Фильм рассказывает о событиях в Новочеркасске в 1962 году, которые в течение многих лет были засекречены. На электровозостроительном заводе — главном городском предприятии — забастовка: объявлено крутое повышение цен на самые необходимые продукты, и люди на это остро реагируют. К бастующим присоединяются рабочие других предприятий, и тогда в город вводят армию, в ход идет оружие. Стрельба по невинным людям переворачивает всю картину мира убежденной коммунистки, работницы парткома Людмилы, у которой к тому же на площади во время расстрела пропадает дочь…

Кончаловский: Тема новочеркасской трагедии занимает меня уже много лет

— Этот сценарий лежал у меня несколько лет, но толчком к тому, чтобы снова к нему вернуться, стал момент, когда мы с Юлией ставили в Италии «Антигону» Софокла, где она играла заглавную роль. Я подумал, что новочеркасская история может стать неким продолжением этой трагической линии, — рассказывает Андрей Кончаловский.

Режиссер признается: о событиях в Новочеркасске он слышал еще в 60-е. Но они его особенно взволновали, когда в 90-е годы расстрел рассекретили, стали проводить расследование, публиковались свидетельства очевидцев. Работая над сценарием, Кончаловский опирался на них, а также на стенограммы тогдашних партсобраний — документальные фрагменты даже вошли в фильм. Но «Дорогие товарищи!» — не документ, а художественное высказывание, подчеркивает режиссер:

— Кто-то из великих сказал: искусство — это ложь, которая помогает нам понять правду жизни. Поэтому, когда писал сценарий, я думал в первую очередь об этой женщине. Она — член партии, коммунистка, фронтовичка, безоглядно верившая в Сталина… И тут — такие события! Мне хотелось создать характер искреннего, чистого человека, строителя коммунизма. Таких в Советском Союзе было большинство.

Речь идет не только о конкретной трагедии, но и о судьбе поколения, которое неожиданно потеряло опоры: человек, в которого они верили, вдруг обвинен в преступлениях, кумир растоптан. Противопоставление человека и обстоятельств, рока — это и есть настоящая трагедия, хоть в античности, хоть в наше время.

— Трагедия всегда вызывает смятение, но лучшая из зрительских реакций — молчание: это значит что после просмотра человек находится в каких-то очень серьезных отношениях со своей душой, — говорит автор картины.

Если после просмотра зритель молчит — значит, человек находится в очень серьезных отношениях со своей душой

Юлия Высоцкая сожалеет, что из-за пандемии фильм не удалось представить в Новочеркасске: для актрисы — это родной город, в картине снимались множество его жителей. О своей героине она рассказывает так:

— У Людмилы не может возникнуть вопрос — почему у меня есть паек, а у соседки нет, у нее всему есть объяснение. Одного она понять не смогла: когда начинают стрелять по невинным людям. На вопрос «Российской газеты» о том, как снимать фильмы об истории, не фальшивя, Андрей Кончаловский ответил:

— Главное — в ощущении правды, в том, чтобы зритель верил происходящему. Я, например, с трудом смотрю сериалы, связанные с революцией, экранизации по классикам — у меня всегда возникает ощущение неправды. И это связано не с тем, что артисты не совпадают, а с тем, что каждая эпоха имеет свой запах, свои предметы, свои лица… Сегодняшние люди — «люди селфи», а советские лица — совсем другие. Мне надо было найти именно такие — из другого времени.

Как отметил режиссер, фильм «Дорогие товарищи!», возможно, будет заявлен от России на премию «Оскар».

Добавить комментарий