Были люди, для которых погибель Высоцкого (а ведь все знали, что он издавна уже «живой чудом») стала не попросту утратой принципиального и близкого человека, а личной актуальной катастрофой. Посреди их можно именовать как минимум 2-ух — узнаваемых актеров Ивана Бортника и Олега Даля (Даль и погиб скоро опосля Высоцкого).

Тогда и все это никого не поражало — было естественно, само собой разумелось: ведь погиб ВЫСОЦКИЙ! Если молвят, что подлинное значение человека для людей выясняется в момент утраты, то с Высоцким — совершенно не так. Его пространство Государственного Знака было отлично понятно при жизни. И уж вот буквально: Российский Русский Знак, одна из скреп «новейшей исторической общности — Русского народа». Эта формула — не косноязычный партийный новояз, над которым все тогда смеялись. Нет, здесь зафиксирован ФАКТ. Что подтверждает иной факт: ностальгия по умершему СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии), и никак не только лишь в Рф! Да, эта ностальгия равномерно проходит, у людей молодее 40 ее фактически нет, но она была, и достаточно мощная. Вот про СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) можно сказать, что его значение для 10-ов миллионов выяснилось опосля его погибели…

В сути всю жизнь (и всей собственной жизнью!) Высоцкий играл Гамлета 

Посмертная судьба поэтов различная. Пушкин стал Столпом российской культуры и Русского страны (хоть какого за эти «200 лет совместно» с А.С.). Маяковский «массово забыт», Ахматова была и осталась «не для всех», Есенин «ушел в Миф». В Высоцком было очень много жив харизмы, неотделимой от его текстов, он вполне соеденился с ними, «вылился в их» и «выразил их — собой». Его глас — остался, слова разошлись на 10-ки поговорок, да так, что (самое высшее признание!) нередко и создателя не помнят, но что-то основное — пропало … Жив нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон) безизбежно слабнет и погибает с течением времени. Высоцкий — это Набережные Челны, когда во время гастролей «Таганки» он идет по одной улице, иной, третьей и из всех окон с магнитофонов — его песни. Вот такового обычного и полного слияния со своим народом ни у кого, не считая него, не было и нет. Этот парадокс — погиб, осталось (пока осталось!) лишь воспоминание о нем.

Естественно, 1960-1970-е — во всем Мире время Кумиров. С того времени нигде не вспыхнуло «нечто» схожее Пресли, Битлз… Много есть всем узнаваемых Суперзвезд — но таковой энергии, пассионарности, харизмы больше нет. Так было и у нас. 1960-1970 — не один Высоцкий. Это и Шукшин, и «та» Пугачева, для чуток наиболее узенького круга — Тарковский, для наиболее идейной среды — Солженицын и Сахаров… Было еще много именитых, возлюбленных и сверхталантливых актеров, режиссеров, певцов. Но перечисленные люди воспринимались по другому: казались кое-чем огромным, чем самые наилучшие мастера. И вот это «больше» делало их Культовыми фигурами собственного времени. Позже Время как-то мутировало — и «реальных буйных не много, вот и нету вожаков»… Сознание людей поменялось: Кумиры в нем не живут.

Но даже при той «конкуренции Культовых Фигур» Высоцкий был непременно Первым — не в тех либо других тусовках, а в Народе.

Почему?

Метода здесь нет: как он «это делал» — он и сам бы не мог сказать. Но кое-что осознать можно.

Высоцкий поднял нескончаемую разгульную тоску-удаль российского человека на другую высоту — и выразил ее самыми простыми-точными «бесспорными словами» и мелодиями.

В сути всю жизнь (и всей собственной жизнью!) Высоцкий играл Гамлета.

Высоцкий поднял нескончаемую разгульную тоску-удаль российского человека на другую высоту — и выразил ее самыми ординарными точными «бесспорными словами» и мелодиями

«Вдоль обрыва, да над пропастью, по самому по краю», «я из послушания вышел, за флажки — жажда жизни сильней», «а в конце дороги той — плаха с топорами», «нет, и в Церкви все не так, все не так, ребята!», «наши мертвые нас не оставят в неудаче, наши павшие нас не покинут», «но тот, который во мне посиживает, считает, что он — истребитель», «поглядите, как он без страховки идет, шаг вперед — свалится, шаг вспять — свалится»…

Жизнь — Погибель. Пограничное состояние. Высшее напряжение — и Переход туда…

Гамлет. Не только лишь «быть либо не быть», да и иной, хотя и «связанный» с сиим вопросец. Что такое «Время»? Как, куда оно течет — через нас, двигая, неся нас, обманывая, заманивая, сбрасывая нас… «Истопи, истопи ты мне баньку по-белому, я от белоснежного света отвык»…

Вокруг этого, про это — весь Высоцкий.

Молвят, что он был «против Русской власти». Ересь! Не о «политике», не о «идеологии» речь… «Дания — кутузка! — Тогда весь Мир — кутузка!» Вот конкретно: «нет, и в Церкви все не так, все не так, ребята!»

«Гамлет» — не какая-то замысловатая аглицкая пьеса для литературоведов и гурманов-режиссеров… Это штука обычная и непонятная — как Жизнь. Как мы живем, если кругом ересь, а время тащит нас к Краю? Для чего, бедный Йорик?

Высоцкий одной струной соединял нашу жизнь, во всех обычных деталях: «здесь за денек так накувыркаешься, придешь домой — там ты сидишь!» — и Вечность. И не только лишь пел: отвечал за рынок собственной жизнью — на краю. Натягивал свою струну — как мог.

25 июля 1980 Струна — лопнула.

Добавить комментарий