По данным минфина, в 2019 году объем закупок у малого бизнеса составил 1,4 трлн руб. — 16 процентов госзаказа. Предприниматели считают, что этого недостаточно, и они давно предлагали увеличить квоту. Кроме того, господдержка малого и среднего бизнеса должна, по их мнение, включать в себя и контроль над госзаказчиками. «Предприниматели отмечают множество лазеек при госзакупках, — сказал член генсовета «Деловой России» Алексей Мостовщиков. — К примеру, госзаказчики выставляют специфичные требования, чтобы заказ получали известные им поставщики».

Министерство финансов предложило удвоить обязательную квоту малого и среднего бизнеса в закупках государства

Малый и средний бизнес переживает сейчас небывало трудные времена. Пандемия ударила по нему сильнее всего. Владимир Путин в связи с этим предложил дать компаниям малого и среднего бизнеса отсрочку по всем налогам, кроме НДС, на шесть месяцев, а для микропредприятий, кроме такой отсрочки по налогам, дать еще и отсрочку по страховым взносам в социальные фонды. Президент поручил Банку России предусмотреть аналогичный механизм пролонгации кредитов и для индивидуальных предпринимателей. «Если выплата долга в силу объективных причин оказывается в принципе невозможной, — сказал президент, — то и в этом случае гражданин не должен попадать в тупик, становиться заложником требований кредиторов. Процедура банкротства должна быть посильной и необременительной». Необходимо также, сказал Владимир Путин, поддержать доходы граждан, прежде всего занятых на малых и средних предприятиях. Чтобы у таких предприятий появились для этого дополнительные ресурсы, президент предложил в два раза, с 30 до 15 процентов, снизить для них размер страховых взносов. Такая пониженная ставка будет распространяться на сумму зарплаты, превышающую МРОТ. Если же зарплата будет на уровне МРОТ или ниже, то ставка останется прежней — 30 процентов. Причем пониженная ставка вводится не на несколько месяцев, не только в качестве антикризисной меры, а, по словам президента, «вдолгую, на перспективу».

Помимо того, Госдума приняла закон, вводящий так называемые «исполнительные каникулы» для предприятий малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей. Они получат до августа 2021 года рассрочку по взысканию задолженности имущественного характера, если долг не превышает 15 млн рублей, а с предприятия в этот период не увольняли сотрудников. «Конечно, мы приветствуем это решение, — сказал глава Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Федоров. — Оно действительно окажет поддержку малому и среднему бизнесу. Другое дело, что удар был нанесен не только по тем отраслям, которые попали в перечень пострадавших, а практически по всему малому и среднему бизнесу. Поэтому для комплексного решения вопроса следовало бы списать малому бизнесу долги перед государством (в том числе арендные и коммунальные), как это делают в некоторых западных странах, и не ограничивать льготы отдельными отраслями».

Малый бизнес дает работу примерно 10-15 миллионам человек. «Пока в наши профсоюзные организации не поступали жалобы на массовые увольнения, но к этому надо быть готовым», — сказал глава исполнительного комитета Конфедерации труда Игорь Ковальчук. По его словам, уволенные могут не найти себе работу и в сером секторе экономики, поскольку вести такой бизнес стало заметно сложнее.

Сильнее, чем коронавирус, бьют по малому предпринимательству всяческие проверки

Большинство представителей малого бизнеса в России — это так называемые «вынужденные предприниматели». Люди, которых жизнь вытолкнула в бизнес и которые не имеют иных источников существования. Чаще всего это тянущие лямку муж и жена. Возможно, у них есть пара наемных работников. Дополнительных рабочих мест этот бизнес не создает. Он не ставит перед собой и цели роста. Его единственная цель — самопрокорм. «Стартовый капитал такого бизнеса определяется аббревиатурой ДДД: друзья, домочадцы, дураки, — говорит руководитель департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Чепуренко. — До 80 процентов начального капитала в торговле, обслуживании или мелком ремонте — это то, что удалось привлечь по друзьям, знакомым и родственникам. Банк — тот смотрит на кредитную историю, на бизнес-план и если не видит там ничего, заслуживающего поддержки, то денег не дает». Значит должны быть защищены инвесторы, финансирующие малый бизнес в это трудное для него время.

Кроме коронавируса, удар по малому бизнесу нанес и обвал рубля, из-за чего покупательная способность населения, и без того невысокая, упала еще ниже. Малый бизнес работает с населением, а не с компаниями, и если у этого населения проблемы с доходами, то и малый бизнес садится на мель.

Но сильнее, чем коронавирус, бьют по малому предпринимательству всяческие проверки. В России около 40 ведомств, которые в той или иной степени занимаются проверками бизнеса. Попытки ввести регуляторную гильотину до сих пор не были особенно успешными. «Потому что здесь, — говорит Александр Чепуренко, — мы имеем дело не просто с контролирующими органами, действующими исходя из некоего понимания публичного блага, а с политическими предпринимателями, работающими в контролирующих органах, то есть с людьми, которые рассматривают этот контролирующий орган как некий бизнес, приносящий им устойчивый доход от контроля и надзора». Сегодня этот контроль и надзор просят отойти в сторону. Введение правительством моратория на налоговые и таможенные проверки малых и средних предприятий — мера абсолютно необходимая. Как и прочая скорая помощь российскому бизнесу.

Добавить комментарий