По числу подписчиков Анастасия Ивлеева занимает второе место среди российских блогеров (17,9 млн чел. в «Инстаграме»). Первое место уверенно держит Хабиб Нурмагомедов (21 млн), «бронза» у Тимати (15,8 млн), далее расположились Ксения Бородина (15,4 млн), Павел Воля (14,5 млн), Гусейн Гасанов (14,3 млн).

Штрафы за опасный контент в соцсетях предложили повысить

Основатель агентства «ЛАМПА» Евгения Лампадова отмечает, что интеграция продукта в видео на YouTube у Насти Ивлеевой может стоить 2 млн рублей, фотография с продуктом в Instagram от 1,2 млн, короткое видео длиной не более 15 секунд в том же Instagtam обойдется рекламодателю в 500 тысяч рублей. «Аналогичные цены могут быть и у других крупных YouTube и Instagram-блогеров», — говорит эксперт.

При таких расценках блогер не сильно рискует, если ФАС выявит нарушение.

Согласно Закону «О рекламе», реклама алкогольной продукции не должна размещаться в Сети. В таком случае индивидуальный предприниматель (канал «Настя Ивлеева» зарегистрирован на ИП Узенюк А.В.) может быть привлечен к ответственности по статье 14.3 КоАП с выплатой штрафа от 4 000 до 20 000 руб, рассказывает Анастасия Вершинина, юрист компании «Косенков и Суворов».

Гендиректор Woombat Дмитрий Калабин считает, что если бы Анастасия Ивлеева действовала немного иначе, у нее была возможность свести риски к минимуму. «Если бы Настя Ивлеева сидела в футболке с логотипом бренда или бутылка алкоголя стояла на заднем плане, это бы не считалось прямой рекламой и нарушением закона, а выглядело бы как продакт-плейсмент», — уверен он.

Правовое положение блогеров весьма сходно со статусом СМИ. Обязанности блогеров и СМИ практически идентичны

Блогеры-миллионники обычно за рекламную врезку берут от 300 тысяч рублей, в зависимости от длительности и контента, говорит Анна Загуменная, архитектор коммуникаций и партнер в бренд-бюро Sixth Sense.

При этом, по ее словам, в России каждый блогер ставит свою цену, даже разным клиентам могут называть разные цифры.

По мнению Загуменной, блогеры — один из основных каналов для продвижения алкогольной продукции. «Часто их подключают в качестве амбассадоров, заключая рекламные контракты на миллионы рублей, — продолжает она. — При этом блогеры не являются СМИ и, в целом, могут на своих каналах делать всё, что захотят, в рамках закона».

Олеся Фокина: Из соцсетей льется очень много мусора

На кадрах, которые изучили антимонопольщики, девушка готовит коктейль с вермутом. При этом тоник, который тоже входит в состав напитка, повернут этикеткой от зрителя, зато бутылка с вермутом показана во всей красе. На видео ведущая использует брендированный бокал. В ФАС пришли к выводу, что речь идет именно о рекламе вермута.

По словам врио заместителя руководителя УФАС по Ленобласти Александра Евлампиева, в ролике вермут отчетливо выделен из ряда других, внимание зрителей обращено именно к нему. В связи с этим в антимонопольном ведомстве полагают, что ролик побуждает зрителей, а это неопределенный круг лиц, пойти в магазин за вермутом определенной марки.

При этом неважно, сколько подписчиков у гражданина, он все равно может быть привлечен к административной ответственности.

Интеграция продукта на YouTube у Насти Ивлеевой может стоить 2 млн рублей

Правда, вопрос, реклама это или бутылка случайно попала в кадр, спорный. В региональном УФАС «РГ» заверили, что никто не собирается штрафовать граждан, которые выложили фотографии со свадеб или дружеских посиделок. Но если в роликах, фото или постах в ведомстве видят признаки рекламы, то автор поста вызывается на разбирательство.

Ивлееву в Управлении ФАС по Ленобласти ждут на комиссию 28 сентября (несмотря на то, что ведущая уже несколько лет живет в Москве, ее бизнес имеет регистрацию именно в Ленинградской области). Ведущей отправлено уведомление, пока она с антимонопольным ведомством не связалась. «РГ» также не удалось связаться с ней и с ее представителем.

Каков правовой статус блогера

Федор Куприянов, адвокат:

Нормативное определение термина «блогер» законодатель дал в 2014 году. Это физическое лицо — владелец собственного сайта в интернете, личной страницы на чужом сайте или в любой социальной сети — «блога», на которой размещена общедоступная информация. Критерием «блогерства» является количество посетителей «блога» — более трех тысяч в сутки. Блогер может сам писать и публиковать свой контент или выкладывать чужие информационные материалы, фото и другие объекты авторского права.

Правовое положение блогеров весьма сходно со статусом СМИ. Обязанности блогеров и СМИ практически идентичны. Сходны и права. Блогер тоже имеет право распространять рекламу на возмездной основе. Требования к рекламе в блогах определены в отраслевом Законе «О рекламе». Например, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.

Чем личное мнение блогера отличается от рекламы

Рекламировать можно все, что не запрещено. А реклама алкоголя в интернете запрещена еще в 2012 году. Реклама алкоголя — это такая демонстрация бутылки с различимой этикеткой или напитка, которая побуждает неопределенный круг лиц, среди которых она распространялась, обратиться за приобретением товара, например, алкогольного напитка определенной марки.

Контроль за любой рекламой на территории РФ возложен на Федеральную антимонопольную службу. Интернет не имеет границ, и на первых порах возникли сложности с применением закона о рекламе на просторах интернета.

