За день до своего юбилея он назначает встречу журналисту «Российской газеты»: утром в рабочем кабинете на Березовой аллее. То есть в Московском институте теплотехники, где остается и по сей день генеральным конструктором.

Мы в ответ: у нас по приказу — дистанционный режим, а в Москве карантинные ограничения — «65 плюс» и прочее. Не можем нарушать. Предлагаем через помощников: возьмем интервью по телефону. Можем по скайпу или в Zoom. Ничего не нарушим и время сэкономим…

Не согласился. Хотя временем больше нашего дорожит.

Такой он — ученый, конструктор, руководитель особого проектного коллектива в системе ОПК, инициатор и вдохновитель большой научно-производственной кооперации по созданию стратегических ракетных комплексов. А рядом и параллельно с этим — созданные в МИТ тактические ракетные системы для Сухопутных войск, авиации, ВМФ и Воздушно-космических сил: «Луна», «Темп-2С», «Вихрь», «Медведка» и те, о которых пока не пришло время рассказать в газете…

Юрий Соломонов во время заседания Совета при президенте РФ по науке и образованию. 2018 год. Фото: Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Понятно, что над их созданием не одно десятилетие работал и продолжает работать большой коллектив ученых и конструкторов МИТа, куда выпускник МАИ Юрий Соломонов пришел молодым инженером полвека назад — в 1971-м. На разных этапах и в разном качестве участвовал в разработке легендарного комплекса «Пионер» и последующих модификаций — «Пионер-УТТХ», «Горн», «Сирена», «Скорость», «Курьер».

Минобороны обнародовало видео запуска на Камчатку ракеты "Тополь-М"

А в его главном активе, уже как генерального конструктора — ракетный комплекс «Тополь-М» шахтного и мобильного базирования, ракетный комплекс «Ярс» (шахтный и мобильный), испытательный ракетный комплекс «Тополь-Э», ракетный комплекс морского базирования «Булава-30» и подвижный грунтовый ракетный комплекс «Рубеж» — как перспективное развитие проекта «Ярс», но уже с новыми управляемыми боевыми блоками для прорыва противоракетной обороны.

— Системы вооружения, созданные под руководством Юрия Соломонова, находятся на очень высоком уровне и полностью отвечают тем вызовам, что существуют сегодня в мире и могут возникнуть завтра, — отмечает академик-секретарь Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН Владимир Фортов. — Многочисленные испытания, которые проходили в последние годы, убедительно показали, что машины Соломонова ничуть не уступают тому, чем располагают США или кто-то иной. Это щит, который создает условия для независимого развития нашей страны.

По словам академика Фортова, который много лет и на разном уровне взаимодействует с МИТ и его генеральным конструктом, Юрий Соломонов обладает талантом сплачивать вокруг себя талантливых людей.

За общий результат работы большой кооперации всегда отвечал и отвечает генеральный конструктор — академик Юрий Соломонов. Фото: Игорь Зотин / ТАСС

— Большой коллектив работает с ним — десятки тысяч человек. И в Академии наук он пользуется авторитетом, избран членом президиума РАН. Его выступления всегда яркие, точные и не всегда лицеприятные. Бывает, что с ним не соглашаются. Но он таких ситуаций не боится: если б не было споров, не было бы прогресса.

С 1997-го по 2009 год Юрий Соломонов возглавлял Московский институт теплотехники в качестве директора и добился, чтобы на руинах советского ВПК, но уже в масштабах России как суверенного государства была создана мощная и организационно слаженная кооперация предприятий-разработчиков ракетных комплексов стратегического назначения. В 2010 году институт, имевший до этого форму ФГУП, был преобразован в открытое акционерное общество «Корпорация «МИТ», куда вошли еще восемь организаций-разработчиков и производителей ракетных систем.

В том числе Воткинский завод в Удмуртии (производство ракет «Тополь-М», Р-30 «Булава», РС-24 «Ярс», «Искандер»), машиностроительный завод «Вымпел» (Москва), ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», научно-производственные центры «Алтай» (Бийск) и «Титан-Баррикады» (Волгоград) — они «завязаны» на компоненты ракетного топлива, производство особых композитных материалов, создание пусковых и транспортных установок для ракет, включая самоходные на базе восьмиосного шасси Минского завода колесных тягачей.

