Говорят, что режиссура — это не профессия, а образ жизни. И, наверное, в этом есть большая доля истины, когда вспомнить о жизненном и творческом пути известного молдавского режиссера Эмиля Лотяну, создавшего шедевры советского кино — «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь». Он невероятно был предан своему делу, и его картинами, вошедшими в золотой фонд отечественного кинематографа, «Мосфильм» гордится до сих пор. Он подпитывал свою творческую энергию любовью, настоящей любовью… Он искренне влюблялся в своих главных героинь, которые потом становились и главными героинями его судьбы. Он по истине любил жизнь во всех ее проявлениях, хотя та не всегда отвечала режиссеру взаимностью.
.


Режиссер Эмиль Лотяну.

Режиссер огромного таланта — Эмиль Лотяну лучшие свои работы снял в Москве в советскую эпоху, когда кинематограф в стране имел особый статус. Поэт-романтик Эмиль Лотяну буквально ворвался в советское кино и яркими красками написал экранный портрет молдавского народа и своей родины. На «Мосфильме» в те годы трудились выдающиеся режиссеры — Бондарчук, Тарковский, Гайдай. И Лотяну занял достойное место в этой плеяде именитых мастеров.

Перелистывая страницы биографии


Эмиль Владимирович Лотяну был рожден в 1936 году в буковинском селе Секуряны, а рос в румынском селе Клокушна (ныне — Окницкий район Республики Молдова). В Эмиле Лотяну переплелись украинские, молдавские, русские и польские корни. Его предки по отцовской линии были выходцами из Буковины и носили фамилию Лотоцкие. Его дед был владельцем мельницы, и после присоединения Бессарабии к СССР семье грозило раскулачивание, репрессии и ссылка. Поэтому семья вынуждена была бежать в Бухарест. Перебравшись в Румынию, Лотоцкие сменили фамилию и стали называться на местный манер — Лотяну. Отца не стало, когда мальчику было 12 лет, и в дальнейшем их с младшим братом воспитывала одна мать — Татьяна Лотяну, учительница румынского языка и литературы.


Эмиль Лотяну в молодые годы.

Эмиль, от природы был натурой очень поэтичной, рано начал писать стихи, увлекся кинематографом. В Бухаресте попытался поступить на актерский факультет, но безуспешно. Эта неудача и подтолкнула Эмиля вернуться уже в советскую Молдавию. Обосновавшись в Кишиневе, жил буквально на улицах и складах. Работал в газетах, писал и публиковал стихи. В 17 лет Лотяну, движимый своей мечтой, поехал в Москву и поступил в Школу-студию МХАТ. Удача улыбнулась красивому и темпераментному молдавскому парню. На вступительных экзаменах даже не посмотрели на то, что он довольно плохо владел русским языком, настолько он был органичен и убедителен.

За два года, овладев актерским мастерством, юноша поступает на режиссерский факультет ВГИКа. По окончании вуза возвращается в Кишинев и начинает работать на студии «Молдова-фильм». Именно там были сняты первые фильмы Лотяну, принесшие молодому режиссеру признание: революционная сага «Ждите нас на рассвете», поэтичная история о первой любви «Красные поляны», в которой дебютировала 17-летняя Светлана Тома. Однако вскоре перспективного мастера, ставшего яркой звездой поэтического кинематографа, переманили из республиканской студии на «Мосфильм».

Любовь, как стиль жизни

Более десяти лет Эмиль Лотяну жил и работал в Москве, где снял свои самые известные кинокартины: вольная экранизация ранних рассказов Горького «Табор уходит в небо», лента по мотивам повести Чехова «Драма на охоте» — «Мой ласковый и нежный зверь», а также биографический фильм «Анна Павлова». Именно этот режиссер открыл для советского кинематографа талантливых актрис Светлану Тома и Галину Беляеву, которые были не только его музами, но и женами.


Эмиль Лотяну.

Удивительно, как мужчина, мог так тонко чувствовать святое чувство — любовь! Все его фильмы буквально сотканы из любви. Он и сам всегда был влюблен до беспамятства. Именно любовь невероятно вдохновляла режиссера, именно она была путеводной нитью в его жизни.
Темпераментный и талантливый, яркий и галантный Эмиль Лотяну очень нравился женщинам. Он всегда производил на них неизгладимое впечатление, красиво говорил и элегантно одевался. Также умел красиво ухаживать, был внимателен, умел искренне заботиться. Поэтому и не удивительно, что у режиссера было немало романов, преимущественно с женщинами, которые были намного младше его.

Светлана Тома


Эмиль Лотяну был для Светланы не только «крестным отцом» в кинематографе, он стал ее первой любовью. В пору их знакомства Лотяну было 29 лет, а Томе – 17. Их судьбоносная встреча нарушила все планы юной девушки, сделала ее любимицей миллионов, кинозвездой по имени Светлана Тома (псевдоним «Тома» — фамилия ее французских предков). И на протяжении многих лет не только творческие проекты связывали режиссера и его музу. Они буквально были повязаны судьбой, окунувшей их в целую палитру чувств. Их непростые отношения кипели невероятной любовной страстью, обидами и ненавистью.


