Программа, как всегда у Спивакова, тщательно продумана. Сначала симфоническая картина «Из Апокалипсиса» Анатолия Лядова. Затем Второй концерт Сергея Рахманинова, в котором солировал Денис Мацуев. Во втором отделении — Четвертая симфония Чайковского. А во второй программе звучали сочинения Дмитрия Шостаковича — как раз в 114-й день рождения композитора. Маэстро Спиваков поделился с «РГ» своими ожиданиями от нового сезона в Доме музыки.

Оливер Зеффман: Артистам нужно задуматься о создании контента для виртуальной аудитории

Что в планах на предстоящий сезон для вас особенно важно?

Владимир Спиваков: Мы отпразднуем 250-летие Бетховена его великим творением — Торжественной мессой. Отметим 140-летие Белы Бартока. Планируем провести Конкурс пианистов Владимира Крайнева — возможно, онлайн. Многие талантливые дети со всего мира уже прошли отбор — очень важно, чтобы этот конкурс состоялся. Надеюсь, никакие политические и вирусные пертурбации не создадут нам препятствий и все флаги в гости будут к нам.

Трудно было оркестру достичь хорошей формы после карантина?

Владимир Спиваков: Наш коллектив своим честным отношением очень тронул меня. Во время пандемии все музыканты много занимались, сдавали партии концертмейстерам по зуму и скайпу, просто играли друг для друга. Важно, что никто не опускал руки. Поэтому коллектив пришел на репетиции к открытию в блестящей форме.

Планируем провести Конкурс пианистов Владимира Крайнева. Очень важно, чтобы этот конкурс состоялся

Концерт в день рождения Дмитрия Шостаковича, 25 сентября, для вас — не случайное совпадение?

Владимир Спиваков: Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу я поклонялся всю жизнь. Когда на Конкурсе Чайковского я играл его сонату, он потом подошел ко мне и сказал, что это лучшее исполнение. Вместе с пианистом Борисом Бехтеревым мы переложили его «Афоризмы», считавшиеся «формалистической музыкой», для инструментального состава, и сочинение обрело новую жизнь. На открытии нашего нового сезона мы исполнили Девятую симфонию Шостаковича и его Фортепианный концерт с солирующей трубой, который играли Иван Бессонов и наш солист Александр Бахарев. Мы также представили Джаз-сюиту для променадного оркестра со знаменитым вальсом, который Стэнли Кубрик ввел в свой фильм «С широко закрытыми глазами».

Оркестр Татарстана записал симфоническое наследие Сергея Рахманинова

Почему вы решили открыть сезон «апокалиптической темой»?

Владимир Спиваков: Эта тема сложилась сама собой. Произведение Александра Лядова «Из Апокалипсиса» — музыкальный раритет. Четыре всадника Апокалипсиса — персонажи из шестой главы Откровения Иоанна Богослова, которых именуют Чума, Война, Голод и Смерть, — это символ, который в истории искусства имеет разные интерпретации. Картина Апокалипсиса, которую изобразил Лядов, — это бесконечная борьба темных сил со светом, с его несказанной красотой. Последние удары литавр композитор соотносит со словами Священного Писания: «Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною». Эту фразу можно толковать так: Господь всегда с нами.

Апокалиптическая линия проходит и через творчество Рахманинова. Композитор пережил личный апокалипсис: после кошмарного исполнения своей Первой симфонии он чуть не покончил жизнь самоубийством. А Петр Ильич Чайковский писал, что его Четвертая симфония есть подражание основной идее Пятой бетховенской. Это его фатум, его судьба. Чайковский включил в финал русскую народную песню «Во поле березонька стояла» — русский человек никогда не согнется!

Так что тема — и вечная, и созвучная времени.

Из афиши Дома музыки

6 октября. Хибла Герзмава, сопрано Джазовый квартет Якова Окуня. Концерт перенесен с 24 сентября 2020 года.

8 октября. Юлия Рутберг. К 150-летию Зинаиды Гиппиус. С участием Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П. Осипова.

10 октября. «Лондонские» симфонии и концерты Йозефа Гайдна. Musica Viva.

14 октября. День Святого Патрика в Доме музыки. Оркестр волынщиков Москвы.

Добавить комментарий