Сейчас должность Юрия Соломонова официально называется так: генеральный конструктор по разработке стратегических ракетных комплексов с твердотопливными ракетами, генеральный конструктор АО «Корпорация «Московский институт теплотехники». По данным из открытых источников, он же — генеральный конструктор ракетно-космических комплексов семейства «Старт». В апреле 2015 года за особые трудовые заслуги перед государством и народом ему присвоено звание Герой Труда Российской Федерации.

Генеральный конструктор ракетного комплекса «Тополь-М» Соломонов Ю.С., 1997 год. Фото: Юрий Набатов/ ТАСС

— В профессиональном отношении это очень информированный специалист и опытный организатор, — отметил в диалоге с «РГ» академик Владимир Фортов. — Если возникают трудности, что-то не получается с первого или второго раза — а в сложной, новаторской работе без этого не бывает, он как человек целеустремленный, позиций не сдает. И мнения своего на ходу не меняет. Напротив — способен открыто и прямо возразить большому начальнику, когда уверен в своей правоте, сделанном выборе или техническом решении. Знаю, что так бывало, и не раз. К примеру, с той же «Булавой». Руководителей, что в какой-то момент усомнились и были готовы проект свернуть, мы уже не видим, а ракету от детских болезней излечили, и она стоит на вооружении.

На этот же факт обращают внимание и в Центральном конструкторском бюро «Рубин», где спроектированы подводные ракетоносцы четвертого поколения, вооруженные «Булавой».

— Ваш вклад в создание стратегического оружия для грунтовых подвижных комплексов и новейших подводных лодок «Борей» вызывает уважение и признание коллег и специалистов, — отмечают генеральный директор «Рубина» Игорь Вильнит и его коллеги, генеральные конструкторы направлений Владимир Здорнов и Сергей Суханов. И вместе с поздравлениями выражают надежду продолжить совместную работу для укрепления обороноспособности страны.

Директор и Генеральный конструктор Московского института теплотехники академик Юрий Соломонов и исполняющий обязанности премьер-министра РФ Сергей Кириенко во время посещения Московского института теплотехники. 1998 год. Фото: Сергей Величкин/ ТАСС

В 2009-м, когда о капризах «Булавы» особенно много писали («РГ» в том числе) Юрий Соломонов выпустил дерзкую и по существу автобиографическую книгу «Ядерная вертикаль». Очень по-разному такой шаг расценили. И только немногие поняли.

— Коллеги уважают его за деловые качества, доброжелательность, умение быстро, без волокиты вникнуть в сложные вопросы, которые находятся на стыке науки, техники и производства, — говорит академик Фортов. — Нашей ракетной отрасли повезло, что во главе очень важного направления стоит такой выдающийся ученый. С ним легко и приятно работать. Еще и потому, что он человек творческий — пишет стихи, глубоко разбирается в истории, причем весьма далекой от нас и нашего времени, это находит отражение в его поэтических книгах.

Таких сборников, добавим уже от себя, на этот день известно три: «Что было, то и будет», «Лишь тех в вожди мы выбираем» — вышли в 2017 году, а в 2018-м — «Русь на колени не поставить». На эти издания «РГ» откликалась и будет рада сообщить о новых — вместе с поздравлениями в адрес юбиляра.

Президент России Владимир Путин и генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов на церемонии вручения золотых медалей «Герой труда РФ» в Кремле. 2015 год. Фото: Михаил Метцель/ТАСС Прямая речь

Академик Георгий Рыкованов, научный руководитель Российского федерального ядерного центра ВНИИ технической физики, Герой Труда Российской Федерации:

— Жизнь свела два наших предприятия — Московский институт теплотехники и РФЯЦ-ВНИИТФ — в начале 2000-х. В те годы начиналась разработка нового морского стратегического ядерного комплекса. Конкурировали два направления — жидкостное (ГРЦ им. Макеева) и твердотопливное (МИТ). Военно-морской флот и Министерство обороны отдали предпочтение тому, что предлагал коллектив во главе с Ю.С. Соломоновым. Началась совместная работа по компоновке ядерного боеприпаса в головной части ракеты, согласование алгоритмов работы автоматики боеприпаса и комплекса, а также по многим другим направлениям, которые традиционно присутствуют в процессе совместного проектирования.