Светлана Тома в юные годы.

А начиналось все как в сказке. Оканчивая школу, Света Фомичева мечтала стать юристом и, разумеется, в ее жизни не было даже малейшего намека на то, что она станет актрисой. Как-то 17-летняя девушка стояла на автобусной остановке, она должна была отвезти документы на юрфак. Но неожиданно к ней обратился молодой человек и пригласил сниматься в кино. Серьезная юная особа, решив, что с ней пытаются познакомиться весьма не оригинальным способом, решительно ответила отказом. Парень не сдавался, представившись ассистентом режиссера, он настойчиво уговаривал девушку. И Светлана до сих пор не понимает какие силы тогда повели ее вслед за ним. Опомнилась лишь тогда, когда оказалась в студии перед дверью с надписью «Красные поляны». Именно на роль главной героини этого фильма Эмиль Лотяну искал актрису. «Как только я ее увидел, понял, что из этого чудеснейшего материала можно лепить. Это все излучало ее тело, ее глаза. У нее была красивая грудь и, как потом оказалось, прекрасная попка. Всем хотелось хлопнуть по ней ладошкой…»


Светлана Тома и Эмиль Лотяну.

Рабочие отношения между режиссером и юной актрисой быстро переросли в роман, который долго оставался для окружающих тайной. Девушка была наслышана, что для многих путь в кино лежал именно через постель с режиссером, и очень боялась, что и о ней могут подумать нечто подобное. Однако последний день съемок для Светланы стал настоящим испытанием: «Я шла по мокрому песку и рыдала навзрыд. Пасмурный день, холодное свинцовое море, пустынный пляж, по которому бродят одинокие чайки… Все совпадало с моим настроением. Это было крушение мечты. Я не знала, что буду делать дальше, чем заниматься, как жить… без него». Съемки закончились, и дороги режиссера и актрисы действительно разошлись.


Светлана Тома в фильме «Табор уходит в небо» (1976).

Фильм вышел на широкие экраны в 1967 году и был высоко отмечен на Всесоюзном кинофестивале, а юная актриса получила Приз за лучший дебют. К тому времени Светлана уже навсегда распрощалась с мыслями о юриспруденции и стала студенткой Кишиневского института искусств. Вскоре актриса вышла замуж за однокурсника, родила дочь. Но семейное счастье оказалось недолгим. Ее малышке едва исполнилось восемь месяцев, как молодой супруг трагически погиб.

Через время снова судьба свела Светлану и Эмиля на съемочной площадке и не только. Они прожили в гражданском браке около десятка лет. И пока пара была вместе, Тома сыграла еще в двух его картинах: «Лаутары» (1973) и «Табор уходит в небо» (1976). Семейные отношения их складывались очень непросто. Лотяну, как и все талантливые люди, был человеком сложным. А когда дело касалось съемочного процесса, он не щадил никого. Так, чтобы добиться соответствующей грации и пластики от актрисы Лотяну заставлял Светлану перед съемками ходить с привязанными к ногам грузами по 20 килограммов каждый. Этот тренинг дал превосходные результаты — вскоре актрису нельзя было отличить от настоящей цыганки.

Был также случай, когда, добиваясь достоверности в кадре, Тома едва не погибла во время съемок одного из эпизодов. Во время бешеной скачки у фаэтона внезапно оторвалось правое переднее колесо, и актрисе грозило падение на всей скорости. Лишь благодаря сноровке и отваге одного из актеров Светлана смогла спрыгнуть с фаэтона и остаться в живых. Вот так всю жизнь ей придется рассчитывать только на свои силы и противостоять ударам судьбы.


Светлана Тома и Эмиль Лотяну.

Фильм «Табор уходит в небо» вышел на широкий экран в 1976 году и имел грандиозный успех, собрав 65 миллионов зрителей, он занял первое место в прокате. Также фильм был награжден 30-ю призами на международных фестивалях: в Сан-Себастьяне (1976), Белграде (1977), Париже (1979). Его для проката закупили 140 стран мира.

Тем не менее, эта картина стала последней совместной работой Лотяну и Томы. В 1977 году, когда режиссер приступил к работе над очередным фильмом «Мой ласковый и нежный зверь», главной роли для Светланы в нем не нашлось. Эмиль снял ее лишь в эпизодической роли цыганки.
К тому времени их гражданский брак рассыпался, как карточный домик, и в жизни Лотяну появилась новая муза. Это была 16-летняя Галя Беляева. Эмилю Лотяну на то время шел 41 год. Светлана же была вынуждена смириться с тем, что и на съемочной площадке, и в сердце режиссера ее место заняла другая.

Галина Беляева



Галина Беляева в юные годы.

