В истории Величавой Российскей войны броский след оставили диверсионные операции. К ним прибегали фактически на всех театрах военных действий. Не стала исключением и битва за Кавказ 1942-1943 гг.

По приказу маршала Буденного

В августе 1942 г. войска Германии и ее союзников вторглись на Кавказ, сполна используя свое численное и техническое приемущество. Красноватая армия отступила в предгорные районы, стремясь приостановить продвижение противника всеми вероятными средствами. Так, в оперативной директиве от 19 августа 1942 г. содержалось указание командующим армиями, командирам корпусов и дивизий создать оборону активной, употреблять особые отряды для действий на коммуникациях противника1.

Как вел войну и умер генерал Лев Доватор

Принципы действий этих отрядов были конкретизированы уже на последующий денек. Командующий Северо-Кавказским фронтом маршал С.М. Буденный отдал приказ «в целях борьбы на коммуникациях противника нанесения ему неожиданных маленьких ударов в тылу, организовать истребительно-диверсионные отряды … каждой армии иметь не наименее 4-5 диверсионных отрядов … обозначенные отряды подчинить конкретно начальнику штаба армии, на которого и возложить управление по организации и боевой деятельности диверсионных отрядов…

Состав отрядов — 25 чел.

1 отделение автоматчиков — 10 чел.

2 ПТР2

3-5 человек саперов

Одна рация «Север» либо «РБ»…

Приказ командующего Северо-Кавказским фронтом о разработке диверсионных отрядов 20 августа 1942 г.

Во главе отряда поставить боевого опытнейшего командира с волевыми свойствами. Состав отряда подобрать из стойких, испытанных в бою бойцов и мл. командиров. Обеспечить отряд парт-комсомольской прослойкой. Весь состав подобрать за счет учебных и строевых подразделений… Для выполнения боевой задачки, отряду выделять боезапас в границах 3-4 б[ое]к[омплектов]; гранат 5-6 шт. на бойца; соответственное количество зажигательных бутылок и «ВВ (то есть внутренние войска)«. Отряд довольствовать концентратами из местных ресурсов… Нрав действий — отряды выбрасываются в тыл противника на глубину до 30-50 км на 5-7 дней. Любому отряду дается район деяния либо участок дороги. Выход и приход отрядов к району действий проводить без дорог.

"Рельсовая война" перевернула представления о эффективности партизанских диверсий

Отряду ставить общую задачку по уничтожению сил и средств противника, предоставив ему свободу решать поставленную задачку в согласовании с обстановкой.

Удар отряда должен наноситься опосля разведки … в качестве проводников завлекать местных обитателей, испытанных через органы НКВД (Народный комиссариат внутренних дел СССР — центральный орган государственного управления СССР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка в 1934—1946 годах, впоследствии преобразован в МВД СССР)… Готовность отрядов к 1.9.42 формирование возлагаю на Военные советы армий»3.

В итоговой оперативной сводке Черноморской группы войск за сентябрь 1942 г. раскрывалась еще одна причина использования истребительно-диверсионных отрядов. Полагаться на их приходилось из-за нехватки боевого состава и необходимости накапливания сил для будущих наступательных операций. Но, «невзирая на большенный размах и массовость действий этих отрядов, оборона войск Черноморской группы в целом в сентябре была недостаточно активной»4.

Штаб 18-й армии в сентябре 1942 г. представил развернутый анализ разведывательно-диверсионных операций: «В 1-ые деньки работы юные, лишь что сформированные отряды не дали подабающего эффекта, но уже опосля нескольких суток, по мере скопления опыта, военной хитрости, приобретения способностей по ориентировке на горно-лесистой местности, свойство работы отрядов существенно стало лучше. Отряды действовали способом засад и налетов»5.

И уже сначала сентября 1942 г. русским истребительно-диверсионным группам удалось достигнуть первых фурроров.

Указания по обороне побережья 73-й пехотной дивизии вермахта. 1 ноября 1942 г.

Кто убил генерала Бука?