К настоящему времени сложилась практика применения требований этого закона ко всем интернет-ресурсам, которые адресованы потребителям рекламы на территории России независимо от места физического размещения серверов, с которых распространяется реклама, или доменных зон регистрации ресурса, распространяющего рекламу. И по части налогообложения доходов от рекламы в Налоговом кодексе для блогеров никаких послаблений нет.

Реклама для фантомного друга Текст: Елена Яковлева Видеоблогер Настя Ивлеева не так давно упоминалось в рейтинге «Форбс», описывающем блогеров «Инстаграма» с самыми высокими доходами. Она — звезда соцсети с 17,7 миллиона подписчиков и 0,61 миллиона долларов дохода от рекламы — оказалась на 6-м месте.

То розовые, то голубые, то платиновые волосы, мат, как главный набор эпитетов, и, видимо, любопытные для ее аудитории разговоры со знаменитостями того же толка, что и она сама. И разумеется, психологические атрибуты «новой искренности» — иногда неотфотошопленные, прикольные, как будто специально уродливые фотки, приколы, разговор тоном очень давнего и близкого знакомого, столь близкого, что можно не заморачиваться. Говорят, что времена изоляции беспощадно усиливают и без того неслабый в блогосфере эффект «фантомного друга». Видимо, Настя для своей многомиллионной аудитории одна из таких «фантомных» знакомых. Эксперты, правда, предупреждают: осторожно, это не человек такой, а новая коммуникационная идеология со своими алгоритмами действия и воздействия. Начиная с характерной для блогеров персонификации (прямой разговор со мной) и кончая высокой вовлеченностью аудитории, которая должна не просто смотреть, а участвовать то в опросах, то в розыгрыше призов, то в играх — тут уже лайков мало.

Как стать популярным на YouTube

Поскольку информацию из соцсетей сегодня берут до 40 процентов зрительской и читательской аудитории, то блогеры с большим числом подписчиков серьезно востребуются бизнесом как инструмент для продвижения своих товаров и услуг. На блогерский рынок приносят свои рекламные предложения самые солидные компании. Ксения Собчак, занявшая 1-е место в рейтинге «Форбс», рекламировала в своем инстаграм-блоге технику, косметику и даже иномарки.

На Западе даже заметили любопытный тренд — блогеры, чтобы привлечь рекламодателей, дают фейковую рекламу. Хотя одновременно происходит и некоторое отрезвление рекламодателей. У сетевых кумиров среди их многомиллионных подписчиков полно троллей и ботов, которые не купят не только иномарку, но и зажигалку. А кроме них в блогерской аудитории немало хейтеров — ненавистников и травильщиков своего кумира. Парадоксально, но очень много людей подписываются в соцсетях на неприятных для них персонажей. Желание досадить тому, кто тебе противен, оказывается, не меньший мотиватор, чем старое, доброе, глупое обожание. Но хейтеры, похоже, тоже не та аудитория, которая обеспечит кому-то большой рост продаж.

Реклама в блогах со временем усложняется и утончается. «Лобовую рекламу вытесняет натив, — говорит преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ Виктор Майклсон, — когда человек невольно запоминает бренд, но у него не остается ощущение, что им манипулируют». Нативная реклама, действительно, выглядит так, будто это и не реклама вовсе, сливаясь с окружающей средой площадки. Бутылка с итальянским вермутом на первом плане это вряд ли натив, скорее расчет на «наив» контрольных инстанций — неоправдавшийся. Но вообще блогеры сегодня, по мнению экспертов, отходят от откровенно грубой рекламы. «Рынок устаканивается. Многие блогеры переходят на ИП ( индивидуальное предпринимательство), регистрируются как самозанятые, — рассказывает журналист Анастасия Ляликова. — Доходы надо как-то легилизовывать, тем более если у блогеров-звезд доходы от рекламы в соцсетях часто превышают доходы от их основной деятельности».

Блогеры, превратившиеся в «рукотворные СМИ», не несут ответственности перед своей аудиторией

Однако одна из главных проблем сегодня — блогеры, превратившиеся, по выражению Виктора Майклсона, в новые «персонализированные СМИ», в «рукотворные медиа» не несут ответственности перед своей часто многомиллионной аудиторией.

Что сегодня происходит с профессиональной журналистикой

Если в старых добрых медиа ценилась объективность, независимость, честность, глубина расследования и исследования, то для блогера главное «зацепить» своего читателя, слушателя и зрителя. Как — не важно. И горы «цепляющей» людей неправды и всевозможного «фола», хоть рекламного, хоть этического, достигают в блогах монблановых высот. Кроме того наблюдается «феномен закукливания», считает Виктор Майклсон, когда человеку трудно выпрыгнуть за рамки своей ленты. «Сегодня мы живем в этаких информационных пузырях, — говорит он. — У каждого он свой. Внутри пузыря — пул советчиков и консультантов, знающих, как нам одеваться, воспитывать детей, учиться, отдыхать, ловить скидки, что читать, смотреть в театре, кого чтить в политике и как относиться к жизни». Разбираясь в том, как устроена дискуссия в блогосфере, эксперты пришли к выводу, что она напоминает комнаты с эхом, в которых транслируется, по сути, одна точка зрения. И из этих «пузырей мнений» часто трудно выйти. » Формирование замкнутых информационных пузырей и пузырей мнений явление скорее негативное, — считает профессор школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского университета Светлана Бодрунова. — Человеку, чтобы сформировать свой взгляд на мир, важно видеть разные взгляды, иметь перед собой рынок идей». А в блогах превалируют «закрытые рынки» новостей и почти монопольные мнения.

Добавить комментарий