ММКФ открывается фильмом Михаила Локшина «Серебряные коньки» в Театре мюзикла (бывший кинотеатр «Россия», специально построенный для Московских кинофестивалей). Обычных толп, приветствующих звезд на красной дорожке, не будет — год пандемии повсеместно диктует свои спартанские условия.

В рамках ММКФ пройдет кинофестиваль стран БРИКС

В преддверии начала мы побеседовали с программным директором ММКФ и куратором кинофестиваля БРИКС Кириллом Разлоговым.

Год вышел ненормальный. Будет ли нормальным фестиваль?

Кирилл Разлогов: Конечно нет, но он состоится, и это уже большая победа. Его пришлось перенести почти на полгода, зато он пройдет в очном режиме, а не онлайн. Программа на 90 процентов состоит из фильмов, о которых мы договорились уже в апреле, и я не думаю, что этот выбор нужно было корректировать: эти фильмы отражают определенный этап мирового кино и его тенденции. Хотя возникли несколько дополнений — картины из программы несостоявшегося Каннского фестиваля, два-три фильма из Венеции.

Одна из каннских картин, которую я очень люблю, — «Гагарин», тонкая, талантливая картина. Ее сняли режиссеры-дебютанты Жереми Труиль и Фанни Лиатар. Гагарин — название квартала во Франции, первый камень которого был заложен Юрием Гагариным, а теперь он подлежит сносу. Герой фильма чернокожий Юрий хочет спасти этот квартал и стать, как Гагарин, космонавтом.

С Венецианского фестиваля пришли фильмы «От смерти до смерти» Хилала Байдарова и «Новый порядок» Мишеля Франко — эта картина получила там Гран-при жюри. Другие венецианские картины, надеюсь, мы покажем на следующем фестивале в апреле — если, конечно, позволит коронавирус.

Дебютанты представят свое кино на бизнес-площадке Московского кинофестиваля

Летом в мире были отменены многие фестивали, их программы оказались «бесхозными» — вы подхватили эти фильмы?

Кирилл Разлогов: Да, продюсеры нескольких картин нам первоначально отказали — рассчитывали на другие фестивали, потом захотели к нам вернуться, но у нас уже были конкурсные фильмы от этих стран. Впрочем, некоторые картины будут показаны в программе «Спектр».

Традиционные параллельные программы не сократились?

Кирилл Разлогов: Все почти как всегда: покажем около 180 фильмов. Сократилось количество мест — из-за рассадки зрителей в шахматном порядке. Но число сеансов сохранилось, причем увеличилось число кинозалов. Будут авторские программы Петра Шепотинника, Стаса Тыркина, Андрея Плахова, хотя Андрей застрял в Греции и фильмы обещал представлять с видеозаписей. В видеорежиме пройдут многие пресс-конференции: число открывшихся стран очень невелико, и большинство участников прилететь не смогут.

Церемонии, приемы, тусовки — вся социальная жизнь ММКФ будет сведена к минимуму. Но кинофестиваль дорог возможностью посмотреть фильмы!

С зарубежными гостями в этом году плохо?

Кирилл Разлогов: Для полетов открыты только Великобритания, Турция, Швейцария, Казахстан и Танзания, где своего кинематографа нет. Были у нас запутанные, почти курьезные, хотя и драматичные ситуации. Например, режиссер израильской картины имеет два гражданства: Израиля и Великобритании. Как израильтянин, он не нуждается в визе в Россию, но оттуда не летают самолеты, и он должен был полететь в Лондон, заказать там российскую визу, дождаться ее оформления и прилететь уже из Великобритании. Но в Лондоне его бы посадили на две недели на карантин, и он бы все равно к нам не успел. Так что пресс-конференцию он даст дистанционно онлайн. Обидно также, что вылетел из программы один хороший фильм, международная продукция с участием Армении: учитывая последние события, мы не можем его показать — он о «яблоке раздора» Нагорном Карабахе.

Какие фильмы Союзного государства покажут на 42-м ММКФ

Фестиваль станет более деловым? Атрибутов шумного праздника будет поменьше?

Кирилл Разлогов: Кроме кинопоказов и пресс-конференций, никакой социальной жизни. Не будет даже приемов по случаю открытия и закрытия фестиваля. Актеры пойдут по красной дорожке, но без публики и бурных аплодисментов. Вечеринки если и будут — то по инициативе правообладателей. Но мне фестиваль дорог тем, что зрители смогут посмотреть фильмы.

