Отыскивать и ставить некогда популярные, а потом забытые оперы — одно из направлений в современной деятельности этого театра, построенного в 1801 году либреттистом моцартовской «Волшебной флейты» Эммануэлем Шиканедером, а ныне служащего важной европейской лабораторий режиссерской оперы. «Заза» была поставлена Кристофом Лоем — одним из корифеев современной оперной режиссуры. Получилось исключительное по качеству произведение реалистического музыкального театра. Если уж опера Леонковалло — произведение verismo, то есть реализма в музыке, то Лой сделал этот спектакль как verismo вдвойне. И у него получилось целостное явление искусства, где каждое слово, каждая музыкальная фраза, каждое движение артистов в неразрывном единстве создают человеческую драму, которой сопереживаешь.

Фестиваль "Территория" объявил свою программу

Не будет большим преувеличением сказать, что в эти дни немецкий мастер Лой вернул в Вену дух ее сына, стоявшего у истоков реалистической оперной режиссуры, основателя берлинского театра «Комише Опер» Вальтера Фельзенштейна (8 октября исполнится 45 лет со дня его смерти). Потому что именно Фельзенштейн определял задачу музыкального театра: пение должно быть единственно возможным способом выражения чувств и мыслей героя в настоящий момент действия. В «Зазе» было именно такое ощущение.

Сюжет этой оперы, написанной в 1900-м году, прост: кокетливая дива провинциального театра Заза (или Цацá, как называют ее в опере по-итальянски), помнящая свое тяжелое детство, страдающая от визитов матери-алкоголички, только тянущей из нее деньги, соблазняет заезжего бизнесмена-театрала Милио Дюфрена и не на шутку влюбляется в него. Ее бывший возлюбленный, а ныне друг и партнер по сцене, Каскар, который некогда привел ее в профессиональный театр из уличного балагана, сообщает ей, что в Париже у Дюфрена есть другая женщина. Заза отправляется в Париж, желая побороться за свое счастье, но обнаруживает, что у Дюфрена есть не только жена, но и очаровательная дочь. Вспомнив свое тяжелое детство без отца, она останавливает себя — уходит, ничего не говоря госпоже Дюфрен. А потом, с болью для себя, выводит своего любимого на чистую воду и расстается с ним. Все. Никто не кончает собой, никто никого не режет. Эпизод закончился, жизнь продолжается.

Но драма и в музыке, и в тексте, и в постановке Лоя — настоящая! Она происходит здесь и сейчас, пред нашими глазами. Атмосфера театральной жизни передана правдиво, с точными деталями (чего стоят репетирующие танцовщики, которых мы на мгновение видим, когда открывается дверь в гримерную Зазы!). Некоторые моменты в опере — например, короткая ария, когда главная героиня, глядя из окна, провожает взглядом своего уходящего возлюбленного; или диалог Зазы и дочери Милио, — настоящие бриллианты Леонкавалло. Но и здесь надо употребить некоторое интеллектуальное усилие, чтобы отделить написанное композитором (а он же сам и автор либретто по пьесе П. Бертона), от поставленного Лоем и сыгранного артистами, — настолько целостным произведением искусства воспринимается эта опера на сцене Театра-ан-дер-Вин.

Большая доля успеха в спектакле принадлежит сопрано Светлане Аксёновой. Учившаяся в Петербургской консерватории, затем в Милане и Базеле, эта певица активно работает последние годы в разных европейских театрах. Но в Вене ее пока не знали. Аксенова-Заза не сходит со сцены все два часа, которые длится опера, прекрасно «пробивая» на верхних нотах оркестр, заставляя слушателя затаить дыхание в лирических моментах. Она танцует, мучается, ругается, напивается с горя, любит, — одним словом, играет с глубоким гармоничным артистизмом. Великолепен в спектакле был и всемирно известный баритон Кристофер Мальтман в партии Каскара. А вот известный австрийский тенор Николай Шукофф (Милио) хорошо подходил к главной мужской партии как типаж, но по крайней мере на двух последних спектаклях испытывал заметные трудности с верхним регистром. Впрочем, даже вокальные проблемы Шукоффа не испортили целостного театрального впечатления.

Три театральные премьеры, которые зрители должны были увидеть весной

Австрийский дирижер венгерского происхождения Штефан Шолтес, имеющий огромный опыт работы в немецких музыкальных театрах, впервые стоял за пультом Театра-ан-дер-Вин и прекрасно справился с музыкальным руководством как спектаклем в целом, так и Оркестром телерадиокомпании ORF в частности.

Остается добавить, что в Театре-ан-дер-Вин, не располагающим большими фойе, решили провести спектакль без антракта, а публику на разреженные места в зале пускали через обозначенные в именных билетах разные входы, соответствующие разным частям зала, минимизируя таким образом контакты между слушателями. И если чего и не хватало на «Зазе», так это именно энергетики зала, заметно сниженной из-за разреженной рассадки и прочих рестрикций коронавирусного времени. Однако отрадно, что и эта важнейшая для Вены и Европы музыкально-театральная площадка снова заработала. В во второй половине октября на сцене Театра-ан-дер-Вин ожидается «Порги и Бесс» Гершвина, а в ноябре — «Свадьба Фигаро» Моцарта.

Добавить комментарий