Курорт Жаркий Ключ сейчас отлично известен всем, кто направляется к черноморскому побережью Краснодарского края. В конце августа 1942 г. он был захвачен 198-й германской пехотной дивизией. А две недельки спустя, 6 сентября, ее командир генерал-майор Альберт Бук ворачивался с передовой в станицу Саратовскую, где размещался дивизионный штаб. Совместно с ним в автомашине «Опель Адмирал» двигался начальник оперативного отдела дивизии майор И. Буль, за рулем был фельдфебель. В полдень генеральский кар оказался на шоссе в 2,5 км к северо-востоку от Жаркого Ключа. Во время проезда по мосту через маленький, заросший кустарником ручей «Опель Адмирал» подвергся нападению. Генерал и майор погибли, шофер получил тяжелое ранение. Немцы организовали прочесывание местности и взяли в плен красноармейца, который сказал, что засаду на дороге устроила разведывательная группа 723-го стрелкового полка 395-й стрелковой дивизии 18-й армии. Все эти детали стали известны из отчета, приготовленного в штабе германской дивизии. В нем подчеркивалось, что нападение было совершено не партизанами, а диверсионным отрядом постоянной армии6.

Записки южноамериканского интервента, воевавшего с большевиками на Российском Севере

10 сентября от захваченных в плен германских боец русская разведка выяснила о смерти генерала Бука, информация была доказана данными радиоперехвата. Связав все факты воедино, командование 56-й армии посчитало, что фуррор стал наградой ее истребительно-диверсионных отрядов, и сочло вероятным представить их командиров к медалям «За отвагу». В наградном листе командира первого армейского истребительно-диверсионного отряда лейтенанта У.Д. Мастерко отмечено, что «4.9.42 одна из групп разведчиков по дороге Маслов-Пензенская-Бакинская увидела легковушку, которая двигалась в направлении Маслов. Видном гранаты машинка была подорвана и находившийся в ней командир 198 п[ехотной] д[ивизии] генерал-майор фон Бук убит. Это доказано показаниями 3-х пленных боец, захваченных 10.9.42 г.»7. Аналогичным образом эти действия описаны в наградном листе командира второго армейского истребительно-диверсионного отряда лейтенанта М.В. Кугуелова. По-видимому, в штабе 56-й армии не знали всех деталей и не могли представить, что в засаду ее диверсантов попал не генерал-майор А. Бук, а кто-то другой. В то же время в журнальчике боевых действий 395-й стрелковой дивизии примыкающей 12-й армии, чьи бойцы в реальности провели описанную выше операцию, 7 сентября была изготовлена только жадная запись последующего содержания: «Утраты пр[отивни]ка от налета диверсионной группы 723[-го] с[трелкового] п[олка] по дороге с Саратовской на Главная 36 боец и офицеров, 4 автомашины. Деяния диверсионных групп наводят ужас на пр[отивни]ка, они их принимают за партизан»8.

Письмо сельской учительницы побудило "Родину" приоткрыть позабытую страничку войны

К ноябрю 1942 г. на фронте Черноморской группы войск действовало уже 24 отряда. Три — в 16-м стрелковом корпусе, четыре — в 18-й армии, 6 — в 47-й армии и одиннадцать — в 56-й армии. Количество не постоянно переходило в свойство. Из отрядов 56-й армии лишь три вступали в бой с противником, еще два ограничились разведкой, другие возвратились ни с чем. Неутешительные итоги стали поводом для расследования. В 47-й армии и 16-м корпусе задачку выполнили лишь третья часть отрядов. И только в 18-й армии все истребительно-диверсионные отряды смогли достигнуть фуррора. В особенности впечатляет 22-дневный рейд отряда капитана А.Н. Смирнова. В процессе него было убито около 80 боец и офицеров противника, взято шестеро пленных, уничтожено две автомашины, несколько радиостанций, телефонов и линий связи, 6 подвод с мукой, орудие и ценные документы9.

Русские лазутчики в бою под Туапсе. 1942 г.