Число фестивальных точек увеличилось?

Кирилл Разлогов: Немного. Церемонии открытия и закрытия — в Театре мюзикла, большинство показов — в мультиплексе «Октябрь» и Доме кино, но к кинозалам в Третьяковской галерее и в Центре документального кино добавился арт-центр «Гараж». Резко изменится атмосфера фестиваля, обычно довольно безалаберная, когда аккредитованные журналисты и гости переходили из зала в зал, «дегустируя» то один, то другой фильм, — ничего этого не будет. Теперь места надо заказывать заранее и занимать их перед сеансом. А общение и самодеятельность масс, вероятно, перейдут из фойе «Октября» в ближние кафе и рестораны, где нет такого строгого режима.

Публика жалуется на тотальную депрессивность фестивальных программ. В год пандемии оптимизма не станет больше?

Кирилл Разлогов: По поводу оптимизма: вспомним о программе «Третий возраст» — фильмы о пожилых с пожилыми актерами, грустные фильмы. Но в противовес придумана молодежная программа «Молодые и красивые» — стараемся соблюдать баланс. Будут более легкие картины, будут комедии. Будет интересная программа Screenlife, собранная по инициативе председателя жюри Тимура Бекмамбетова.

Какие фильмы отобраны в российские программы Московского кинофестиваля

Что интересного в программе ретроспектив?

Кирилл Разлогов: С ними тяжело: после ухода из жизни Владимира Дмитриева и из-за частой смены директоров Госфильмофонда стали возникать проблемы. Но будет большая ретроспектива французского режиссера Робера Энрико. Из архивных находок — фильм Ильи Трауберга «Сын Монголии» 1936 года, который был запрещен и сохранился без звука; он будет показан с реконструированной фонограммой. Перед конкурсными картинами пойдут фрагменты фильмов Федерико Феллини в связи с его юбилеем, и в программе «Мастера» полностью покажем его реставрированную картину «Интервью». В марте отметил 80-летие Александр Прошкин, и фестиваль покажет его новый фильм «Назад в степь к сарматам». Эта картина также идет в конкурсе фестиваля стран БРИКС, который пройдет одновременно с ММКФ в «Октябре». Там по две картины на каждую страну: Китай, Бразилия, Индия, ЮАР и Россия, и будет свое жюри. Есть очень интересные, даже сенсационные фильмы.

Просматривая афишу ММКФ, можно заметить явный перевес российского кино.

Кирилл Разлогов: Еще и потому, что наши режиссеры уж точно смогут представить свои картины лично. В конкурсе 5 наших фильмов из 13: «Блокадный дневник» Андрея Зайцева, «Гипноз» Валерия Тодоровского, «Дочь рыбака» — российско-азербайджанский фильм Исмаила Сафарали, «Мелодия струнного дерева» Ирины Евтеевой и «На дальних рубежах» Максима Дашкина. Кроме того, в конкурсе картины из Великобритании, Индии, Турции, Румынии, Бразилии, Израиля, Казахстана.

На экранах — накаленная семейная драма "Гнездо"

Что вы особенно рекомендуете не пропустить?

Кирилл Разлогов: Одну картину я уже назвал: «Гагарин». Мне нравится англоязычный эпос польского режиссера Леха Маевского «Долина богов». Очень хорошие отзывы о казахской картине Адильхана Ержанова «Черный, черный человек». Интересна, как обычно, вся документальная программа, в частности, фильм «Спасти русский север» — его автор Дж. Митчелл Джонсон будет членом жюри, и это единственный американец, который прилетит на фестиваль, потому что женат на ростовчанке и живет в Ростове.

Пять фильмов ММКФ — рекомендации «РГ»»Блокадный дневник». Реж. Андрей Зайцев. Главный конкурс.»Новый порядок». Реж. Мишель Франко. Программа «8 ½ фильмов» «Еще по одной». Реж. Томас Винтерберг. Программа «Фильмы, которых здесь не было».»Уроки фарси». Реж. Вадим Перельман. Программа Специальных показов. «Я хотел спрятаться». Реж. Джорджо Диритти. Программа «Эйфория наваждений»

Добавить комментарий