ВКС России успешно испытали новую противоракету системы ПРО

Надо ли говорить, в каком состоянии находился оборонно-промышленный комплекс после десяти лет выживания в отсутствии реальной загрузки и необходимого финансирования? Работы по морскому стратегическому комплексу объединили многие предприятия ОПК, помогли восстановить их возможности, а в целом способствовали развитию науки, технологий, общему подъему промышленного производства в России. И как это принято, за общий результат работы большой кооперации отвечал и отвечает генеральный конструктор — академик Соломонов.

Мне пришлось участвовать в испытаниях «Булавы», видеть, как Юрий Семенович радуется успешным экспериментам и тяжело переживает неудачные пуски.

Но никогда не уходит от ответственности, не теряет самообладания, оперативно стремится понять причины неудач и найти пути их преодоления. Эти качества генерального конструктора обеспечивали слаженную работу большого числа институтов, КБ и предприятий, а в конечном счете привели к созданию и постановке на боевое дежурство новейших стратегических ракетных комплексов ВМФ и РВСН.

В день 75-летия хочется пожелать Юрию Семеновичу новых свершений!

Из первых уст

Академик Юрий Соломонов о создании ПГРК «Тополь-М»:

— Жизненный цикл существующих ракетных комплексов «Тополь» составляет от 10 до 15 лет, где-то он может быть продлен на более длительный срок путем пролонгации сроков эксплуатации, но процесс их морального устаревания уже необратим. Группировка МБР требует периодического обновления, исходя из жизненного цикла ракетных систем. И этот 10-15-летний цикл обновления как раз пришелся на конец 1980-х годов.

Именно тогда закладывался ракетный комплекс «Тополь-М». Определяющей была идея создания ракетного комплекса в соответствии с принципом внутривидовой унификации — как комплекс двойного базирования, шахтный и мобильный. Возможность эксплуатации ракетного комплекса (в данном случае комплекса «Тополь-М») на базе подвижной пусковой установки по аналогии с существующим ракетным комплексом «Тополь», — это направление исторически было прерогативой Московского института теплотехники.

Первую баллистическую ракету "Булава" запустили 15 лет назад

Заместитель генерального конструктора МИТ Лев Соломонов о рождении «Булавы»:

— В 1997 году под руководством генерального директора и генерального конструктора Ю.С. Соломонова МИТ выставил на конкурс разработку новой баллистической ракеты морского базирования — «Булава-30». По результатам его рассмотрения, а также рассмотрения в 1998 году конкурса аванпроектов выбор был сделан в пользу предложений МИТ. При проектировании «Булавы-30» были не только использованы достижения, реализованные в ракете «Тополь-М», но и применены уникальные конструктивно-схемные решения: например, компоновочная схема, ранее не использовавшаяся ни на одной отечественной или зарубежной ракете.

Новая морская ракета «Булава-30» в значительной степени унифицирована с ракетой «Тополь-М», однако не является ее прямой модификацией, поскольку с позиций проектирования — это принципиально разные подходы. Речь идет об унификации, во-первых, отдельных элементов комплекса, во-вторых, об унификации технологий. В БРПЛ «Булава-30» внедрены реализованные в МБР «Тополь-М» мероприятия, направленные на повышение боевой эффективности, в том числе в условиях развертывания перспективной противоракетной обороны.

Сокращенный по времени и протяженности активный (разгонный) участок траектории, а также возможность осуществления противоракетного маневра сводят к минимуму уровень потерь от воздействия ракетных перехватчиков и других средств космического эшелона ПРО, а также от средств ПРО морского и передового наземного базирования.

В 2011-2014 годах произведены пуски БРПЛ «Булава-30» с АПРК «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах» из акваторий Белого и Баренцева морей, в том числе залповый пуск двумя ракетами. Один из пусков был на максимальную дальность по акватории Тихого океана в район Гавайских островов.

Добавить комментарий