Разведка по-черноморски

В ноябре 1942 г. в 79-м выпуске Союзкиножурнала был показан сюжет «Смельчаки». Его создатели запечатлели вид разведчиков Черноморского флота, их подготовку к очередной диверсионной операции, возвращение из рейда и плененных ими румынских боец.

Опыт разведчиков Черноморского флота оказался нужен в процессе обороны Западного Кавказа. Они направлялись даже в район перевалов Головного Кавказского хребта, на высоту до 2-ух с половиной тыщ метров, хотя никакой специальной подготовки для действий в высокогорье не имели. Активнее всего флотские разведывательно-диверсионные группы действовали в районе Новороссийска, где фронт примыкал к морю. Тут вместе с группой разведотдела штаба Черноморского флота действовали лазутчики Новороссийской военно-морской базы.

В Ростове на дону поисковики отыскали запасы германского бойца из "Эдельвейса"

Отдельный разведывательно-диверсионный отряд базы был сформирован 13 сентября 1942 г. из личного состава ее береговых частей. Возглавил новое подразделение капитан М.А. Собченюк, до этого управляющий одной из береговых батарей. Командир Новороссийской военно-морской базы Г.Н. Холостяков вспоминал, что за плечами у моряков была оборона Одессы, Крыма и Кавказа. Совместно с тем «опыт действий в тылу противника имели немногие. Никто не проходил специальной подготовки к этому. Зато не занимать им было беззаветной матросской отваги, решимости выполнить хоть какое задание»10.

Румынский пост в районе Новороссийска. 1942 г.

Через некоторое количество дней, опосля того как пятеро разведчиков исследовали обстановку в районе к югу от Новороссийска, была проведена большая операция. В ночь (то есть темное время суток) на 19 сентября четыре сторожевых и два торпедных катера высадили 168 человек. Основная группа десантников сделала трехкилометровый марш и штурмовала румынский гарнизон в Глебовке, а иная убила сторожевой пост в Южной Озерейке. Ранения получили 20 разведчиков, еще трое погибли11, посреди погибших был и командир отряда М.А. Собченюк. Последующую операцию лазутчики предприняли 26 сентября. С самого начала они были обнаружены противником и обязаны были вести бой с превосходящими силами. Отряд понес утраты, умер его командир младший лейтенант В.Г. Квашня. Только месяц спустя восемь участников этого рейда были сохранены специально направленными в тыл неприятеля лазутчиками и эвакуированы в Геленджик на катерах. А двум остальным краснофлотцам пришлось сделать длинный путь в обход Новороссийска, перейти линию фронта им посодействовали партизаны.

Группа разведчиков морской пехоты получает боевое задание. Район Туапсе. Октябрь 1942 г.

Диверсанты: и лазутчики, и агитаторы

Результаты первых вылазок во неприятельский тыл востребовали реорганизации отряда. Его преобразовали в отдельную разведывательно-диверсионную роту, состоявшую из 5 групп по 20 человек в каждой. С личным составом стали проводиться занятия по рукопашному бою, владению разными видами орудия, минному делу, посадке на сберегал и возвращению на катера. Любая диверсионная операция стала предваряться разведкой. Конкретно по такому сценарию с 3 по 10 октября 16 разведчиков изучали размещение и порядок службы румынских войск в районе Сукко. А в ночь (то есть темное время суток) на 17 октября группа численностью 66 человек во главе с политруком Н.В. Старшиновым произвела нападение на румынские опорные пункты и без утрат возвратилась на базу. По мемуарам самого Старшинова, ему доводилось заниматься на оккупированной местности несвойственной для разведчиков работой — агитацией посреди населения. Требовалось донести до местных обитателей информацию о событиях на фронте и уверить их в лживости германской пропаганды и скором переломе в войне12.

