Как известно, в 1814 году греческие патриоты для борьбы за независимость создали в Одессе тайное общество «Филики Этерия», которое в 1818-м перебралось в Стамбул. В начале марта 1821 года генерал русской армии Александр Ипсиланти начал восстание против Османской империи в Валахии. 11 апреля 1827 года Третье Национальное собрание Греции в Тризине избрало Иоанна Кападистрию, бывшего управляющего делами Министерства иностранных дел Российской империи, правителем Греции сроком на семь лет. Этот пост он занял в январе 1828 года после поражения турецко-египетского флота в Наваринской бухте Ионического моря от объединенной эскадры России, Великобритании и Франции… В 1829 году по Андрианопольскому договору Греция получила автономию, а в 1832 году обрела полную независимость — правда, совсем не в тех границах, что сегодня…

В Греции запущен онлайн-проект "Учим русский язык с МГУ"

Привел эти общеизвестные факты лишь для того, чтобы на их основе сформулировать некоторые проблемы, с которыми столкнется каждый, кто захочет прикоснуться к духовному бытию нынешней Греции, неотделимому от ее истории.

Одна из самых великих книг о мифологии истории, роман Томаса Манна об Иосифе и его братьях начинается с поучительной фразы: «Прошлое — колодец глубины несказанной…» Для современной греческой культуры, для греческого самосознания и идентичности понимание того, какова глубина этого колодца минувшего, где его пределы — вовсе не схоластическая загадка. Это живой вопрос, который приводил порой к рискованным военно-политическим решениям. Желание понять, чему наследуем, свойственное не только жителям Эллады, но и народам с менее протяженной историей, в случае с греками обретает особое напряжение и многоголосье.

Одним из центральных событий грядущего года может стать выставка «Сокровища Акротири» в ГМИИ им. А. С. Пушкина — уникальные памятники Минойской (Критской) цивилизации с острова Тира, датирующиеся ХVII веком до н. э. Они были погребены под вулканической лавой и обнаружены благодаря счастливому случаю в 1866 году, когда с Тира начали вывозить породу для сооружения земляных валов Суэцкого канала. Именно Суэцкий канал, пробудивший к жизни Порт-Саид, послужил причиной окончательного упадка Александрии, одной из блестящих столиц Александра Македонского и птоломеевского Египта, в котором почти всю жизнь — в последней трети ХIХ века и первой трети века ХХ — прожил гений новогреческой поэзии Константинос Кавафис. Его переводчики — от Т. С. Элиота до И. А. Бродского — подчеркивали его чувственно-историческую память греческой античности и мирового — еще доримского — эллинизма. И умение погрузить эту историческую чувственность в бессобытийное повседневное существование.

Роль России в освобождении Эллады от Оттоманской империи трудно переоценить

Для посторонних глаз греческая история не столь мозаична и разнообразна, как для самих греков. Что нам за разница между ахейцами и дорийцами, которых разделяют столетия? Что нам темные века, подарившие Гомера и греческую мифологию? Прилежные ученики археолога-любителя Генриха Шлимана, открывшего и чуть окончательно не сгубившего наследие легендарной Трои, мы грезим о существующей только в фантазиях «беломраморной» античной Греции «семи мудрецов», которую привычно реконструировали на протяжении десятилетий при постановке античных трагиков.

В центре Афин нашли древнюю статую неопознанного бога

В 1983 году в Афинах познакомился с Каролосом Куном, великим творцом театральных чудес, способным возвысить пряный авангард до классических гармоний и раскрыть в зачитанных текстах из школьной программы парадоксальную новизну. Аристофановские «Птицы» в его постановке 1959 года вызвали скандал, докатившийся до кабинета министров, и были сняты. Через три года они триумфально были приняты публикой и критиками в парижском Театре Наций. Он был одним из первых, кто открыл мне пестроту и многоцветие эллинской культуры, ее протяженность во времени и пространстве. Не только драматизм сопряжения архаики и классики, но — что важнее — конфликт античности и христианства. Греческая античность стала запретным прошлым не в Риме, а в Константинополе.

Православие и античность — сюжет поистине вселенского масштаба, который питает современную греческую литературу. Чтобы понять это, достаточно взять в руки недавний русский перевод выдающегося романа Костаса Тахциса «Третий брак», который ни один греческий издатель не решился напечатать в 1962 году, когда он был завершен.

Греческая античность стала запретным прошлым не в Риме, а в Константинополе

Восточная Римская империя, завершившая свое существование вместе с Трапезундским царством в 1461 году, оставила грекам «Великую Идею» возрождения Византии, православного христианского государства. Недостижимая утопия, она освещала путь греков в новое и новейшее времена, одухотворяла в революционной борьбе. И одновременно приводила к трагедиям, таким как Малоазийская катастрофа. Она определяла националистическую политику премьер-министра Элифтериоса Венизелоса в двух балканских войнах 1912-1913 гг., когда греки вернули себе Салоники, и в годы борьбы с итальянским и немецким фашизмом…

Для современной греческой идентичности понимание того, «чему наследуем», требует колоссального напряжения, которое под силу лишь великим и бесстрашным мыслителям и художникам. Только они знают тайну той нити, которая связывает прошлое и настоящее. И обладают пониманием того, что свершившееся не должно присваивать грядущее.

Добавить комментарий