Галина родилась в семье, совершенно далекой от искусства. Ее мама работала энергетиком, отец ушел из семьи еще до рождения дочери. Юная Галина поступила в Воронежское хореографическое училище. Балет хотя и увлекал девушку, но в глубине души она мечтала и о кино. В 15 лет она отправила свою фотографию на «Мосфильм» надеясь, что ее заметят. И чудо действительно случилось. Ее фото попалось на глаза Эмилю Лотяну, который больше месяца безуспешно искал исполнительницу на роль Оленьки Скворцовой. Позже режиссер вспоминал:«Я увидел эти косульи глаза, воскликнул: «Вот она!»». Юную балерину из Воронежа привезли в Москву. Началась работа над образом. Несколько дней Эмиль бился над Галиной, и как ему казалось, безрезультатно. Но в ответственный момент после команды «мотор» «Из нее выперло все, что я в нее вбивал, оказывается, все это собралось в пружину — и она выдала все с такой свежестью, с таким напором, что съемочная группа опешила».Во время съемок картины Лотяну, безумно влюбленный в свою новую Музу, стал для молоденькой девушки и учителем актерского мастерства и любовником. Галина вскоре забеременела и ждала ребенка. Когда ей исполнилось 18, они поженились. Разница в возрасте между супругами была в 25 лет.


Свадьба Лотяну и Беляевой.

Картина «Мой ласковый и нежный зверь» вышла на широкие экраны в 1978 году и в сравнении с «Табором» имела гораздо меньший успех. В прокате ее посмотрели 26 миллионов зрителей, и она заняла 16-е место.


Эмиль Владимирович Лотяну с супругой Галиной Беляевой и сыном Эмилем.

Подробнее об отношениях режиссера и актрисы, а также о дальнейшей ее судьбе, читайте в нашей публикации: Зигзаги судьбы Галины : Почему звезда фильма «Мой ласковый и нежный зверь» пропала с экранов.

Жизнь, утратившая смысл


После развода с Галиной и ухода с «Мосфильма» Эмиль Лотяну вернулся в Кишинев, возглавил Союз кинематографистов Молдовы, преподавал в кишиневском Институте искусств, снимал документальные фильмы. Но вскоре страну захлестнула перестройка, приведшая к развалу Союза. Кинематограф постепенно приходил в упадок. Невостребованность угнетала режиссера. Однако после нескольких лет творческого молчания Эмилю Лотяну все же удалось снять новый фильм — «Скорлупа» (1993), как позже оказалось он же был и последним. К сожалению, в фильмографии Лотяну не так много фильмов, как могло бы быть. Но большинство из тех, которые он создал, продолжают жить и сейчас.


Эмиль Владимирович Лотяну.

Коллеги говорили, что Лотяну сгорел, потому что ему не давали работать. Ему больше 12 лет пришлось пробивать право на съемки очередной картины. А когда наконец-то добился, дни Маэстро были уже сочтены.

Последняя любовь

В последние годы жизни Лотяну вновь жил в Москве, работал над сценарием фильма «Яръ», в котором хотел поднять тему о знаменитых людях эпохи, живших в столице вначале XX века. На экранизацию этой киноленты долго не находилось средств, и режиссер очень переживал из-за этого. К тому же его здоровье очень пошатнулось. О том, что у режиссера рак, ему до последнего не говорили. Поэтому, когда Госкино, наконец, нашло деньги на его картину «Яръ», Лотяну успел лишь подобрать актеров на главные роли и записать музыку.

Маэстро был полон новых творческих планов и идей. Срочно начал решать организационные вопросы. В начале 2003 года он слетал в Кишинев, где утряс вопрос о будущих съемках. А в Братиславе встретил ЕЕ. Он подошел к ней на улице и предложил сниматься. Он точно знал, что она его новая Муза и главная героиня не только фильма, но и жизни. Фото молодой девушки Петры Фильчаковой, которая была моложе на 50 лет, Эмиль постоянно держал при себе. В его сердце разгоралась новая искра любви.

Но он слишком поздно узнал о своей болезни, но думал, что успеет снять картину, но уже не успел сделать ничего, кроме одного дубля с участием Петры. Он думал, что успеет и долюбить… Но, увы. 12 апреля Лотяну доставили в реанимацию Военного госпиталя. Врачи тут же предупредили родных, что его дни сочтены. Последние дни с ним неотлучно были его бывшая жена Галина Беляева и его сын Эмиль Лотяну-младший, который объединял бывших супругов долгие годы после расставания. Скончался Эмиль 18 апреля в 2003-м.


Светлана Тома и Галина Беляева.

В день похорон, глядя на множество венков и корзин с цветами, Светлана Тома горько обронила, утирая слезу: «Если бы при жизни Эмилю досталась хоть частица этой роскоши!» Галя Беляева подошла и обняла ее. Так они стояли, обнявшись, и плакали у могилы мужчины, который был для каждой самым желанным и любимым, который сделал их незаурядными личностями и знаменитыми актрисами.


Надгробный памятник режиссеру Эмилю Лотяну на Ваганьковском кладбище в Москве.

В судьбе Светланы Тома было немало достойных мужчин, но гениальным был лишь один — Эмиль Лотяну. Актерская драма «цыганки Рады»: Почему Светлана Тома считает фильм «Табор уходит в небо» подарком судьбы и одновременно проклятием.

Добавить комментарий