарался восстановить жизненно важные коммуникации. За десять месяцев связи не нормализовались, но стали по крайней мере осмысленными. При Трампе рациональность отсутствовала.

Российско-американские отношения не стали лучше (давление и сдерживание на месте), они стали проще, потому что вновь определяются военно-силовой составляющей. Мы вернулись к "холодной войне" (по духу, не по структуре) с ее постоянными морскими, воздушными и сухопутными проверками на вшивость — не доходя до грани столкновения. Отсюда напряженное внимание к американскому флоту в Черном море, российским силам неподалеку от Украины, концентрации польской армии в ответ на миграционный кризис, прибытию британских военных в регион и так далее. Отсюда и задача — управление конфронтацией, снижение рисков. Задача сложная и опасная, но понятная. И в этом смысле опыт и умеренность Байдена, а эти качества он проявил за год после избрания, — факторы обнадеживающие. Пусть он и путает имена, зато что такое война и мир, кажется, понимает неплохо.

В Минобороны РФ отвергли обвинение Пентагона в создании угрозы МКС Текст: Юрий Гаврилов Во вторник в Минобороны России прокомментировали заявления Пентагона о том, что наша страна в результате испытания в космосе противоспутникового оружия якобы создала серьезные риски для Международной космической станции. Американцы утверждали, что МКС теперь грозит столкновение с множеством мелких обломков уничтоженного новым оружием спутника еще советского производства .

«Считаем лицемерными заявления госдепа и Пентагона, попытавшихся обвинить Россию в создании рисков для космонавтов МКС и призвавших разработать универсальные нормы по освоению космоса», — отметили в нашем военном ведомстве.

Лавров назвал лицемерием заявления США о рисках в космосе

Там напомнили, что Россия много лет предлагает США и другим державам подписать договор о предотвращении размещения оружия в космосе. «Проект этого договора внесен в ООН. Однако США и их союзники его принятие блокируют. Вашингтон открыто заявляет, что не желает связывать себя какими-либо обязательствами в космосе», — заявили в Минобороны России.

При этом США в 2020 году создали Космическое командование и приняли стратегию по космосу. Одной из главных целей там провозглашено создание комплексного военного преимущества в космосе. Пентагон уже активно разрабатывает и без оповещений испытывает на орбите новейшие ударно-боевые средства, включая последние модификации беспилотных космических аппаратов X-37, подчеркнули в Минобороны России.

Действия Соединенных Штатов наши военные оценивают как угрозу. Они не совместимы с заявленными целями мирного использования космического пространства.

«На этом фоне Минобороны России осуществляет плановую деятельность по укреплению обороноспособности, исключающую возможность внезапного нанесения ущерба безопасности страны в космической сфере и на земле существующими и перспективными зарубежными космическими средствами», — рассказали в военном ведомстве РФ.

Там не стали отрицать, что в минувший понедельник Минобороны России действительно провело успешное испытание.

В результате был точно поражен недействующий российский космический аппарат «Целина-Д», находившийся на орбите с 1982 года.

Однако, подчеркнули в ведомстве, США доподлинно известно, что образовавшиеся фрагменты по времени испытаний и по параметрам орбиты не представляли и не будут нести угрозы для орбитальных станций, космических аппаратов и космической деятельности.

Более того, сразу после испытаний фрагменты уничтоженного советского спутника внесли в главный каталог отечественной системы контроля космического пространства. Их сразу взяли на сопровождение.

Эти осколки будут отслеживать до прекращения их существования.

В Минобороны России напомнили, что ранее подобные испытания в космическом пространстве уже проводили сами США, а также Китай и Индия.

Добавить комментарий