"Родина" установила подробности боевого пути фронтовых разведчиков

До конца года лазутчики Новороссийской базы сделали 5 диверсионных и одиннадцать разведывательных рейдов в тыл неприятеля. Обычно такие операции проводились темными ночами, с учетом погоды и фазы луны. В отдельных вариантах катера подступали прямо к берегу, и лазутчики высаживались, даже не замочив ног. Почаще всего приходилось высаживаться на гребных лодках. С приближением зимы и ухудшением погоды проделывать это становилось все труднее. Бывали случаи, когда лодки переворачивались в штормовом море и находившиеся в их мореплаватели гибли. Но главные угрозы поджидали разведчиков на суше. Опосля их первых рейдов противник стал тщательнее следить за берегом и предпринял меры по усилению собственной обороны.

В журнальчике боевых действий 5-го германского армейского корпуса, занимавшего фронт в районе Новороссийска, зафиксированы несколько атак на опорные пункты береговой обороны. Во всех вариантах нападающие называются бандитами, как противник назвал русских партизан. В записи от 18 октября 1942 г. говорилось, что посадки диверсантов с моря происходят все почаще13.

1 ноября 1942 г. штаб 73-й германской пехотной дивизии, входившей в состав 5-го корпуса, подготовил указания по обороне побережья. Они были основаны на недавнешнем опыте борьбы с десантными отрядами. При обнаружении посадки русских разведчиков на сберегал рекомендовалось уничтожать их прямо на пляже всеми видами стрелкового орудия и как можно быстрее вызывать огнь артиллерии. Вести стрельбу требовалось и по десантникам, и по высадочным средствам. Особо указывалось на чувствительность разведчиков к работе прожекторов14.

В течение озари 1942 г. неприятельская оборона побережья меж Анапой и Новороссийском приметно усилилась. Активность флотских разведчиков принудила командование противника задуматься о опасности русского морского десанта. Это сделало суровые препятствия для посадки русских войск под Новороссийском в феврале 1943 г.

Оборона Кавказа в 1942 г. началась в критериях численного приемущества войск Германии и ее союзников, их готовности вести борьбу в горно-лесной местности и высокогорных районах. В данной для нас сложной обстановке командование Северо-Кавказского фронта находило любые способности для улучшения положения. Одним из шагов сделалось развертывание истребительно-диверсионных отрядов. Невзирая на трудности, связанные с нехваткой снаряжения, недочетом опыта ведения войны в специфичных критериях Западного Кавказа, операции русских диверсантов нанесли приметный урон противнику.

1. Выписка из оперативной директивы N 0381/оп штаба Северо-Кавказского фронта 19.8.1942. URL: https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=114655097&backurl (дата воззвания — 27.04.2019).

2. ПТР — противотанковое ружье.

3. Приказ N 0711/оп штаба Северо-Кавказского фронта 20.8.1942. URL: https://pamyat-naroda.ru/ documents/ view/?id=452502223&backurl (дата воззвания — 30.04.2019).

4. Центральный архив Министерства обороны Русской Федерации (ЦАМО РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина)). Ф. 47. Оп. 1063. Д. 178. Л. 50.

5. Справка о действиях истребительных отрядов в полосе 18-й армии за период с 1 по 15 сентября 1942 г. URL: https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=455209328&backurl (дата воззвания — 12.05.2019).

6. National Archives and Records Administration (NARA). T. 315. R. 2378. Fr. 000601-000604.

7. Приказ войскам 56-й армии N 022/н от 21 сентября 1942 г. URL: http://podvignaroda.ru/?#id=150513971&tab=navDetailDocument (дата воззвания — 11.05.2019).

8. ЦАМО РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина). Ф. 1721. Оп. 1. Д. 7. Л. 179о.

9. ЦАМО РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина). Ф. 47. Оп. 1063. Д. 125. Л. 63-65.

10. Холостяков Г.Н. Нескончаемый огнь. М., 1976. С. 233.

11. Боевая летопись Военно-Морского флота. 1941-1942. М., 1983. С. 319.

12. Старшинов Н.В. Зарево над волнами. Симферополь, 1971. С. 26.

13. NARA. T. 314. R. 257. Fr. 000352.

14. NARA. T. 315. R. 1067. Fr. 000328.

Добавить комментарий